Тир (город)
Триумфальная арка (II век н. э., реконструкция)
Тир (от финикийск. ? «Сор» — скалистый остров) — знаменитый финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, провинция Аль-Джануб («Южный Ливан»). Современное арабское название — Сур.
История
Финикийские мифы (записанные Филоном Библским) возводили его основание к богам (они же герои или полубоги в другом понимании[1]). Согласно этим мифам, Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных.[2] По другому преданию, остров плавал по волнам; на нём были две скалы и между ними маслина, на которой сидел орел; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывёт к нему и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и остров был прикреплён ко дну.
Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан 23 века тому назад, то есть в середине XXVIII века до н. э.
Древнейшее упоминание Тира — в амарнском архиве. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и Амореев; его заперли на острове, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIV века) Тир упоминается как большой «город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком».
Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира («древний Тир») основано на недоразумении. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда её доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны.
Остров имел две гавани — Сидонскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, и часть острова размыта морем. На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикиян в западной половине Средиземного моря (Кадис, Утика, Карфаген и мн. др.) восходят к Тиру: они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Тира, была усмирена царём Хирамом I (969—936), известным как устроитель и украситель города и мудрый политик. Именно благодаря его дружбе с царём Соломоном тиряне помогали евреям построить Храм Соломона.
После него были смуты, пока не вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин Ахава Израильского. При нём Ассурназирпал Ассирийский дошёл в своём походе до Нар-эль-Кельба (876); Тир откупился от него дарами. Иттобал основал Ботрис для защиты от ассириян и послал колонию в Ливийскую Авзу. При его внуке Маттоне I Салманассар II получил дары (842) от Тира, а при следующем царе, Пигмалионе, был поход Рамман-Нирари (804 и 801), которому Тир также подносил дары. Тиглатпалассару III Тир уплатил 150 талантов; в анналах его упоминаются цари Тира Хирам II и Маттон II (738, 734). После них сидел Элулай, или Пюй (728—692), подчинивший отпавших киттийцев и выдержавший победоносно пятилетнюю осаду Салманассара IV.
Саргон хвалится, что подчинил Тир, но Синахерибу не удалось справиться с Элулаем, который примкнул к коалиции Тахарки и Езекии. При Ассаргаддоне царь Тира Ваал сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осаждён, но, по-видимому, не покорён, хотя на сенджирлийском барельефе Ассаргаддон и изобразил его вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (Берлин. музей). Ассурбанипалу Ваал должен был подчиниться и дать ему в гарем свою дочь и в заложники — сына. Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались рабы и произвели бунт, жертвой которого пала знать; царём был выбран Абдастарт (греч. Стратон). При Навуходоносоре Тир был на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал его 13 лет (с 587 г.) при царе Иттобале II. Однако изнемогшие граждане решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен был Ваал II (до 564), после которого в Т. был опять переворот: царская власть заменилась «судьями» (шофет). Вскоре, однако, противная партия выпросила из Вавилона царя Хирама III (552—532), при котором вавилонское владычество заменилось персидским.
Это владычество Тир сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город Александра Великого для принесения жертвы Мелькарту повлёк за собою семимесячную осаду с насыпкой перешейка от берега к острову. Тиряне защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Тиру финикийских городов. 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены, 30000 чел. продано в рабство. Все строения города Александр приказал поджечь[3]. Очевидно, город быстро восстановили, так что уже 17 лет спустя он держался 15 месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. Во время эллинизма Тир был одним из центров образованности (историки Менандр, Дий, Порфирий). В иудейскую войну был против евреев. В 43 г. до н. э. известен тиран Марий, ставленник римлян. Христианство появилось в Тире рано; здесь жил неделю Апостол Павел (Деяния XXI, 3); город скоро стал епископией (святой Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Тире умер Ориген; гробницу его показывали ещё в VI в.
Гавань Тира, 2006 год
В Абиссинию проповедь христианства занесена была тирянами. Первый замечательный храм при Константине Великом построен был тирским епископом Павлином и торжественно освящён в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на юге-востоке города, освящённый им в 335 г., причём в Тире состоялся собор по делу Афанасия Александрийского. В средние века Тир был одним из главн. городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным. Только благодаря раздорам среди магометан удалось Балдуину II покорить его при содействии венецианского флота (1124 г.); основана была франкская епархия (Вильгельм, архиепископ Тирский, историк). Город был богатый и промышленный (стеклянные изделия).
Основная статья: Осада Тира (1187)
Осада Саладина была безуспешна — Конрад де Монферрат отстоял в 1187 город от сараценов Саладина[4].
В 1190 году здесь был погребён Фридрих Барбаросса. В 1291 г. Тир отвоёван у крестоносцев мусульманами-мамелюками, а в начале XVI века город был включён в состав Османской империи.
Современность
В настоящее время стоящий на месте Тира Сур — городок, расположенный на Севере бывшего острова, теперь соединённого с берегом, не имеющий особого экономического значения, так как торговля перешла к Бейруту. Вывоз из Хаурана табака, хлопчатой бумаги и жерновов. Резиденция каймакама. Жителей около 90 тыс. (54 000 мусульман-шиитов, 18 000 мусульман-суннитов, 18 000 католиков); большинство православных воссоединились с Католической Церковью, образовав Мелькитскую католическую церковь; городскую общину возглавляет архиепископ Тирский. Школы и учреждения миссий разных монашеских орденов и протестантских церквей. В 1837 г. Тир сильно пострадал от землетрясения.
См. также: Финикия
Опубликовано пользователем Valeratal