Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская Лавра (укр. Києво-Печерська Лавра) — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователемями Печерского монастыря стали один из первых учеников Антония — Феодосий и византиец - Феофан Грек. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры[1] и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.[2]
История
Основание
В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Примерно в то же время, в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого князя Изяслава Ярославича. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году; Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.
Набеги и восстановление монастыря
В 1096 году[3] ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.
Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году при взятии Киева войсками великого князя Андрея Боголюбского он был зажжён его союзниками, берендеями. В 1203 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.
Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. Бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз в 1300 году, в 1399 году. В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. Пожар 1718 года опять разорил Киево-Печерскую обитель, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку.
Попытки переподчинения
После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.
XVII — XIX века
В. П. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Их преемник Пётр Могила завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.
Гетман Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной.
При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.
В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была возобновлена.
В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы[4]; завершена немецким архитектором Г. И. Шеделем.
В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:
- Главный при великой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь, Китаевская пустынь.
Вблизи главных лаврских ворот расположен Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николой Святошей.
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, между прочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева.
В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.
Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45.
В 1688 году Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
В 1786 году Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.
Советское время
Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, найденная среди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году
25 января (ст. ст.) 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона[5].
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна[6], остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
Руины Успенского собора, 1942 год.
В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан[7].
3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году) — что указывается в материалах Нюрнбергского процесса[8]. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма[9]. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.[10]
В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали. проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва называют покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты.[10]
Правдоподобность этой версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику.[9][11] В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (нем. Еісhwedе), директора Исследовательского центра Восточной Европы (нем. Fоrsсhungsstеllе Osteuroра) Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.[11]
После освобождения Киева в 1943 г., советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.
Возрождение монастыря; современная жизнь
Успенский собор (Великая церковь) Современный вид (2000)
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ Тульчинский и Брацлавский).
С 1992 года настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.
9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года.
В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дни празднования Киево-Печерским святым
- Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих[12], — 28 сентября по Юлианскому календарю. Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих, — 28 августа по Юлианскому календарю. Собор всех преподобных отец Киево-Печерских — переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
В ведении заповедника находится Верхняя лавра, расположенная на Лаврской улице. Генеральный директор Заповедника — Лесничая Виктория Николаевна (уволена в августе 2012). Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт для посещения ежедневно с 9:30 до 18:00, касса до 17:00. В весенне-летний период рабочий день до 19:00, касса до 18:00. Бесплатное посещение: для детей дошкольников, учеников детских домов и интернатов, участников боевых действий, инвалидов I и II групп, солдат и сержантов срочной службы.
Стоимость входных взрослых билетов:
- 2002 — 3 гривны. 2004 — 5 гривен. с … до мая 2012 — 25 гривен.[13] с мая по 7 августа 2012 — 50 гривен.[13] с 8 августа 2012 — 3 гривны.[13]
Храмы и сооружения на территории Лавры
Лавра на оригинальной почтовой марке Украины, 2007
- Надвратный (над святыми вратами лавры) храм во имя Живоначальной Троицы.Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся. (фото: 1) Аннозачатиевская церковь Большая Лаврская колокольня Колокольня на Ближних пещерах Колокольня на Дальних пещерах (фото: 1, 2) Крестовоздвиженская церковь Собор Успения Пресвятой Богородицы Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия (фото: 1, 2) Церковь «Всех преподобных отцов печерских» Церковь «Живоносный источник» Церковь Всех Святых Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (фото: 1) Церковь Спаса на Берестове Церковь Христова Воскресения
На территории Лавры также находятся
- Башня Ивана Кущника Братские корпуса Бывшие келии соборных старцев Бывший дом наместника Лавры Бывший экономический корпус] Галерея, ведущая к Ближним пещерам Галерея, ведущая к Дальним пещерам Дебоскетовская (опорная) стена Западные экономические ворота Здание бывших митрополичьих покоев Киевские Духовная Семинария и Академия Киевское областное училище культуры Ковнировский корпус (здание бывшей пекарни и книжного магазина) (фото: 1) Колодец преподобного Антония Колодец преподобного Феодосия Корпус бывшей типографии Крепостные стены Малярная башня Митрополия Онуфриевская башня Памятник Нестору Летописцу Часовая башня Часовня Южные ворота Могила Петра Столыпина
Настоятели и наместники
Наместники
- Варлаам (Ясинский) (1680 — 31 августа 1690) Мелетий (Вуяхевич-Высочинский) (1691—1697) Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708) Тимофей (Щербацкий) (14 апрель 1740—1748) Феофилакт (Слонецкий) (1792—1795) Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826) Авксентий (Галицкий) (1826—1834) Лаврентий (Макаров) (1844-1852) Иоанн (Петин) (1852—1862) Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878—1884) Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884—1892) Сергий (Ланин) (1893—1896) Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
Настоятели
- Михаил (Митрофанов) (1925 — ?) Климент Ермоген (Голубев) (18 октября 1926—1931)
- 1930—1941 — закрытие
Наместники
- Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947) Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953) Нестор (Тугай) (1 августа 1953—1961)
- 1961—1988 — закрытие
Ионафан (Елецких) (23 июля 1988—1989) до 12 октября 1988 — и. о. наместника Елевферий (Диденко) (1989 — февраль 1992) Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992) Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992) Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994)
Опубликовано пользователем Valeratal