Обычаи и традиции Гайаны

Культура Гайаны являет собой сложное смешение традиций столь разных этнических групп, как индусы, индейцы, африканцы, европейцы и выходцы из стран Юго-Восточной Азии. Столь замечательное "смешение народов" внесло вклад в формирование самобытной гайанской нации, проявившись и в оригинальной пряной кухне, религии, уникальных традициях народного музыкального и устного творчества, красочной одежде и даже в характерном местном акценте.

Даже соседние общины в Гайане весьма отличаются друг от друга, причем это часто заметно и в облике их обитателей, и в культурных традициях местных жителей. Каждое сообщество гордится именно своими отличиями от соседей, всячески подчеркивая это и упирая на свою богатую историю, архитектуру или своих земляков, тем или иным способом прославивших эту местность. Причем гайанцев нисколько не смущает, что большинство этих рассказов и знаменательных событий относится чаще всего к "преданьям старины глубокой", а какая-либо из местных "звезд" добилась успеха вдали от родины - главное для них именно принадлежность корней явления к этой земле. При этом каждая община зачастую связана с соседями тысячами родственных и культурных связей, что часто служит причиной совершенно беззлобных выяснений "авторства" того или иного предмета гордости. Эта же связность многих общин между собой объясняет и довольно спокойные межэтнические отношения в стране, где тысячи людей разных кровей и вероисповеданий мирно живут бок о бок друг с другом, совершенно не вдаваясь в тонкости исторических коллизий или различий между народами.

Гайанцы по природе своей очень спокойны и уравновешены. Даже традиционный для стран региона "креольский темперамент" носит здесь какой-то смягченный оттенок. Многие гости страны отмечают их превосходное чувство юмора и некоторую легкость по отношению к любым проявлениям окружающего мира, как бы тяжелы они не были для них самих. Этот оптимизм, совершенно не показной, кстати, проявляется практически во всех аспектах их жизни - даже в каких-то торжественных или, наоборот, трагических случаях гайанец не упустит возможности кого-то "поддеть" или повеселить. При этом местный юмор явно не несет в себе каких-то негативных элементов и не ставит перед собой задачи высмеять кого-либо - просто так скрываются от постороннего взгляда более серьезные эмоции или разряжается атмосфера. Гайанцы не имеют привычки устраивать показную демонстрацию глубины своего горя или своих настоящих чувств, но и не замыкаются в себе - они просто стараются не нагружать этим окружающих, маскируя свои переживания смехом или иронией.

В повседневном общении местные жители очень подвижны и артистичны. К характерным чертам гайанского темперамента относится привычка иллюстрировать все сказанное обильной жестикуляцией и целым потоком пословиц, поговорок и различных аллегорий. Причем они также являются образцами богатого наследия множества различных культур, а потому зачастую настолько аллегоричны, что сбивают многих гостей страны с толку. Этим же объясняются и некоторые особенности местной речи - например, и для вопроса, и для утверждения используется одна и та же грамматическая основа, различие только в тоне и подаче слов. Например, фраза "больная мать Джона", сказанная обычным повествовательным тоном означает "мать Джона болеет", а более высоким - будет звучать уже вопросительно - "мать Джона действительно больна?". Часто это приводит к определенным недоразумениям в общении с местными жителями, поскольку официальным языком страны является английский, в котором такое построение фразы встречается крайне редко.

Большинство гайанцев в повседневной жизни использует креольский диалект, известный как "креолезе". Основа этого языка английская, но многие слова и понятия заимствованы из языков многочисленных этнических групп, населяющих регион. А так как большинство слов все же сохраняют некое подобие английского, это еще больше сбивает с толку непосвященного туриста. Многие гайанцы, населяющие внутренние регионы страны, все еще говорят на языках местных этнических групп, а проживающие в прибрежной полосе выходцы из Азии широко используют кантонский диалект китайского, а также языки хинди или урду, часто являющиеся доминирующими при проведении различных религиозных церемоний и в повседневном общении. Впрочем, "литературный английский" для большинства гайанцев не проблема, поэтому они сами часто стараются объяснить туристу все возможные сложности толкования местных понятий.

Роль религии в жизни гайанского общества очень велика, но влияние церкви на большинство аспектов местной жизни несколько слабее, чем в других традиционно христианских странах региона. Приблизительно половина населения страны - христиане, в основном - англикане и католики (причем к этой конфессии относятся не только выходцы из Европы, но и многие африканцы, китайцы и индейцы). Оставшаяся часть населения исповедует индуизм и ислам. Здесь следует иметь в виду, что до провозглашения независимости в 1966 году эти религиозные системы не были официально разрешены на территории страны, но после - многие важнейшие их праздники были возведены в ранг национальных наряду с традиционными христианскими событиями. Это привело к некоторой напряженности между конфессиями, но совершенно не отразилось на повседневной жизни гайанцев - по самой природе своей они очень веротерпимы и уважительны к взглядам окружающих.

Однако в стране сохранилось и множество древних индейских и африканских верований, особо ярко проявляющихся в фольклоре и хорошо заметной суеверности местных жителей. Целый пантеон различных духов и сил природы не просто уважаем, но и почитаем местными жителями, часто смешивающими их в одно целое с тем или иным христианским или индуистским персонажем. Отсюда и целый ряд необычных на первый взгляд ритуалов, вроде втирания в кожу девушек сока жгучего перца (верное по местным понятиям средство от "оль-ханг", или "Старой ведьмы", - местного аналога вампира, известного в индуистской мифологии как "суханти"), или привычки креститься в лесу на какое-либо дерево или другое олицетворение сил природы.

Традиционно индусы не едят говядину, а мусульмане не употребляют свинину, поэтому во многих общинах следует обращать внимание на этот аспект местной жизни. Во всем остальном отношение к кухне вполне европейское.

Гостеприимство также занимает важное место в местном образе жизни, поэтому весьма обычной практикой является приглашение в гости даже малознакомого человека или туриста. Здесь стоит иметь в виду, что Гайана - очень небогатая страна, хотя небольшая численность её населения несколько снижает остроту этой проблемы (по уровню ВВП на душу населения - $4700 - она находится в числе развитых стран региона, впрочем огромный внешний долг почти полностью "съедает" это преимущество). Как и большинство простых жителей соседних латиноамериканских стран, средний гайанец, не исключая женщин, проводит очень много времени на работе. Сельские жители, включая детей, по большей части также тратят большую часть своего времени на добывание хлеба насущного, причем круглый год. Несколько особняком стоят рабочие обширных животноводческих ранчо юга страны и служащие горнодобывающих компаний, но и их уровень жизни по общемировым стандартам крайне невысок. Помимо сельского хозяйства, торговли, горнодобывающей промышленности и лова рыбы внутри страны, многие гайанцы работают за рубежом. Правительство пытается всячески поддерживать уровень занятости и доходов населения, нанимая большое количество государственных служащих, преподавателей и представителей финансовых служб, однако характерная для страны нехватка подготовленных кадров часто сводит на нет всю эту работу. Поэтому при посещении местных домов совсем нелишними будут небольшие подарки членам семьи, сувениры или продукты питания. Единственное, на что следует обратить особое внимание, так это на форму представления таких презентов - ни в коем случае они не должны выглядеть как подачка или признание бедности дома. Социальный статус семьи, как и во многих других странах региона, имеет здесь особое значения и, естественно, зависит от уровня достатка, поэтому такие подарки следует представлять как свой собственный вклад в проведение вечера или церемонии, и не более того.

Форма одежды местных жителей довольно традиционна и чаще всего вполне неофициальна. Для соблюдения местных приличий вполне достаточно носить то же самое, что и сами гайанцы (хотя это вряд ли получится, так как одежда здесь зачастую отражает принадлежность к этнической группе). Явно прослеживается неодобрительное отношение к шортам и коротким юбкам. На пляжах и в пределах отелей купальные костюмы не возбраняются, однако выход в город в них категорически не рекомендуется. При походе в церковь местные жители одеваются очень торжественно, поэтому при посещении культовых мест не стоит надевать джинсы или футболку, даже если это будний день, и службы не проводятся. Очень популярна спортивная одежда, однако она является признаком низкого социального статуса, и появляться в ней в общественных местах попросту глупо. В деловой этикет обязательно входит галстук, легкая рубашка или жакет, а также строгие брюки или длинная юбка. Деловые костюмы в традиционном их понимании не очень популярны - слишком жарко и влажно, однако в пределах крупных офисных центров, где в изобилии встречаются системы кондиционирования, рекомендуются именно они.

Рукопожатие - вполне обычная форма приветствия между местными жителями. Хорошо знакомые люди при встрече могут обняться или обменяться поцелуями, в отношении к незнакомцам такого не допускается.

Страна: 
Гид-словарь: