Футбольный стадион в западной части Крестовского острова

Зенит Арена

New football stadium construction site in SPB 01.jpg

Местоположение

Санкт-Петербург

Цена постройки

1,1 млрд долларов[1]

Архитектор

Kisho Kurokawa architects & associates

Владелец

РФС

Вместимость

69 501

Покрытие

натуральное

Координаты: 59°58?23 с. ш. 30°13?14 в. д. / 59.972953° с. ш. 30.220533° в. д. / 59.972953; 30.220533 (G) (O)

«Футбольный стадион в западной части Крестовского острова» («Зенит Арена»[2], «Газпром Арена»[3]), — строящийся стадион в Санкт-Петербурге. Располагаться арена будет на месте [4][5] стадиона имени С. М. Кирова. Автором проекта был японский архитектор Кисё Курокава (1934—2007). Один из самых дорогих футбольных стадионов в мире[6]

Планируется, что к моменту окончания строительных работ стадион станет одним из самых технологически продвинутых и совершенных спортивных сооружений в Европе. На нём будут отсутствовать легкоатлетические дорожки, он будет предназначен только для проведения футбольных матчей.

Стадион будет передан под управление компании «Газпром» для футбольного клуба «Зенит»[7]. На этом стадионе пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года[8], в том числе полуфинальная.

Сохранятся внешние габариты холма и павильоны работы архитектора А. С. Никольского, использующиеся в качестве административных зданий. Футбольное поле при этом также будет расположено ровно в том же месте, что и на стадионе имени Кирова[9].

После реконструкции павильоны сменят функциональное назначение: в них разместятся магазины и билетные кассы.

Название

В настоящий момент рабочее название арены — «футбольный стадион в западной части Крестовского острова», собственное ещё не выбрано. В процессе строительства назывались наименования «Зенит» и «Газпром-арена», так как предполагалось, что петербургский футбольный клуб «Зенит» и его главный спонсор компания «Газпром» будут финансово участвовать в строительстве стадиона[3][10]. Однако в итоге финансирование полностью проходит за счет городского бюджета, и вопрос относительно названия остаётся открытым.

В мае 2009 года депутаты ЗАКСа Санкт-Петербурга из фракции КПРФ направили губернатору Санкт-Петербурга запрос относительно названия строящегося стадиона[11]. В июне 2009 года В. И. Матвиенко в ответе на запрос пояснила, что название стадиона ещё не утверждено и что оно в будущем должно быть определено Топонимической комиссией[12]. Было анонсировано, что название стадиона будет выбрано в процессе широкого общественного обсуждения, к которому привлекут петербуржцев, и в первую очередь болельщиков[13].

В июле 2009 года президент «Зенита» А. В. Дюков объявил на встрече с болельщиками, что среди коммерческих компаний, которые хотели бы, чтобы их название вошло в название стадиона, будет проведён тендер. Среди требований к участникам будет отсутствие в логотипе компании красно-белых цветов[14][15]. В сентябре 2009 года председатель правления ОАО «Газпром» заявил журналистам, что стадион, возможно, будет называться «Газпром-арена»[16]. 17 декабря 2009 года председатель городского комитета по физической культуре и спорту Вячеслав Чазов сделал заявление, что по итогам конкурса на лучшее название стадион получит название «Газпром-арена», так как оно было поддержано большинством[17].

Представители Топонимической комиссии в свою очередь выразили удивление данным заявлением и пояснили, что проводимый комитетом по физической культуре конкурс был альтернативным основному, проводимому Топонимической комиссией. Вероятность присвоения названия «Газпром-арена» была определена как близкая к нулю; наиболее вероятным были названы варианты «Крестовский» и «Приморский»[18]. Петербургские СМИ также отметили, что данные Чазова расходятся и с результатами опроса в Интернете, где наиболее популярным является название «Крестовский», а название «Газпром-арена» было поддержано лишь 10 % пользователей, принявших участие в опросе, также уступив вариантам «Петербург-арена», стадион имени С. М. Кирова и «Зенит»[19]. Интернет-портал «Невский спорт» задал своим посетителям вопрос: «Как Вы относитесь к выбору горожанами названия „Газпром-арена“ для нового стадиона?» Более половины проголосовавших выбрали вариант «Этих „горожан“ звали Миллер и Матвиенко»[20]

В феврале 2010 года депутат ЗАКС Олег Нилов направил Валентине Матвиенко запрос по поводу названия строящегося стадиона[21]. В ответе было указано, что окончательное решение о названии стадиона будет принято в установленном порядке правительством Санкт-Петербурга к моменту завершения его строительства и ввода в эксплуатацию[22].

Очередное предложение присвоить стадиону имя Кирова, внесённое фракцией КПРФ на сессии Законодательного собрания 12 февраля 2014 года, было отклонено[23][24].

Сроки сдачи арены

Сроки сдачи стадиона сдвигались много раз:

    В августе 2007 года Валентина Матвиенко сообщила, что футбольный клуб «Зенит» должен сыграть на стадионе свой первый матч в марте 2009 года[25]. В сентябре 2007 года было заявлено, что стадион будет сдан к декабрю 2008 года[26]. В январе 2008 года Григорий Фельдман, генеральный директор компании «Авант», являвшейся на тот момент генеральным подрядчиком строительства, заявил, что, скорее всего, стадион будет построен к маю 2009 года[27]. В апреле 2008 года президент ФК «Зенит» Александр Дюков сообщил, что арена не будет сдана в эксплуатацию раньше 2010 года[28][29]. В июне 2008 года Григорий Фельдман заявил, что стадион должен быть построен к концу 2009 года[30]. В июле 2008 года Валентина Матвиенко выразила надежду, что если в течение двух недель станут понятны источники финансирования, можно будет «успеть к сезону 2009—2010 годов»[31]. В октябре 2008 года стартовал новый конкурс по выбору подрядчика для продолжения строительства футбольного стадиона. В связи с этим возможно увеличение срока реализации проекта[32]. В декабре 2008 года был объявлен новый генподрядчик строительства — компания «Инжтрансстрой»[33]. В январе 2009 года заместитель генерального директора ЗАО «Трансстрой» Александр Красницкий сообщил, что строительство должно быть завершено к концу 2010 года[34], в феврале 2009 года дата сдачи была подтверждена и уточнена — ноябрь 2010 года[35]. В июне 2009 года Валентина Матвиенко объявила о том, что работы отстают от графика на один месяц, срок сдачи ноябрь 2010 года был подтверждён[13]. В июле 2009 года президент «Зенита» Александр Дюков на встрече с болельщиками сообщил, что торжественное открытие стадиона состоится в зимний период 2010—2011 с участием одного из грандов мирового футбола[14]. В сентябре 2009 года Валентина Матвиенко сообщила, что стройка идёт намеченным планом и никаких предпосылок к тому, что объект будет сдан позже ноября 2010 года, нет[36]. В начале 2010 года Правительством Санкт-Петербурга были озвучены сведения о возможном подвижке сроков сдачи стадиона на неопределённый срок[37]. В мае 2010 года генеральный директор корпорации «Трансстрой» Михаил Леонтьев сообщил в интервью, что реальной датой окончания строительства в случае отсутствия новых вопросов у экспертов можно назвать конец 2011 года[38]. В середине июля 2010 года Александр Дюков заявил: «В начале августа будут предоставлены окончательные проектные документы, что позволит возобновить работы. Мы планируем, что ввод в эксплуатацию стадиона произойдет уже в 2011 году»[39]. 25 января 2011 года вице-губернатор Роман Филимонов сообщил, что окончательный срок завершения строительных работ определен ноябрём 2012 года[40]. В ноябре 2011 года генеральный директор ЗАО «Трансстрой» Александр Руденко объявил, что из-за новых требований заказчика строительство арены пока остановлено и сдать объект получится не раньше декабря 2013 года[41]. 26 апреля 2012 года на пресс-конференции инспекционной комиссии ФИФА, первый заместитель председателя комитета по физической культуре и спорта Северной столицы Николай Растворцев сообщил, что арена будет достроена и сдана в эксплуатацию в 2014 году[42] 1 сентября 2012 после инспекции стадиона Дмитрием Медведевым стало известно что стадион откроется не позднее конца 2014 года, в связи с грядущей (очередной) сменой подрядчика.[источник не указан 358 дней] 1 октября 2012 в пресс-службе комитета по строительству Смольного, сообщили, что стадион будет сдан в эксплуатацию в четвертом квартале 2014 года.[источник не указан 358 дней] 31 октября 2012 вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский говорил о введении стадиона в эксплуатацию в конце 2014 года и о продлении контракта с компанией «Трансстрой», но по информации "Радио «Зенита», 1 ноября 2012 представители компании признались, что реально сооружение будет готово не раньше конца 2015 года[43]. 19 декабря 2012 года председатель Комитета по строительству Петербурга Артеев заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию 20 октября 2015 года.[44] 20 марта 2013 года вице-губернатор Санкт-Петербурга по строительству Марат Оганесян озвучил новый срок окончания строительства — 2016 год, заявив, что переноса даты больше не будет[45]. 8 апреля 2013 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко озвучил официальную дату окончания строительства — 15 декабря 2015 года[46]. 20 мая 2013 года председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что, скорее всего, стадион будет сдан либо в конце 2016-го, либо в начале 2017 год[47]. 20 июня 2013 года министр спорта России Виталий Мутко на пресс-конференции, посвящённой завершению первого этапа проектирования футбольных стадионов для проведения чемпионата мира 2018 года, сообщил о том, что крайний срок для сдачи арены в эксплуатацию — май 2016 года[48]. 20 июля 2013 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко озвучил официальную дату окончания строительства — 29 июля 2016 года[49]. 28 января 2014 года Виталий Мутко снова повторил, что май 2016 года — планируемый ввод в эксплуатацию стадиона в Санкт-Петербурге[50]. 15 февраля 2014 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пообещал Владимиру Путину, что стадион будет готов в 2016 году. 24 апреля вице-губернатор Санкт-Петербурга заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию в мае 2016 года. [51]

Характеристики проекта

    Основание строительства: Постановление № 2054 от 28.12.2004 года «О реализации проекта по строительству нового футбольного стадиона в западной части Крестовского острова»[52]. Государственный заказчик: Комитет по строительству Санкт-Петербурга. Генеральный проектировщик: Kisho Kurokawa architects & associates. Генподрядная организация: ЗАО "Инжтрансстрой". Субподрядная организация : ООО "Инжтрансстрой - СПб"[33]. Конструктивное решение:

Чаша трибун перекрывается раздвижным куполом диаметром 286 метров, опирающимся на 8 мачт[27].

Основные технико-экономические показатели:

Вместимость стадиона — 70 000 (полная) Высота здания — 56,6 метров. Количество этажей — 8 этажей[27] Количество лестнично-лифтовых блоков — 4[27] Площадь помещений — 105,8 тыс. м?. Площадь футбольного поля — 9840 м?. Вес выдвижного поля — 11 400 т. Количество въездов на поле — 2.

Футбольное поле

В связи с тем, что погодные условия в Санкт-Петербурге являются неблагоприятными для роста травы зимой, авторами проекта было принято архитектурное решение, при котором поле стадиона будет выдвигаться за его пределы.

Крыша стадиона

В связи с тем, что Санкт-Петербург является самым северным городом, представляющим премьер-лигу, и погодные условия не всегда являются оптимальными для проведения футбольных матчей,?— крыша стадиона будет раздвижной, чтобы закрывать поле во время непогоды и холодного времени года.

Трасса «Невское кольцо»

Основная статья: Невское кольцо

Стоимость строительства

В процессе постройки

Изначально строительство стоимостью 6,7 млрд рублей[53] (250 млн долларов[54]) должно было осуществляться за счёт средств «Газпрома»[52], но впоследствии в СМИ как факт стала излагаться информация о том, что стадион будет построен за счёт средств городского бюджета[55], причём обойдётся он уже в 14 млрд рублей[28].

Оценка стоимости проекта сторонними экспертами по состоянию на апрель 2008 года — 20 млрд рублей[55].

В августе 2008 года была озвучена сметная стоимость в 23,7 млрд рублей[56] и озвучена информация о том, что Санкт-Петербург откажется от финансирования «Охта-центра» в пользу стадиона[57].

25 января 2011 года вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов сообщил, что общая стоимость строительства стадиона на Крестовском острове выросла до 33 млрд рублей. По словам Филимонова, строительные работы подорожали на 8,4 млрд рублей в сравнении с предыдущей сметой. Порядка миллиарда рублей составили «вопросы, связанные с проектными делами»[58].

10 февраля 2011 года комиссия по городскому хозяйству Зак С-Петербурга одобрила повышение сметной стоимости строительства стадиона. Расходы возросли главным образом из-за необходимости обеспечить соблюдение безопасности на будущем стадионе, а также из-за сложных конструкций: раздвижной крыши и выдвижного поля. Между тем смета составила не 33 миллиарда, о которых было объявлено в конце января, а 28,7 миллиардов рублей.[59]

21 ноября 2011 года издание Коммерсантъ сообщило, что в результате доработок проекта в соответствии с требованиями FIFA и UEFA, включая изменение вместимости стадиона с 62 тыс. до 69 тыс. болельщиков (около 7 тысяч за счёт роста трибун до 52 метров) и разработку новой конструкции купола для прогрева стадиона, смета стадиона может вырасти до 40 млрд руб.[41].

В июне 2012 года в интервью «Ведомостям» гендиректор проектно-строительной компании «Трансстрой» (генподрядчик проекта) Игорь Панкин оценил стоимость проекта примерно в 44 млрд руб[60].

18 октября 2012 года власти Санкт-Петербурга внесли на утверждение Главгосэкспертизы обновленную смету строительства «Зенит-Арены» в 43,8 миллиарда рублей[61].

Сумма в 43,8 миллиарда рублей (около 1,4 миллиарда долларов США) составляет бюджет Футбольного клуба «Зенит» за 10 лет и делает стадион вторым по стоимости в мире после нового «Уэмбли», введённого в строй в Лондоне в 2006 году и вместимостью 90000 человек (около 1,57 миллиарда долларов). Стоимость стадиона в Санкт-Петербурге в пересчёте на одно зрительское место будет составлять около 11 000 евро, при том, что в УЕФА исходят из того, что одно посадочное место на современном стадионе стоит около 3000 евро[62]. В строительство и реконструкцию всех стадионов перед чемпионатом мира 2006 года в Германии было инвестировано около 1,9 млрд евро.

В мае 2013 года по итогам проверки сметы стадиона Счетной палатой стоимость стадиона была впервые официально сокращена — до 34 млрд рублей [47]. При этом из бюджета за 2006—2012 годы уже было израсходовано более 40% этой суммы.

Процесс строительства

В 2007 году завершено свайное поле, выполнен демонтаж стадиона имени С. М. Кирова и полностью завершены земляные работы.

В январе 2008 года проект нового стадиона закончен[27]. Заключение должно быть получено у Главгосэкспертизы к концу июля 2008 года[63].

По заявлению Александра Дюкова, президента ФК «Зенит», по состоянию на 25 апреля 2008 года работы ведутся в таком графике, что стадион будет сдан в эксплуатацию не раньше 2010 года[28][29][55].

В мае 2008 года должны были быть завершены работы по расчистке площадки для строительства, а в июне 2008 — торжественно заложен первый камень[54].

6 ноября 2008 года между комитетом по строительству Санкт-Петербурга и компанией «Авант», подрядчиком строительства стадиона, было подписано соглашение о расторжении госконтракта. По данным РБК, разрыв сделки связан со значительным удорожанием проекта. Стороны расторгли документ с 20 ноября 2008 года[64]. К этому времени предприятие-генподрядчик выполнило оговоренный вид работ стоимостью 5 млрд 450 млн руб.[65]. На заседании бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания, прошедшего 10 ноября 2008 года, было решено выделить в 2009—2010 годах 16 млрд 791 млн 893 тыс. руб. на строительство стадиона (6 млрд 791 млн 893 тыс. руб. — в 2009 году, 10 млрд руб. — в 2010). Как сообщалось в официальных материалах заседания, в целом стоимость строительства стадиона на тот момент оценивалась в 23 млрд 713 млн 560 тыс. руб[64].

В декабре 2008 года работы по строительству были возобновлены[66]. В декабре 2009 года после проверки проекта стадиона на соответствие требованиям FIFA выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует стандартам FIFA. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали. Для исправления выявленных недостатков в апреле 2010 г. был привлечен новый генпроектировщик — Моспроект-4, имеющий большой опыт в проектировании спортивных сооружений (например, стадион «Локомотив» в Москве). Планировка подтрибунных помещений, конфигурация трибун были приведены в соответствии с требованиями FIFA, предъявляемыми к стадионам такого уровня. Появились большие холлы и свободные пространства, были найдены места для размещения дополнительных кафе, баров на всех уровнях стадиона. В связи с вносимыми изменениями строительство было остановлено в декабре 2009 года на 3-м уровне (отм. 14.000) и возобновлено в полной мере в августе 2010 г.

Финансирование стадиона для ФК «Зенит» на Крестовском острове после смены в сентябре 2011 г. губернатора Петербурга с Валентины Матвиенко на Георгия Полтавченко практически полностью остановлено. Строительные работы на стадионе сейчас не ведутся до утверждения нового проекта.

1 сентября 2012 года при посещении стадиона премьер-министр России Дмитрий Медведев высказался, что «...это не просто долгострой, это выглядит позорно». Отметив при этом, что без соответствующего обоснования «...федеральное финансирование в город не поступит»[67].

На начало января 2012 года, готовность стадиона составляет 34,4 %, а на его строительство уже потрачено 14,4 млрд рублей.

В настоящий момент строители стадиона подошли к верхней точке чаши — отметке в 42 метра. В ближайшее время организация планирует приступить к монтажу конструкций стационарной части кровли. В дальнейшем, в 2014 году, начнутся работы по возведению конструкций раздвижной крыши.[источник не указан 349 дней].

Транспорт

После халатного разрушения в начале XXI века налаженной трамвайной системы, позволявшей эффективно организовать доставку болельщиков до стадиона им. С. М. Кирова, весьма остро встал вопрос транспортной доступности строящегося стадиона. Ввиду того, что станция метро «Крестовский остров» не обладает возможностями по пропуску соответствующего пассажиропотока и не находится в пределах шаговой доступности от стадиона, было решено построить станцию метро «Новокрестовская» на Невско-Василеостровской линии, которая к 2017-2018 годам станет промежуточной станцией между станциями «Приморская» и «Улица Савушкина». На случай непостройки станции прорабатывается проект организации доставки болельщиков посредством водного транспорта[68].

Галерея

Страна: 
OnMap: 
Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране