Христорождественский собор (Рига)

Православный храм

Христорождественский кафедральный собор

: 56°57?14 с. ш. 24°06?55 в. д. / 56.9539139° с. ш. 24.1155472° в. д. / 56.9539139; 24.1155472 (G) (O) (Я)

Христорождественский кафедральный собор в Риге (Rigas Kristus Piedzimsanas pareizticigo katedrale) — кафедральный храм Латвийской православной церкви (РПЦ) недалеко от Памятника Свободы (улица Бривибас, 23).

История храма

Положение дел до строительства

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. Впоследствии к дискуссиям по актуальному вопросу возвращались не раз. В частности, в 1836 году, когда в рижской православной церкви апостолов Петра и Павла была провозглашена независимость Рижской епархии, а также в 1850 году, когда эта же церковь была объявлена кафедральной. Однако по-настоящему было решено приступить к реализации столь давнего замысла только к началу 70-х годов.

В самом начале 70-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики, направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову, в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого одобрения со стороны правительства архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молнию, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту. Во многом и из-за «климатического» фактора процесс финансирования строительства новой православной церкви ускорился. Таким образом, в 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным, передовым храмом на территории Лифляндской губернии.

Проект-победитель

Несколько проектов будущего собора было отправлено в Москву на конкурсной основе. Всего проектов было три: один — проект молодого и многообещающего зодчего Яниса Фридриха Баумана, фактически первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал остзейцу, работавшему в Риге с 1853 года, академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю, будущему автору нового здания для нужд Большой Гильдии в стиле тюдоровской «пламенеющей готики». Но в итоге в 1875 году победу одержал проект молодого, но амбициозного выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга, который предполагал строительство храма в неовизантийском стиле, что также явилось «в пику» немецким псевдоготическим сооружениям и также отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей). Известно также, что храм начали сооружать на территории свободного участка — эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году начнётся строительство Рижской коммерческой школы (на участке той же эспланады), которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф, а сама постройка послужит «адекватным симметричным ответом» нововизантийскому варианту.

Создатели храма

Затем произошла необходимая сдача строительства в подряд. Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года. Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 800 пудов. В процессе «адаптации» колоколов, принесённых в дар, стало понятно, что для всей дюжины не хватит пространства, что побудило российского императора выделить средства на воздвижение колокольни над входом в православный собор, где были размещены колокола. Таким образом, Роберт Пфлуг получил дополнительный заказ и дополнительные финансы на выполнение работ, с которыми ему удалось успешно справиться. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Николая Дмитриевича Финляндского, находившейся в Москве. Что касается художественного оформления интерьеров Христорождественского собора, то им занимались известные в России мастера живописи: П. Шамшин, ректор Петербургской Академии художеств. Точно установлено, что ему принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем». Также над внутренним убранством нового кафедрального собора трудились академики К. Вениг и Василий Васильевич Верещагин, известный русский живописец, близкий к направлению художников-передвижников. Верещагин являлся автором иконы первого яруса главного иконостаса, а также ему принадлежит роспись Царских врат. К тому же Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Также в оформлении плафона и приделов участвовали профессор Васильев, который писал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса, а ассистировали ему художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин.

Завершение строительных работ и освящение

24 апреля 1884 года состоялась передача завершённого строительством храма в ведение духовного ведомства; был освящен 28 октября того же года митрополитом Киевским и Галицким Платоном (Городецким) в сослужении епископов Рижского и Митавского Доната и Ковенского Сергия. В день освящения прозвучали все 12 колоколов из надстроенной колокольни; состоялся крестный ход, во время которого в новый храм принесли иконы из бывшей кафедральной церкви апостолов Петра и Павла. В том числе большая часть икон была создана по заказу Рижского строительного комитета специально для нового храма. В этом храме, который являлся истинно народным по своему духу, богослужения проводились на четырёх языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком, то есть службы велись для прихожан разной национальной принадлежности. После составления финансовой сметы было выяснено, что в строительство православного кафедрального собора было вложено более полумиллиона рублей. В обустройство интерьеров из этой суммы было выделено 140 212 рублей 87 копеек.

Настоящей гордостью храма было собрание его икон, которые во многих случаях прихожане приносили в дар Собору Рождества Христова. Всего при одной из описей церковного имущества было зафиксировано 850 предметов.

Есть сведения, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский[1].

Вид собора в 1900 году

Известные протоиереи

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей Владимир Игнатьевич Плисс, который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии, исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей Василий Сергеевич Князев, который, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы, безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, будучи профессором церковно-библейской истории, прививал русскому населению Риги тягу к посещению Храма Рождества Христова.

Превращение в гарнизонную кирху

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Приход храма в запустение; подвижническая деятельность Иоанна Рижского(Поммера)

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Именно в 1918 году (уже после того, как потерпела неудачу акция Бермондта-Авалова) Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ Иоанн Поммер, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

Возрождение собора

К середине 1930-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Служители храма боролись за возвращение церкви расхищенного имущества, постепенно храм снова приобретал репутацию определённого духовного центра в рамках независимой Латвии. Так же как и раньше, Христорождественский кафедральный собор был первым православным храмом, который встречал путешественников, прибывавших из России наряду с церковью Александра Невского, находившейся на Александровской улице (в межвоенный период и в современной Латвии её название — улица Бривибас (Свободы)). 29 марта 1936 года в соборе была совершена архиерейская хиротония Августина (Петерсона) и интронизация его на пост митрополита Рижского и всея Латвии.

Orthodox cathedral in Riga.jpg

Собор в годы нацистской оккупации

В годы фашистской оккупации Латвии в соборе совершал богослужения митрополит Виленский и Литовский, Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский). В нём состоялось и отпевание митрополита, убитого 28 апреля 1944 года.

Закрытие собора

В послевоенной Риге собор оставался действующим до начала 1960-х годов. 5 октября 1963 года, распоряжением властей, он был вновь закрыт, а его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено. В храме установлены межэтажные перекрытия и размещены светские учреждения, в подвале кафе, в здании Планетарий. Существует множество версий (одна противоречивее и невероятнее другой), почему же в конце концов было решено закрыть этот храм, но все они скорее могут представлять собой поиск поводов к этому неоднозначно оцениваемому жесту со стороны министерства культуры СССР. В частности, можно привести следующую распространённую версию, которая объясняет ликвидацию этого знакового собора: якобы «Решение закрыть Христорождественский храм было принято министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой, которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария». (Ю. Е. Ульянов, «Страницы лет», Калуга, 2008).

Возможная причина реорганизации

Любопытна и ещё одна версия, опубликованная в интервью, которое известный латвийский журналист, коллекционер почтовых открыток и краевед Илья Дименштейн брал у Владимира Ильича Каупужа в 2010 году. В начале 1960-х Каупуж занимал пост министра культуры Латвийской ССР — именно его версия может претендовать на максимальную достоверность и правдивость, поскольку излагается лицом наиболее беспристрастным. Владимир Каупуж решительно опровергает устоявшуюся стереотипную версию, связанную со следом Екатерины Фурцевой, называя её ничем не обоснованной легендой. В качестве подкрепления своей точки зрения он приводит убедительный аргумент — Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а не в ведении Министерства культуры (в то время как Домский собор и церковь Святого Петра, располагавшиеся в Старом городе, действительно находились в юрисдикции минкульта). Работы по реконструкции здания храма начались с того, что заместитель председателя Рижского горисполкома по фамилии Рейхманис, по словам Каупужа, в рамках городской акции по сбору цветных металлов проявил повышенный интерес к медным крестам Кафедрального собора Рождества Христова. Именно чиновник горисполкома Рейхманис стал непосредственным инициатором спиливания крестов — уже во второй раз в истории храма; удивительным в этой истории было то, что кресты, сделанные из дерева, оказались только покрыты слоем медной жести. Таким образом, корыстный расчёт зампреда Рижского горисполкома не оправдался. И только после этой варварской акции горисполком принялся размышлять о дальнейшей судьбе здания храма со спиленными крестами, в итоге придя к выводу о необходимости создания культурно-просветительского заведения, впоследствии названного Республиканским Домом знаний.

Деятельность Республиканского Дома знаний

После этого события было решено «переквалифицировать» храм в место интеллектуальных студенческих собраний и посиделок. Таким образом, был составлен проект переделки здания храма в Республиканский Дом знаний, как называлось это учреждение в годы существования Латвийской ССР. Этот Дом был подведомствен обществу «Знание» Латвийской ССР. Официально церемония инаугурации нового интеллектуально-развлекательного молодёжного центра (каковым по существу являлся Республиканский Дом знаний) состоялась в 1964 году. В энциклопедии «Рига» за 1989 год приводится следующая формулировка для обозначения задач Дома знаний: «Задачи Дома Знаний — пропаганда в широких массах трудящихся общественно-политических знаний, достижений технических и естественных наук». Что касается заведений, которые размещались в помещении Дома, то это были удобно обставленный лекторий, несколько выставочных залов, а на втором этаже, под куполом функционировал планетарий, вход в который стоил пять копеек — там можно было изучить расположение созвездий, так как плафон помещения демонстрировал звёздное небо. В выставочных залах часто происходили выставки профессиональных художников, которые работали не только в ЛССР, но и в других республиках Советского Союза. Известно, что мероприятия (проведение кинолектория, выставки латвийских художников, лекции о достижениях в астрономии, тематические вечера, в том числе и вечера-встречи с известными в разных областях людьми, так называемые общественно-политические чтения по вопросам научного коммунизма и политэкономии, тематические выставки фотохудожников, собрания астрономических, экологических, технических и других кружков, равно как и научных секций), которые проходили в стенах Дома Знаний, посещало приблизительно 500000 человек в год.

Riga katedrale russian orthodox cathedral.jpg

Восстановление храма

В 1991 году было принято решение о возвращении храма верующим. Около пяти лет разбирались межэтажные перекрытия и проходили восстановительные работы в центральном алтаре.

6 января 1992 года епископ Александр (Кудряшов) совершил в соборе первое богослужение; были произведены значительные работы: расписаны своды, покрыты медью купола, сделана новая крыша, позолочен крест на центральном куполе; на средства благотворителей создан иконостас.[1]

Новый иконостас

В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали предприниматель из России Владимир Малышков (семья которого родом из Латвии, равно как и он сам), а также местный бизнесмен Игорь Малышков. В 2002 году в Латвию, в Ригу, к Христорождественскому Кафедральному собору на Эспланаде были привезены новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ.

Перенесение мощей святого Иоанна Рижского

4 октября 2003 года состоялось перенесение в собор обретённых незадолго до того мощей священномученика Иоанна Поммера из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3), где он был погребён[2][3].

Страна: 
OnMap: 
Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране