Обычаи и традиции островов Уоллис

Остров Уоллис (Увеа) часто называют Ист-Увеа, чтобы отличить его от одноименного острова у побережья Новой Каледонии, известного как Вест-Увеа (именно переселенцы с Уоллиса дали Вест-Увеа имя своей родины). В настоящее время население архипелага Уоллис и Футуна имеет тонганские корни и по своей культуре тесно связано с другими островами Полинезии.

Французский является главным и наиболее употребляемым языком на территории архипелага, он используется во всей деловой переписке, на нем же ведется преподавание в школах и трансляции местных СМИ. Однако на каждом острове к каноническому языку метрополии примешиваются многочисленные местные заимствования, что образует несколько своеобразных диалектов. В то же время для повседневного общения на Уоллисе широко используется тонганское наречие, а на Футуне больше заимствований из диалектов южной части Полинезии, в частности из самоанского. Однако жители обоих островов называют свой язык просто "увеа", или уоллийским, считая его отдельным языком западной полинезийской группы. Английским языком владеет ничтожно малая часть населения.

Католичество занимает главенствующее место в жизни островитян. Священники "по совместительству" часто являются неформальными лидерами местных общин (епископ островов неофициально считается вторым человеком в иерархии после племенных лидеров), нередко они же выполняют роль третейских судей. Монахи (чаще - монахини) также очень активно участвуют в жизни сообщества, особенно как преподаватели и лекари. При этом на многих, даже необитаемых, островах есть церкви, причем на них явно не экономят и построены они с использованием очень недешевых импортных материалов. Вокруг церквей обычно и вращается вся местная культурная жизнь, а воскресная месса является и традиционным главным светским событием недели.

Несмотря на изменения, внесенные в многовековой уклад жизни островитян христианством и французской колонизацией, многие старые обычаи все еще хорошо прослеживаются в местной жизни, особенно на Футуне. В отличие от многих своих соседей по региону, жители Уоллиса и Футуны практически не предпринимают усилий по сохранению своего культурного наследия. Однако изолированность островов, преобладание традиционных видов деятельности (в первую очередь рыболовства и весьма характерного местного сельского хозяйства) продолжают формировать образ жизни большей части населения островов в соответствии со старыми традициями. Большинство островитян все еще живут в характерных овальных в плане домах, крытых соломой, и большую часть жизни проводят в море, используя методы лова, унаследованные от далеких предков.

Визитная карточка местной культуры, как и на многих других островах региона - кава. Церемониальная подготовка и распитие этого популярнейшего напитка остаются важнейшими ритуалами, особенно на Футуне. Второй символ древних ритуалов - характерная острая закуска "тапа", потребляемая буквально в неимоверных количествах. Ну и третий краеугольный камень местной культуры - традиционные каноэ, на которых островитяне до сих пор ведут морской лов.

Уоллис и Футуна - преобладающе сельские сообщества. Деревни обычно разрастаются вокруг церкви, которая служит и главным культовым центром, и местом сбора в случаях праздников или других общественных событий. Местные деревни заметно рассеяны, поскольку около каждого дома островитяне стремятся иметь один-два акра земли для выращивания зерновых культур. Многие дома группируются друг с другом, так как чаще всего принадлежат членам нескольких поколений одной семьи. Наряду с традиционной архитектурой крайне распространены здания из бетонных блоков с рифлеными железными крышами. Мебели в европейском понимании в таких домах крайне немного, и все церемонии обычно проводятся на полу. Кухни, как правило, ставятся на открытом воздухе. Водопровод и электричество начали массово вводиться здесь только в конце XX века и до сих пор немногие семьи могут себе их позволить. В каждой деревне имеется маленький магазин, однако в большинстве своем островитяне живут за счет собственного хозяйства.

Еще одной характерной чертой местного общества является традиционная для Полинезии клановая и социальная иерархия. На Футуне до сих пор сохраняется определенная классовая система, а на Уоллисе - все черты родоплеменного строя с Лавелуа (вождем, или королем) во главе. Заметно разделено местное общество и по уровням доходов. Денежные переводы от членов семейства, работающих за границей, часто выводят членов того или иного клана почти на вершину социальной иерархии, хотя при этом они вполне могут не иметь главной ценности для любого жителя островов - частной земли. Самый крупный землевладелец на островах - католическая церковь, поэтому члены семейства, в котором есть священник или монах, имеют очень высокий статус. При этом усиленно проводимая французскими властями политика демократизации и уравнивания прав граждан практически не дает никакого результата.

Уважение к старшим и великодушие - основные принципы взаимоотношений между островитянами, причем это не зависит от пола людей и их социального статуса. Старшие члены семей почитаются вполне искренне и пользуются многочисленными мелкими поблажками. В свою очередь пожилые люди практически безраздельно управляют жизнью кланов, а более старшие, даже дети, трепетно заботятся о младших. Местные дети приучены к такому порядку с малых лет и поэтому стараются вести себя достойно, даже на официальной церемонии проявляющий беспокойство ребенок будет попросту передан на попечительство старшего брата, который обязан его занять до высвобождения родителей (местные жители терпеть не могут когда ребенок плачет, поэтому вокруг расстроенного малыша и его незадачливого брата может собраться практически вся деревня). Крепкие связи между братьями и сестрами, а также между старшими членами семейств и молодыми людьми скреплены сложной системой иерархии. Часто молодые люди выезжают на заработки в Новую Каледонию, свободно оставляя одного или двух своих детей на попечение родителей. Но и дети в силу своих возможностей оберегают старших родственников, несмотря на место их проживания (даже самые небогатые семьи считают своим долгом выехать на праздничное событие родственников хоть в Новую Каледонию, хоть во Францию).

В каждой деревне есть свое отделение начальной школы, которое обязаны посещать все дети. Однако в силу того, что классы зачастую переполнены, многие дети (в первую очередь девочки) получают лишь начальное домашнее образование, параллельно помогая родителям по хозяйству.

Полинезийцы рассматривают вежливость и всю совокупность ритуалов общения как искусство. Любое событие, в том числе и знакомство, является, по их мнению, контактом не людей, а духов, поэтому обставляется соответствующим образом. В полинезийской культуре всегда было сильно табуирование ряда вещей и событий, поэтому неудивительно, что даже самую простую на взгляд европейца ситуацию местные жители сопровождают целым комплексом церемоний, носящих обережный характер. К ним относятся танцы, песни и "коронование" цветочными венками - все это отголоски древних ритуалов.

Полинезийцы по своей природе очень жизнерадостные и дружелюбные люди. Ко всем гостям они относятся с совершенно непоказным уважением, однако чувство собственного достоинства никто из островитян при этом не теряет. Здесь редко увидишь нищего или попрошайку, нет проституции как таковой, никто не бегает за туристом с предложением купить чего-либо или обязательно посетить именно это место. Многие отмечают такую характерную для островитян черту, как лень и праздность. Однако по большей части такие воззрения на местный менталитет несколько ошибочны, поскольку спешить и суетиться на этих изолированных островах попросту некуда и незачем (хотя перетруждать себя местные жители и впрямь не любят).

Местные женщины одеваются в яркие "парэо" ("парео", 2 метра материи просто оборачиваются вокруг тела), мужчины - в мужской эквивалент этого платья. Нормы относительно одежды очень свободные - практически везде можно ходить в чем вздумается, лишь в пределах населенных пунктов купальные костюмы и шорты не считаются подходящей формой одежды. По вечерам рекомендуется носить легкие брюки, рубашки или легкое платье, закрывающее колени.

Страна: 
Гид-словарь: 

Еще в этой стране