Эфесский собор
Эфесский собор
Дата
Признаётся
Предыдущий Собор
Следующий Собор
Созван
Под председательством
Число собравшихся
Обсуждавшиеся темы
Документы и заявления
Хронологический список Вселенских соборов
Третий Вселенский собор. Фреска из Собора Рождества Богородицы
Эфесский (Ефесский) Собор, Третий Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, проходивший в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году. Созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II.
Память в Православной церкви 9 (22) сентября.
История
Поводом для созыва Третьего Вселенского Собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием и святителем Кириллом Александрийским. Несторий не выражал традиционное учение Церкви о воплощении Сына Божия, считая, что Пресвятая Дева Мария родила человека, только впоследствии воспринявшего Божественную природу. Он также предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Святитель Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух естеств. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои 12 анафематизмов.
С самого начала на Соборе наметился раскол. Антиохийская и Александрийская делегация стали заседать раздельно. Кирилл председательствовал на заседании Александрийской делегации. Сначала, до прибытия римских легатов, он был и представителем римского епископа. Позже к нему примкнула и Римская делегация. Прибывший между тем в Эфес Иоанн Антиохийский, с восточными епископами, составил свой собор не более как из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников настоящего собора отлучило от церкви впредь до их раскаяния. Таким образом, каждая из противостоящих сторон выступала от имени двух церковных первоиерархов -(Антиохийского и Константинопольского патриархов, с одной стороны, и Александрийского патриарха и Римского папы, с другой).
Антиохийская делегация признала св. Кирилла еретиком и низложила его. Александрийская делегация в свою очередь признала Нестория еретиком и также низложила его. Несмотря на все конфузы и казусы Нестория император на определённом этапе приказал арестовать Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского за фактическое объявление в одном из зачитанных на соборе анафематизмов Кирилла каннибалами - пусть и прямо не названных - императора, его сестры и всех допущенных к причастию Иоанном Златоустом и Несторием. Но Кириллу и Мемнону удалось бежать и скрыться в Египте, где Кирилл Александрийский фактически превратился в заложника коптов и знамя местного сепаратизма, что абсолютно не входило в его планы. Поэтому в Египте Кирилл действовал как "голубь мира" строго на платформе диофизитства и даже диофелитства и сам требовал отказа от анафематствования Феодора Мопсуестийского и всех, по его мнению, усопших в мире и согласии с Церковью деятелей Антиохийской богословской школы. Даже Несторий, по его мнению, мог оставаться архиепископом Константинопольским при отречении его от "Христородицы" и "Богоприимицы" и вмешательства в дела александрийского и римского пап. Спор был решён посредством Согласительного исповедования 433 года -главнейшее, вероучительное определение, результат и итог Эфесского собора, а император Феодосий II утвердил Эфесский собор.
Эфесский собор не признаётся Ассирийской церковью Востока Вселенским и почитается здесь поместным собором Церкви Запада и авантюрой Кирилла Александрийского, намеренно не пригласившего на собор представителей Церкви Востока, поскольку антиохийское богословие было тесно связано с учением выходцев из Церкви Востока, переселившихся в Антиохию.
Постановления
Первые шесть правил, составленных Собором, касаются вероисповедных вопросов, направленных против учения Нестория, не имея дисциплинарного значения. Только они есть в документах собора,[1][2] 7 и 8 правила были включены в число канонов уже после Халкидоского собора.
Собор кроме Нестория в своём определении осуждает Келестиево мудрование. Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
7-е правило говорит о том, как следует хранить неповреждённой никейскую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид:
Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишён епископства и служения в клире.
Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинской вставки filioque в Никео-Цареградский Символ веры, хотя по смыслу правила речь идёт о самовольном изменении отдельными клириками Символа веры, а не о внесении изменений последующими Вселенскими Соборами.
Последнее, 8-е правило Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.
В канонические сборники Римской Церкви правила Эфесского Собора не вошли.[3] В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
Иринеем был написан отчёт о деятельности Эфесского собора, который впоследствии был утерян и не сохранился.
7 правило и Халкидонский собор.
7 и 8 правило не были приняты на Эфесском соборе как каноны (?), а являлись лишь соборным мнениями, которые впоследствии выписали из заседаний собора и добавили как каноны Эфесского собора. Тем не менее, они являются правилами Эфесского собора.
На 6 заседании Эфесского собора решался вопрос о пресвитере Харисии, который искал суда у собора о четыредесятниках. На этом заседании был прочитан Никейский Символ веры, после чего собор высказал следующее суждение: "С сей святой верою все должны быть согласны. Ибо она учит во спасение всей поднебесной. Но так как некоторые претворяются, будто исповедуют её и соглашаются с нею, но искажают смысл её слов по своему произволу и таким образом развращают истину, будучи сынами заблуждения и погибели, то настоит надобность свидетельства из святых и православных отцов, которые достаточно показывали, как они понимали её и вверили нам проповедовать; чтобы явно было, что все имеющие правую и непогрешительную веру, так именно изъясняют и проповедуют её." "Собор определил, что должна быть тверда и неизменна вера, изложенная через внушение Святаго Духа 318 святыми отцами, сошедшимися некогда в Никеи.[4][5]"
На первом заседании 4 Вселенского собора в Халкидоне по этому поводу состоялись прения между Евтихием и Диоскором с одной стороны, и Евсевием Дорилейским с другой стороны [6]. После того как Евтихий прочел Никейский Символ веры, то он также сказал, что Ефесский собор постановил определение: того кто вопреки этой вере, что-либо прибавит, или измыслит, или будет учить, подвергать наказаниям, которые тогда же означены.[7] Здесь поднялся Евсевий Дорилейский и сказал: "Он солгал; нет такого определения: нет правила, повеливающего это." В защиту Евтихия выступил Диоскор, который сказал: "Есть четыре рукописных списка [Документов собора], которые содержат это определение. То что определили епископы не есть ли определениеИмеет ли оно силу правилаОно не есть правило: иное правило (?) и иное определение (?)".[8] Затем на соборе раздались голоса сторонников Евтихия: " Ничего нельзя прибавлять или убавлять [от Никейского Символа веры] Пусть останется в употреблении Никейский Символ. Восточные епископы воскликнули: "Это сказал Евтихий."
На 5 деянии (заседании) Халкидонского собора было принято отцами "Определение веры Халкидонского собора", которое Аетий, архидиакон святейшей Константинопольской церкви прочитал перед всеми участниками собора..[9]. В его состав вошли: Символ веры Никейского собора, Символ веры Никео-Константинопольского собора и догмат Халкидона.[10] После чего, все почтеннейшие епископы воскликнули:
Опубликовано пользователем Valeratal