Афон (Атос-Айон-Орос)
Между Ситоньей и Афоном (так для краткости называют весь полуостров Атос-Айон-Орос) нет никаких линий общественного транспорта, поэтому вся связь между полуостровами ведется через столицу южной части Халкидики - Полийирос (Poliyiros). Главная дорога на полуостров ведет через приморский городок Иерисос (Ierissos) с его неплохими пляжами и лежащую южнее деревню Неа-Рода (Nea Rodha), буквально зажатую на перешейке между водами заливов Иерисос (Акантиос) и Айон-Орос (Сингитикос). Интересно, что болотистая низина, пересекающая весь перешеек, является не чем иным, как каналом, прорытым для флота Ксеркса в 480 году до н. э. и сейчас просто замытым водами моря и наносами с гор. Небольшой островок Амолиани, лежащий в водах залива Айон-Орос напротив южного устья бывшего канала, был базой персидского флота, а сейчас превратился в идиллический курорт, как и одноименный городок, лежащий на материке прямо напротив острова. Затем дорога сбегает к западному берегу и по узкой прибрежной террасе идет через городок Уранополис до самого Афона.
Священная гора Афон - одна из визитных карточек Греции. Это уникальное монашеское мини-государство, чьи храмы и монастыри буквально прилепились к слонам горы Афон (2030 м). Административно это особая единица Греции, самоуправляемое сообщество под непосредственной юрисдикцией патриарха константинопольского. Уставная хартия Святой горы Афонской (1924 г.) имеет силу государственного закона Греции, а особый статус территории закреплён в статье 105 действующей конституции страны. При этом имеется и мирской губернатор, подчиняющийся, как ни странно, МИД страны, и "гражданская" столица - городок Карье, при этом сам район целиком включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
О его истории можно рассказывать бесконечно, поскольку само зарождение Афона овеяно легендами. По одной из версий Дева Мария высадилась здесь по пути на Кипр и основала первый скит, по другой бежавшие от гонений монахи начали осваивать труднодоступные склоны горы уже во II веке н. э., а в 335 году н. э. Константином Великим строится первый монастырь в Карье (существующий до сих пор, кстати). Уже в 676 году эти края были пожалованы монахам Византийской империи Константином Погонатом, в IX веке Василий Македонский подтверждает их статус, а в 963 году возводится первая лавра. И с той поры "монашеская республика" прошла много ступеней и вех своего развития. Был Афон и теократической монархией, и республикой, неоднократно приходил в упадок, разорялся пиратами (и даже местными крестьянами!) и снова "воскресал". После падения Византийской империи отцы церкви дальновидно отказались от сопротивления османам и даже поддерживали хорошие отношения с ранними султанами, один из которых посетил гору "с государственным визитом". Интересно, что в 1566 году монастыри все-таки потеряли все свои имения по указу Селима II, но продолжали духовную и просветительскую деятельность, хотя к XIX веку почти опустели. Возвращение монахов произошло лишь после сентября 1829 года, когда Российская империя поставила восстановление статуса и имений Афона как одно из обязательных условий Андрианопольского договора с Турцией. И при этом монахи тщательно блюли свой устав, активно сопротивляясь всяким попыткам привнести сюда иностранное влияние, хотя в восстановление храмов огромный вклад внесли правители практически всей Восточной Европы. И начиная с XII столетия Афон постепенно превращается в один из духовных центров православного мира, коим и является в наши дни.
Начать знакомство с храмами Афона рекомендуется с юго-западного побережья, на котором есть и неплохие порты, и относительно хорошая дорога. Самый северный монастырь - Зографос, или Зографу (Zografou - "Живописный", современный комплекс построен в 1801 г. на месте более ранних сооружений). Это один из трёх "традиционно славянских" монастырей, чьей гордостью является древнейшая чудотворная икона Святого Георгия, с написания которой и начался сам Зографос. По легенде, в IX веке три брата - основателя монастыря, Моисей, Аарон и Иоанн (выходцы с территории современной Болгарии), подготовили доску для написания иконы великомученика Георгия - и в тот же момент лик его явился на доске сам собой, откуда и пошло название монастыря ("зографос" по-гречески - "живописный").
В 1,5 км южнее, на берегу небольшой гавани, лежит основанный в XI веке монастырь Констамонит (Konstamonitou) - один из самых маленьких, но очень живописных. Его простая, прямоугольная в плане церковь Стефана Первомученика скрывает за своими стенами уникальную библиотеку. Еще южнее (примерно 2 часа на машине) можно увидеть основанный в IX веке живописный комплекс Дохиариу (Дохиар) с самой высокой на Афоне церковью Архистратигов, почти заполняющей весь внутренний двор. В его длинной и узкой трапезной, из окон которой открываются живописные панорамы моря, сохранились уникальные фрески, а в специальной часовне между церковью и трапезной - чудотворная икона Богоматери Горгоипико ("Скоропослушница"). Есть здесь и священный колодец, якобы возникший сам собой в 1299 году.
Всего в 15 минутах ходьбы или в 30 минутах на машине южнее Дохиариу расположен монастырь Ксенофонт. Более похожий на крепость, он был основан в X-XI веках и расширен в XIX столетии. Это один из самых живописных комплексов Афона, отличающийся к тому же наличием сразу двух католиконов ("главный", или "общий храм") - древний (XI в.) маленький лежит практически в основании более позднего (1830 г.) верхнего, поэтому здесь практически рядом можно увидеть как фрески критской школы, так и две прекрасные мозаики святых Георгия и Деметрия. Среди сокровищ Ксенофонта также присутствуют роскошная библиотека (приблизительно 600 рукописей и 7000 печатных книг), несколько реликвий с мощами святых и аж 17 часовен, самая старая из которых датируется XII веком.
Монастырь Айос-Панделеймон (Айос-Панделеимон, также широко известен как Пантелеймонов, Россикон или просто Русик), лежит в 3,5 км юго-восточнее Карьи, прямо на берегу моря. "Русским" этот монастырь прозвали из-за большого вклада российских правителей в его восстановление, хотя изначально он был скорее панславянским, большинство монахов были выходцами из балканских стран, да и сам старый комплекс сейчас является лишь кельей, в то время как действующий Пантелеймонов монастырь был построен позже - в начале XIX века. Сейчас он более известен своей библиотекой, реликвиями с мощами Святого Пантелеймона, а также колоколом трапезной - вторым по величине в мире.
Ксиропотамос (Ксиропотам) лежит южнее серпантина, ведущего от Карьи к прибрежной деревне Дафни. Это самый старый монастырь Афона, основанный, по преданиям, в V веке царевной Пульхерией, сестрой императора Феодосия II. Впрочем, ранние сооружения неоднократно разрушались землетрясениями, и большинство действующих зданий построены султаном Селимом (!!) и относятся к XVI-XVIII векам. Ксиропотамос славится своей хранилищницей, в которой находятся мощи сразу нескольких христианских святых, а также иконой святого Дмитрия Солунского, будто бы привезенной в 1453 году из Софийского собора в Константинополе.
На южном склоне мыса Кастанья, на высоте 330 метров над уровнем моря, возвышается монастырь Симон-Петрас (Симонопетра), по своей архитектуре очень напоминающий дворцы Тибета. Буквально вырастающий из скалы, он был основан в 1257 году и в силу своей труднодоступности всегда считался последним оплотом монашеской республики, оставаясь признанным центром просвещения даже во времена правления турок. Его многоэтажные башни с деревянными балконами, нависающими над пропастью, растиражированы на тысячах открыток и фотографий, а сам он до сих пор является одним из крупнейших культовых центров православного мира - одних только храмов здесь 12, а уникальная библиотека славится на весь мир собранием редких рукописей. Однако большинство паломников приезжают сюда, чтобы прикоснуться к раки с мощами десницы Марии Магдалины, якобы сохраняющимися нетленными уже две тысячи лет.
На противоположной стороне речной долины, на выступающей в море тридцатиметровой скале, располагается монастырь Осиос-Григориос (Осиу-Григориу, или Григориат). Он был основан в XIV веке во имя святого Николая, покровителя моряков, а потому нередко называется "морским". Сейчас здесь ведется строительство храма в честь преподобного Серафима Саровского, а сам монастырь известен еще и своим хором и хорошей библиотекой.
Всего в часе пешком на юг возвышаются стены монастыря Айос-Дионисиос (Айу-Дионисиу, Дионисиат или Неа-Петра), основанного в XIV веке. Этот укрепленный комплекс также эффектно взгромоздился на прибрежный утес высотой до 80 метров, но мало похож на соседа. Его возносящиеся на 20-25 метров стены увенчаны выступающими за обвод "висячими этажами", выглядящими так, будто кто-то просто поставил на старые стены типичные греческие домики. Интересно, что это один из наиболее богатых монастырей Афона, всю свою историю поддерживаемый различными правителями региона Черного моря. На его территории можно обнаружить 15 часовен, 7 келий, обширную братскую трапезную с уникальными фресками, а также уникальный реликварий и библиотеку с 1100 рукописями и 15 тысячами книг. А в 700 метрах южнее (дорога по суше займет не менее часа) раскинулся монастырь Айос-Павлос, основанный в X веке святым Павлом из Ксиропотама. Внешне он выглядит копией комплекса Айос-Дионисиос, разве что лежит дальше от моря, да стены его имеют более изящные пропорции. Но изнутри это один из самых колоритных комплексов Афона, в чьем оформлении смешиваются сербская, валашская, византийская и критская школы. А еще южнее лежат несколько отдельных скитов, самыми известными из которых считаются Айия-Ана, Теотокос и Айос-Василиос.
Северо-восточное побережье Афона чуть более полого, чем западный берег, а потому и монастырей здесь несколько больше, причем они заметно отличаются и по своей архитектуре. Самый северный монастырь - Хилиандарион (Хиландар) - начиная с XIII века считается духовным центром сербского православия. Он был основан в 1198 году сербскими великими князьями Саввой и Стефаном из династии Неманичей. Даже внешне монастырь до сих пор похож на укрепленный сербский храм, а его католикон Девы Марии (XIV в.) с фресками XVII-XIX веков считается ярким образцом южнославянского искусства. Здесь можно увидеть 13 часовен и 17 келий, 15 из которых, впрочем, находятся скорее на территории Карьи, чем самого монастыря. Широко известна и сокровищница храма, главным украшением которой считается чудотворный ларнакс (маленький саркофаг, урна для праха) святого Симеона и множество других реликвий. Библиотека монастыря содержит 181 греческую и 809 славянских старинных рукописей и по меньшей мере 20 тысяч печатных книг.
Несколько севернее, на берегу моря, лежит монастырь-крепость Эсфигменон (Эсфигмен, Эсфигмену), основанный в X-XI веках. Этот комплекс имеет устойчивую репутацию самого ортодоксального учреждения Афона, а его братия до последнего времени открыто враждовала даже с Кинотом (правительство Афона). Его убранство заметно скуднее остальных афонских храмов ввиду того, что с 1821 по 1832 год он использовался турками как крепость и многие фрески были уничтожены. Зато с моря он производит неизгладимое впечатление своей суровой красотой.
Южнее, на берегу одноименной бухты, лежит монастырь Ватопедион (Ватопед) - один из самых древних, богатых и обширных на Афоне. По преданию, монастырь был основан в 972-985 годах и постепенно разросся за счет пристройки все новых и новых помещений (в древности здесь жило до 300 монахов, а сейчас - не более 40). В XVIII веке монастырь был одним из центров просвещения - именно здесь находилась знаменитая Афонская академия, поэтому местная библиотека считается одной из богатейших в православном мире - около 2000 рукописей и более 35 тысяч печатных книг. Сейчас комплекс больше похож на небольшой город, да и с моря смотрится как замок благодаря десяткам башенок, труб и балконов. В католиконе монастыря находятся исключительные по красоте фрески македонской школы XIV столетия и три изящные мозаики, а из более чем сотни икон восемь почитаются как чудотворные.
Южнее, в 2 часах пути от Карьи и в 3 часах пешком от Ватопедиона, находится монастырь Пандократор (Пантократорос), основанный, по преданиям, самим императором Алексием Комнином в XII веке. В XIV веке его перестраивает константинопольский патриарх Каллиста I, объединивший в его стенах сразу несколько более ранних монастырей, и он превращается в резиденцию патриархов и архиепископов. Несмотря на его довольно скромный внешний вид, больше напоминающий квадратный форт с донжоном и множеством бойниц, монастырь имеет достаточно богатое внутреннее убранство, богатый реликварий, засаженный цитрусовыми внутренний двор, а также неплохой пансионат в живописной рыбацкой гавани, лежащей в 50 метрах ниже. В долине над гаванью расположен еще один небольшой монастырский комплекс - скит Профитис-Илиас.
В 3 км восточнее Карьи на берегу моря лежит очень живописный монастырь Ставроникита, основанный в X веке. Внешне он выглядит как замок какого-нибудь средневекового барона, а узкая подъездная дорога и башня-донжон лишь увеличивают это сходство. С его стен открывается великолепная панорама горы Афон и прилегающего берега залива. Поскольку узкая церковь Святого Николая Чудотворца занимает фактически весь внутренний двор, трапезная, что необычно, располагается наверху, в южном крыле, а из её окон открываются поистине фантастические виды.
Чуть южнее, уже на склоне самой горы Афон и в непосредственной близости к столице региона, расположился монастырь Кутлумуш (Кутлумусиу), чье имя, согласно легендам, имеет турецкие корни - так звали вождя сельджуков, принявшего в этих краях христианство. Сейчас это один из самых населенных монастырей святой горы (около 70 монахов), славящийся своей пристанью Кальярга (лучшей на Афоне), живописным храмом Преображения из красного кирпича и кельями, встроенными прямо в оборонительные стены.
Всего в получасе ходьбы на юг возвышается один из самых знаменитых монастырей Афона - Ивирон (Иверский). Основанный в 980-983 годах картвелами, откуда и проистекает его современное имя (Иверия, или Иберия - название одной из исторических провинций Грузии, в честь которой нередко звали и всю страну), он исторически является одним из наиболее почитаемых на территории России и Кавказа. Обширный комплекс, чей реликварий считается самым богатым на Афоне, получил особую известность благодаря иконе Портаитиса ("Вратница"), расположенной в специальной часовне слева от входных ворот и считающейся чудотворной аж с IX века. Католикон Ивирона (датируется 1030 годом) считается одним из самых больших на святой горе, а его украшенные сложными мозаиками этажи несут в своей отделке множество элементов, явно пришедших из языческого периода. Библиотека насчитывает около 2000 рукописей, 15 свитков и 20 тысяч печатных книг, а в бывшем казначействе сейчас открыт небольшой музей.
Монастырь Филотеос, или Филофей (Филотеу - "любящий бога"), лежит в 1,5 км на юго-запад от Ивирона. Бывший одним из центров "монашеского возрождения" в начале 1980-х годов, он не может похвастать уникальной архитектурой или обилием чудотворных икон. Но зато это место несет на себе явный отпечаток несуетной духовности, столь почитаемой многими паломниками. Интересно, что это один из немногих монастырей Афона, доступ на территорию которого лицам неправославного вероисповедания запрещен.
Основанный в XI веке монастырь Каракалон (Каракал, Караколу) лежит всего в часе ходьбы на юг от Филотеоса. Но если потребуется добраться сюда из Карьи, или Великой Лавры, дорога займет не менее шести часов, поэтому лучшим средством достижения этого района считается катер - от пристани до стен буквально 20 минут пешком в гору (впрочем, достаточно крутую). Неоднократно разрушаемый, свой современный облик монастыря-крепости Каракалон получил лишь в XVI веке, причем по личному согласию султана Сулеймана и при прямом участии валашского господаря Петра Иоанна, который и принял здесь постриг. Построенная в это время Петрова башня до сих пор считается самой большой на Афоне, а Петропавловский собор - одним из самых красивых.
В 6 км южнее, на самом юго-востоке полуострова, особняком стоит знаменитая Великая Лавра (Мейисти-Лавра, монастырь Святого Афанасия) - духовный, административный и политический центр святой горы, а также самый старый культовый комплекс области (963 г.). В пределах его стен сосредоточено 15 часовен, а фрески в трапезной и соборном храме Благовещения (X в.) выполнены Феофаном Критским в 1535 году. В библиотеке содержится более 2000 драгоценных рукописей, в северном приделе расположена гробница преподобного Афанасия - основателя Лавры, куполообразная крестильня Лавры с огромной чашей и двумя тысячелетними кипарисами является культовым местом всего Афона, а сокровищница просто не знает себе равных.
Правила посещения
Сложно рассчитывать на знакомство со всеми 20 монастырями, 12 скитами и тремя дюжинами келий даже в ходе продолжительного визита - красот и памятников истории на Афоне не счесть. В силу того, что монастыри как таковые занимают не только склоны горы Афон, а протянулись вдоль обеих побережий полуострова почти на 80 км, посетить даже несколько подряд бывает непросто.
К тому же монастырский устав жестко ограничивает порядок посещения. На священную гору допускаются только мужчины (любого вероисповедания!), но только при наличии специального разрешения (диамонитирион). Причем существует два вида пропусков - общий (выдается Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники сроком на 4 дня и 3 ночи) с правом пребывания в любом монастыре, и индивидуальный (выдается конкретным монастырем) с неограниченным сроком и правом находиться и ночевать только на территории выдавшего документ монастыря. Общий пропуск фактически оплачивается и получается в Бюро паломников в Уранополисе или в полицейском участке в Хилиандарионе и стоит 30 евро (для студентов - 20 евро), хотя все документы (в том числе копия паспорта) отправляются заранее. Для неправославных посетителей выделена квота в 10 пропусков в день, поэтому все подобные согласования следует проводить заранее. Продлить разрешение еще на 2-3 дня можно в специальном офисе Ayia Epistasia (Holy Superintendancy) в Карье, или в администрации конкретного монастыря, что гораздо хлопотнее.
Особые требования предъявляются к одежде (никаких шорт и маек - только одежда, максимально закрывающая тело, шляпы и кепки также не одобряются), еде и напиткам. Монастыри Афона по большей части сами выращивают большую часть продуктов, на которых и базируется монашеская диета - бобовые, маслины, овощи, хлеб грубого помола, сыр, мясо и рыба. Даже сладости и вино здесь свои. При этом трапезничают только два раза в сутки - плотный завтрак между 8.00 и 11.00 и такой же ужин приблизительно за 1,5-2 часа до заката, в зависимости от времени года. Поэтому при многодневном посещении Афона следует запастись сухофруктами, орехами, шоколадом или любыми другими продуктами, поскольку даже посещение двух монастырей в сутки потребует серьезных затрат энергии. Есть несколько магазинов в Карье и Дафни, но добраться до них зачастую бывает непросто. А вот с водой проблем нет - вокруг монастырей множество чистейших источников, да и на территории самих комплексов есть много колодцев, часть из которых считается чудодейственными.
Следует учитывать также, что на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах, поэтому указанные на различных табличках и картах графики работы могут заметно отличаться от привычных (12.00 на восточной стороне полуострова - время восхода солнца, а не полдень, а на противоположной стороне - заката). Монахи ложатся спать очень рано, вскоре после заката, но и встают засветло, при этом вся жизнь на территории монастырей в темное время суток замирает.
Купание в море в пределах монастырских окрестностей официально запрещено, хотя если выбрать уединенную и изолированную от посторонних глаз бухту, никто возражать не будет. Курение на территории самих монастырей запрещено, хотя вполне допускается на балконах или вне стен. Пение, свист и громкие голоса запрещены. Также неодобрительно монахи относятся к позе со скрещенными за спиной руками или руками в карманах. Фотографировать монахов можно только с их разрешения, внутри храмов снимать категорически запрещено. Не рекомендуется заходить без приглашения в кельи и другие внутренние посещения, даже если их двери распахнуты настежь.
Добраться до Афона можно из Салоник сначала на автобусах Halkidhiki KTEL до Уранополиса или Иерисоса, в которых можно пересесть на регулярные теплоходы и паромы (время в пути около 90 минут; 6 евро) до Дафни или Кальярги. Такие суда обычно останавливаются в каждой гавани или прибрежном монастыре по пути. Есть также более быстрые теплоходы, отправляющиеся ежедневно из Уранополиса в 8.45 и 10.40 (время в пути 45 минут; 10 евро), из Иерисоса - в 8.35 (до Великой Лавры - 2 часа, 15 евро), которые по своему маршруту пропускают ряд пристаней. От причалов Дафни или Кальярги микроавтобусы развозят гостей по монастырям или в Карью, откуда уже можно взять такси. Однако большинство паломников предпочитают совершать пеший обход монастырей, что и дешевле и удобнее - для таких туристов выпущены специальные карты маршрутов (каждый год прокладываются новые дорожки) с расписанием работы наиболее интересных монастырей и скитов.
Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники располагается по адресу Grafio Proskyniton Ayiou Orous, телефон (2310) 252-578, факс (2310) 222-424, e-mail: pilgrimsbureau@c-lab.gr. Открыто с понедельника по пятницу с 9.00 до 14.00, по субботам - с 10.00 до 12.00.185463
Опубликовано пользователем Valeratal