Обычаи и традиции на Коморских островах
Коморцы представляют собой сложную многоэтническую нацию, сформировавшуюся из представителей африканских народов, мальгашей (малагасийцев, австронезийская семья), арабов и персидских народов. Кроме столь различных субэтнических групп, каждая из которых в той или иной степени до сих пор сохраняет свои национальные традиции, на островах проживают представители трех этнических меньшинств - анталоте, сакалава и креолы, а также многочисленные представители других, более мелкие этнические группы..
На островах беспрепятственно исповедуются практически все религиозные течения планеты, однако доминирующая религиозная группа - мусульмане-сунниты - ведут свое происхождение от выходцев с Аравийского полуострова и персов-ширази (выходцы из Шираза). Хотя здесь, как и в других исламских странах, не одобряется употребление алкоголя, а мечети являются главными культурными и религиозными центрами, местная разновидность ислама отличается несколько большей терпимостью, чем в лежащих севернее странах Залива, и более близка к африканским традициям. Призывы муэдзина к молитве - такая же визитная карточка местных населенных пунктов, как и шпили вечно переполненных мечетей, но в традициях коморцев явно заметны и следы анимизма (в первую очередь это прослеживается в боязни различных злых духов, традиционно называемых здесь джиннами). Коморские женщины, как и положено мусульманкам, одеваются довольно скромно, но в любом населенном пункте можно заметить характерную скорее для восточной части Ирана или Индостана традицию ношения вместо хиджаба или паранджи воздушной накидки "пурда", входящей в качестве обязательного элемента во многие платья. Также популярны красочные сари или "хиромани", которые обычно дополняются столь популярной здесь желтоватой пастой "мсидзану" из сандала и коралла, накладываемой на лицо подобно маске.
Архитектура сама по себе является визитной карточкой Коморских островов. В старых "арабских кварталах" большинства крупных городов архипелага можно проследить тесную связь арабских и персидских корней местного этноса с восточноафриканскими народами, в первую очередь - с суахили. Двухэтажные здания с обязательными галереями, балюстрадами, коваными или резными решетками, причудливо украшенными резьбой деревянными дверями и ставнями составляют большинство старых строений острова. В них явно прослеживаются и этапы формирования местной культуры, что особенно заметно в оформлении различных дворцовых комплексов, большинство из которых построено в XVI-XIX веках на фундаментах более старых сооружений. Соответственно, в силу достатка, и свои жилые дома коморцы стараются строить с соблюдением старых традиций, украшая дома в том же стиле, что был близок их предкам. Поэтому многие местные города, несмотря на их некоторую хаотичность, можно легко поделить по внешнему виду на "национальные" кварталы. Ярким диссонансом красивым старым зданиям выступают кварталы бедноты, застроенные по большей части типичными "африканскими" домиками из глины и соломы или многочисленными "бангас" - ветхими домами (скорее - простыми навесами из фанеры и жести), нередко украшенными граффити и различными образцами "наивной живописи".
Исламские традиции и обычаи занимают в жизни островитян важнейшее место. Несмотря на то, что местный вариант ислама очень терпим к другим религиозным течениям (например, алкоголь официально не запрещен и доступен в гостиницах и ресторанах), местные жители ожидают от гостей страны уважения к своему образу жизни - употребление алкоголя в общественных местах настоятельно не рекомендуется, а в священный месяц Рамазан большинство увеселительных заведений закрыто в светлое время суток. Никаких особых ограничений на форму одежды здесь нет, за исключением вполне разумных требований к скромности оной при посещении мечетей, кладбищ и других культовых мест.
Коморцы в силу своих традиций гостеприимны и приветливы к туристам, причем многие гости отмечают их скромность и некоторую застенчивость. Даже в торговых кварталах доминируют очень сдержанные порядки, когда товар рекламируется, но не навязывается потенциальному покупателю (впрочем, искусство торга здесь развито чрезвычайно). Нищих и попрошаек немного, даже дети, традиционно играющие большими компаниями прямо на проезжей части дороги или на пустырях, относятся к иностранцам довольно спокойно, с обычным детским любопытством, а не с привычным для стран Восточной Африки попрошайничеством.
Приглашение на посещение местного дома считается большой честью, и отказываться от него не следует. При посещении любого коморского дома или церемонии рекомендуется дарить хозяевам небольшие презенты (сладости, сувениры, какие-то продукты питания, в редких случаях - бутылку рома или сигареты, деньги давать нельзя!). Уважительно следует относиться и ко многим местным табу ("фади"), но поскольку они отличаются в разных областях страны, это достаточно непросто. Рекомендуется просто прислушиваться к советам обслуживающего персонала или консультироваться у проводников, гидов или простых коморцев.
Уникальная коморская традиция - "Гран-Марьяж" ("Большая Свадьба"). Это обычно заранее спланированный союз между более старшим мужчиной и более молодой женщиной, когда жених должен оплатить все празднества для гостей со всей деревни в течении 18 дней (так называемый "тоираб"). Он также должен купить дорогое приданое для его невесты, которое обязательно должно включать дорогую одежду, золото и драгоценности. Такая свадьба часто оставляет жениха в нищете на всю оставшуюся часть его жизни, но дело в том, что сельские жители будут присуждать жениху "мудрость" и социальный статус именно за уровень свадьбы. Как компенсацию за возможную бедность жених получает право носить специальный пояс "м'рума", который доказывает его привилегированный статус как воина и мужчины. Традиция "Гран-Марьяж" также сохраняется у части знатных членов общества и используется, чтобы отметить (или поднять) их социальный и политический статус.
Опубликовано пользователем Valeratal