Западноевропейский экзархат русских приходов
Западноевропейская епархия. Александро-Невский собор на рю Дарю (Париж)
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе — Экзархат Вселенского Патриархата (фр. Archeveche des eglises russes en Europe occidentale) — православная епархия в составе Константинопольского Патриархата с центром в Париже, первоначально созданная временно на основе приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после Гражданской войны (1917—1923). Существует параллельно греческой Митрополии Франции в юрисдикции Константинопольского Патриархата и объединяет православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы, главным образом из Франции. В 1930-х и 1940-х годах, а также иногда и позже, структура часто именовалась неофициально «евлогианской» (евлогианством) — по имени своего первого главы Евлогия (Георгиевского).
История
Экзархат возводит своё создание к указам Московского патриарха Тихона № 423 и 424 от 8 апреля 1921 года, согласно которым временное (вплоть до «восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом») управление русскими приходами в Западной Европе было передано архиепископу Евлогию (Георгиевскому) с согласия митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (первоначально был определён на должность с правами епархиального архиерея 15 октября 1920 года на прошедшем в Севастополе заседании Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России[1]). 30 января 1922 года патриарх Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.
10 июня 1930 года митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) был отрешён от должности за участие в молении о страждущей Русской Церкви в Лондоне по приглашению архиепископа Кантерберийского[2]. Временное управление русскими приходами в Западной Европе было поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому). Архиепископ Владимир принять должность отказался[3]. Митрополит Евлогий получил также поддержку от Епархиального собрания[4]. Митрополит Сергий подтвердил свой указ и передал правление митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому). Однако большая часть приходов сохранила лояльность митрополиту Евлогию, который после совещания с викарными епископами принял решение обратиться с апелляцией к Константинопольскому Патриарху. 17 февраля 1931 года Константинопольским Патриархом Фотием II русские приходы были преобразованы во «Временный экзархат святого апостольского и патриаршего трона Константинополя в Западной Европе» — временный экзархат в юрисдикции Константинопольского Патриарха[5][6][7]; митрополиту Евлогию был пожалован титул Патриаршего экзарха. 30 апреля 1931 года митрополит Евлогий и его сторонники были запрещены в священнослужении московским Временным Патриаршим Синодом м-та Сергия (Страгородского), который передал временное управление небольшого числа приходов, согласившихся остаться в юрисдикции Московской патриархии, архиепископу Владимиру (Тихоницкому).
В конце 1944 года митрополит Евлогий выразил желание возвратиться в юрисдикцию Московской Патриархии[8]. 29 августа 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем), специально для сего прибывшим в Париж[9], был совершён акт воссоединения с Московским Патриархатом митрополита Евлогия и его викариев Владимира (Тихоницкого) и Иоанна (Леончукова), текст которого гласил, что «на сие имеется словесное согласие Его Святейшества патриарха Вселенского Вениамина»[10]. 7 сентября 1945 года состоялось постановление Священного Синода РПЦ о воссоединении приходов, управляемых митрополитом Евлогием, с Московским Патриархатом[11]; но отпускная грамота от Константинопольского Патриарха получена не была. Кроме того, из информационного письма заместителя наркома иностранных дел СССР Деканозова председателю Совета по делам РПЦ Карпову от 25 декабря 1945 года видно, что устремления экзарха не разделяли «массы» верующих экзархата: «<…> В эмигрантской церкви массы верующих самостоятельны. Успехи митрополита Николая Крутицкого вовсе не закреплены и могут быть легко разрушены. Тов. Богомолов считает, что следует поспешить с присылкой в Париж постоянных представителей Московской патриархии и закрепить первоначальные успехи Николая, иначе англо-американцы захватят заграничные православные организации в свои руки и обратят их в орудие борьбы против нас.»[12]
По смерти митрополита Евлогия, большинство клириков и мирян Экзархата во главе с архиепископом Владимиром (Тихоницким), принявшим управление экзархатом на основании завещательного распоряжения митрополита Евлогия от 1943 года, изъявляло желание остаться в Константинопольской юрисдикции. Указом Московского Патриарха Алексия I от 9 августа 1946 года, однако, экзархом был назначен перешедший из РПЦЗ в МП митрополит Серафим (Лукьянов) (решение Священного Синода РПЦ от того же числа, кроме того, объявляло о «фактическом и формальном» прекращении юрисдикции Константинопольского патриархата над русскими западноевропейскими приходами[13]). При вручении в Париже 14 августа 1946 года прибывшим на похороны митрополита Евлогия митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) копии патриаршего указа архиепископу Владимиру, последний заявил, что может принять указ только к сведению, но не к исполнению, ссылаясь на то, что не было получено отпускной грамоты от Константинопольского Патриарха[14]. Телеграммой от 21 августа 1946 года Патриарх Алексий I предлагал архиепископу Владимиру вступить под руководство назначенного им экзарха, на что Владимир ответил отказом, указывая на отсутствие отпускной грамоты и необходимость выслушать мнение всего Экзархата.
10 сентября 1946 года в Париж прибыл экзарх Константинопольского Патриарха митрополит Герман (Стринопулос) и передал архиепископу Владимиру сообщение, что Патриарх Максим V ожидает от приходов Экзархата соборного решения для подтверждения желания находиться в его юрисдикции. 16—20 октября состоялся съезд клира и мирян, принявший большинством голосов резолюцию ходатайствовать пред Вселенским Патриархом о сохранении Экзархата в его юрисдикции и утверждении архиепископа Владимира экзархом. 6 марта 1947 года Патриарх Максим V утвердил пребывание Экзархата в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
22 ноября 1965 года Вселенский Патриарх Афинагор упразднил русский Западно-Европейский экзархат, отказался от своей юрисдикции над ним и благословил его вернуться в лоно Патриарха Московского. Созванное архиепископом Георгием (Тарасовым) Епархиальное собрание провозгласило бывший Экзархат временно Автономной Церковью во Франции и Западной Европе, провозгласив цель создания в будущем Автокефальной Французской Православной Церкви.
22 января 1971 года Вселенский Патриархат восстановил свою юрисдикцию над приходами бывшего русского Западноевропейского экзархата, преобразовав его в Русскую Православную архиепископию Западной Европы.
19 июня 1999 года томосом Вселенского Патриарха Варфоломея I, подтверждалось пребывание Архиепископии под омофором Вселенского патриарха и восстанавливался её статус Экзархата.
По неофициальным сведениям,[15][16][17] в начале 2000-х годов, при епископе при Сергии (Коновалове), главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Кириллом (Гундяевым) готовился переход Экзархата в юрисдикцию Московского Патриархата и создание Западноевропейской митрополии МП. Такие планы Москвы не нашли поддержки в самой епархии.[18] После кончины 22 января 2003 года архиепископа Сергия (Коновалова), в преддверии выборов архиепископа, назначенных на 1 мая, Московским Патриархатом было предложено создание во Франции и Западной Европе «самоуправляемого Митрополичьего округа» — как базы для будущего учреждения многонациональной поместной православной Церкви в Западной Европе, о чём прямо говорило Послание Патриарха Алексия II от 1 апреля 2003 года, разосланное по факсу[19]. Совет Архиепископии в заседании от 9 декабря 2004 года под председательством новоизбранного архиепископа Гавриила (де Вильдера) отверг предложение Московской Патриархии как неприемлемое[15]. Немногочисленная (24 члена-основателя) группа православных Франции разных юрисдикций выступила за объединение с Московским патриархатом, создав 31 марта 2004 организацию «За поместное православие русской традиции в Западной Европе».[20][21]
В 2004 году решением Священного Синода Константинопольского патриархата были канонизирован ряд церковных деятелей, принадлежавших к епархии митрополита Евлогия: протоиерей Алексий Южинский, монахиня Мария (Скобцова), иерей Димитрий Клепинин, миряне Илья Фундаминский и Георгий Скобцов[22].
Отношения с Московским Патриархатом в очередной раз обострились в 2006 году после принятия в состав Экзархата без отпускных грамот епископа Василия (Осборна) и ряда других клириков Сурожской епархии Русской Православной Церкви: епископ Василий был назначен главой Амфипольского викариатства экзархата. В 2007 году конфликт был урегулирован в результате переговоров между Константинопольским и Московским патриархатами: был оформлен канонический отпуск епископа Василия и клириков, ушедших из Сурожской епархии в Константинопольскую Церковь[23][24].
18 мая 2007 года в связи с подписанием Акта о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ архиепископ Команский Гавриил распространил послание[25]. Вследствие подписания Акта Архиепископия стала крупнейшей православной структурой русской традиции вне юрисдикции РПЦ МП (если не считать Православную Церковь в Америке, правопреемницу бывшей Северо-Американской Митрополии).
В июне 2009 года Архиепископия приняла в свою юрисдикцию двух клириков Николаевского прихода Московского Патриархата в Риме без отпускной грамоты[26]. Наблюдались также случаи принятия Московской Патриархией клириков Экхархата без разрешения на то правящего Архиепископа: протоиерей Михаил Осоргин был принят в 2000 году вместе с возглавляемым им Николаевским приходом в Риме без отпускной грамоты; в конце декабря 2004 года без отпускной грамоты был принят в Корсунскую епархию МП Георгий Монжох, бывший настоятель храма в Биаррице, впоследствии изверженный из сана решением Синода Вселенского Патриархата[27].
В 2010 году французский суд признал право собственности Российской Федерации[28] на Николаевский собор в Ницце, бывший в ведении приходской ассоциации, находящейся в юрисдикции Экзархата; 15 декабря 2011 года здание собора было передано представителю Корсунской епархии Московского Патриархата[29].
15 января 2013 года ушёл на покой архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), бывший Экзархом с 3 мая 2003 года[30], по происхождению фламандец. Местоблюстителем был назначен митрополит Галльский Эммануил (Адамакис).
Для выборов, назначенных на 30 марта 2013 года, были определены три кандидата — архимандриты Симеон (Коссек), Григорий (Папафомас) и Иов (Геча), однако Патриарх Варфоломей в письме от 4 марта 2013 года сообщил, что не утвердил список, сославшись на отсутствие нужного спокойствия для проведения выборов[31][32] и предложил «временно продлить исполнение» полномочий экзарха митрополитом Эммануилом, а Общему собранию Архепископии — рассмотреть возможность выдвижения кандидата для поставления викарным епископом при митрополите Эммануиле для обслуживания нужд верующих приходов Архиепископии на их родном языке и согласно их традиции.[33] Собрание клириков и мирян Архиепископии, состоявшееся 30 марта 2013 года при участие 188 делегатов, постановило подлить полномочия Эммануила до 1 ноября 2013 года (чрезвычайного общего собрания Архиепископии) и предложило изменить устав,[34][35] что и было утверждено посланием Патриарха Варфоломея от 22 мая 2013 года.[36]
1 ноября 2013 года чрезвычайным общим собранием архимандрит Иов (Геча) (в число кандидатов, предложенных собранию Константинопольским патриархом, также входили архимандрит Виссарион (Комзиас) и иеромонах Михаил (Анищенко)[37]) был избран новым главой Архиепископии.[38]
Устройство и современное состояние
Экзархат имеет 65 приходов, 32 общины, 11 действующих церквей, 2 монастыря, 7 скитов — во Франции (40 приходов), Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании; клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов[39].
Широкой известностью пользуется учебное заведение Экзархата — основанный в 1925 году Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, где преподавали Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, Сергий Булгаков.
После ухода в январе 2013 года на покой по состоянию здоровья[40] Экзарха архиепископа Гавриила (де Вильдера) кафедра остаётся вакантной; местоблюститель — митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), правящий архиерей греческой митрополии Франции и патриарший экзарх в Европе.[41]
Епископат Архиепископии
Экзархи
- митрополит Волынский Евлогий (Георгиевский) (17 февраля 1931 — 29 августа 1945) митрополит Белостокский Владимир (Тихоницкий) (6 марта 1947 — 18 декабря 1959) де факто с августа 1946 года архиепископ Сиракузский Георгий (Тарасов) (4 октября 1953 — 14 апреля 1981) архиепископ Евдокиадский Георгий (Вагнер) (май 1981 — 6 апреля 1993) архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов) (27 июня 1993 — 22 января 2003) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) (3 мая 2003 — 15 января 2013) митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) (16 января 2013 — 30 ноября 2013) местоблюститель архиепископ Телмесский Иов (Геча) (с 30 ноября 2013)
Викарии
- 1924—1945 — Владимир (Тихоницкий), архиепископ Ниццкий 1935—1945 — Иоанн (Леончуков), епископ Херсонесский 1946—1947 — Никон (де Греве), епископ Сергиевский 1947—1965 — Кассиан (Безобразов), епископ Катанский 1950 — Иоанн (Куракин), епископ Мессинский 1952—1962 — Сильвестр (Харунс), епископ Мессинский 1953—1974 — Мефодий (Кульман), епископ Кампанский 1971—1979 — Александр (Семёнов-Тян-Шанский), епископ Зилонский 1971—1991 — Роман (Золотов), епископ Керамонский 1971—1981 — Георгий (Вагнер), епископ Евдокийский 1972—1979 — Стефан (Тимченко), епископ Патарский 1991—2001 — Павел (Алдерсон), епископ Трахейский С 1995 — Михаил (Стороженко), епископ Клаудиопольский 2001—2003 — Гавриил (де Вильдер), епископ Команский 2006—2009 — Василий (Осборн), епископ Амфипольский
Монастыри
Мужские
- Монастырь Святого Силуана Афонского. Настоятель: архимандрит Симеон (Коссек). Скит в честь Казанской иконы Божией Матери. Настоятель: иеромонах Амвросий (Никовиотис).
Женские
- Покровский монастырь.
Опубликовано пользователем Valeratal