Церковь Святого Креста (Ахтамар)

: 38°20?25 с. ш. 43°02?13 в. д. / 38.34028° с. ш. 43.03694° в. д. / 38.34028; 43.03694 (G) (O) (Я)

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар (арм. ?) — раннесредневековый армянский монастырь на острове Ахтамар, построенный в 915—921 годах.

Исторический очерк

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры[1] и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков[2]. Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом[3]. С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви[4]. Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни[5]. В 1114 году Собор в местечка Шугра а Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат[5]. Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана[4][5]. С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после 1915 года — геноцида армян[5].

Архитектура

Ахтамар — крестово-купольная церковь[1] несколько видоизмененное в плане[6], длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.[5]. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века[7]. К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Церковь до реставрации

Более чем тысячелетний храм сохранилась без значительных видоизменений[8].

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню[3], особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами[6]. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение[6]. Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов[3]. Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа[9]. Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза»[6] (иначе «Сбор винограда»[10]). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке»[11]. В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу[5]. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски[12]. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности[6].

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры[6]. В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства[13]. В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах[14][15]

Фрески

Предполагается, что фрески церкви были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла[16]. Ахтамар по сути единственный сохранившийся памятник времени, фрески которого сохранились сравнительно полноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эпохи и его стилевых особенностях[16]. Сохранилось 2 слоя фресок[5]. Предполагаестя, что в куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда»[5]. Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы[17]. Как отмечает Л. Дурнова фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды»[18].

Реставрация

В 2007 году по решению правительства Турции церковь была отреставрирована[19][20]. 19 сентября 2010 года, впервые за 95 лет, в церкви прошла литургия[21], a в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви был установлен крест[22]. До этого отказ турецких властей установить крест на куполе церкви привел к массовым протестам армян всего мира[22]. Ныне Ахтамар функционирует как музей. 8 сентября 2013 года в церкви было совершено таинство крещения 6 человек, в том числе одного младенца. Таинство совершил епископ Арам Атесян[23].

Благодаря географической изолированности (на острове) церковь сравнительно хорошо сохранилась. Один из ведущих армянских специалистов по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечает, что реконструкция была осуществлена на высоком уровне[24], хотя ряд других специалистов указывают на незначительные недостатки[25].

Страна: 
OnMap: 
Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране