Железные дороги и поезда в Индии
Основной объем пассажирских и грузовых перевозок обеспечивают железные дороги. Между крупными городами курсируют скоростные поезда с вагонами, оснащенными кондиционерами. Поезда-экспрессы менее комфортабельны, но дешевле почти на 30%. Спальные вагоны подразделяются на несколько классов: 1АС, 2AC, 3AC и sleeper.
- 1АС - наиболее комфортабельное размещение. Двухместные купе по типу принятого в СНГ класса СВ. В некоторых поездах речь идет о двухместных купе, но в большинстве случаях - о двухместных плацкартах с занавесками. Проезд в этом классе немногим дешевле перелета на самолете.
- 2АС - самый популярный у туристов класс. Привычный плацкартный вагон, каждое место имеет занавески. В каждом вагоне по 4 туалета плюс отдельно 2 умывальника.
- 3АС - тот же плацкарт, что и в классе 2АС, с той разницей, что здесь пассажиры едут на трех полках с каждой стороны и трех боковых. Иными словами, вместо привычной багажной полки там едет пассажир, а багаж складируют прямо на пол или под нижние полки.
- Sleeper - низший спальный класс. От 3АС отличается отсутствием кондиционера, который здесь заменен большими вентиляторами, и жесткими (деревянными) лежаками.
Общее правило для всех упомянутых классов - довольно грязно. Грязи несколько меньше в более высоких классах. Нередки тараканы. Занавески пыльные, могут быть очень давно не стираны. Белье входит в стоимость в первых трех классах, но отсутствует в классе Sleeper. В каждом поездке имеется столовая. Тарифы - фиксированные и чрезвычайно низкие. По вагонам ходят служащие столовой и предлагают купить еду. Туристу следует отнестись к питанию в поезде с большой осторожностью - пища готовится в антисанитарных условиях.
Действует программа Indrail Pass, т. е. иностранный турист (для оформления необходим паспорт, оплата - только в СКВ) может путешествовать по одному билету (должен быть приобретен до прибытия в страну или в официальных железнодорожных бюро) без ограничений на любых поездах в течение определенного периода (обычно год с даты приобретения). Билет Indrail Pass является именным и не может быть передан другому лицу. Дети от 5 до 12 лет могут путешествовать за 50% взрослого тарифа, дети до 5 лет путешествуют бесплатно.
Покупка билетов на индийских вокзалах - это увлекательное занятие само по себе. На некоторых вокзалах (далеко не везде) есть специальные кассы для иностранцев. Там можно без особой толкотни купить билеты на поезда, но не позднее чем за 4 часа до их отправления. Есть нюансы – у этих касс определенные часы работы, вне которых придется стоять в общей очереди, что может быть не особенно комфортно из-за больших и шумных толп пассажиров. Кассы часто закрываются на обед, на перерыв, на технический перерыв. Но самое любимое у индусских кассиров - это выставить табличку Link Failure ("Нет связи"), после чего потенциальным пассажирам не остается ничего, кроме как ждать восстановления связи.
Cайт индийских железных дорог (www.indianrail.gov.in ) крайне неудобен для туриста. Более бездарной системы бронирования билетов найти сложно. Мало того, что там нет приемлемых расписаний и с пассажира требуют номер поезда, который ему неизвестен, так еще и покупка билетов сопряжена с непростыми заполнениями анкет, формуляров, высылкой на ваш почтовый ящик паролей и так далее. Все это работает плохо, вылетает из сети, карта не принимается, кодировки сбиваются в самый ответственный момент и так далее. Добавим к этому тот факт, что система сама по себе работает только в определенные часы. Резюме - на покупку билетов на поезд через интернет не следует возлагать больших надежд.
Горные районы обслуживаются множеством линий, построенных ещё англичанами, поэтому подвижной состав далеко не нов, а колея дорог имеет зачастую разную ширину, отсюда малая скорость движения и частые пересадки при поездке.
Опубликовано пользователем Valeratal