Обычаи и традиции Фиджи

Фиджийцы - потомки смешения древних культур тихоокеанского региона. Это один из самых самобытных этносов планеты, легко и почти беспроблемно нашедший свое место в стремительно развивающемся мире. Это самобытный народ, гордящийся своей историей и традициями, совершено спокойно совмещающий свою древнюю веру и христианские атрибуты, традиционное жилище и современную бытовую технику, вековые традиции общественной организации и современные демократические институты. Несмотря на закрепившуюся за ними, не без участия миссионеров, репутацию каннибалов и агрессивных воинов, фиджийцы широко известны так одни из самых дружелюбных людей в мире. Как и многие другие народы Океании, они никогда не делают поспешных суждений и стараются не говорить "нет" в любых спорных ситуациях. Туристы обнаружат, что чем больше они будут уважать местные обычаи, тем более теплый прием им будет оказан. И в то же время, обитатели Фиджи, пожалуй, единственная группа народов Океании, гордящаяся своим людоедским прошлым.

Традиционно организация местного общества строилась на основе "явуса" - племени, чьи члены связаны общим предком. Племя состояло из "матакали" (клан), включавшего в себя несколько семейств "и-токатока", обычно образованных близкими родственниками. Управление жизнью общины осуществлялось наследственными вождями "турага-ни-коро". Общины жили довольно изолированно, не образуя устойчивых союзов с соседними кланами. Межплеменные браки были, пожалуй, единственным видом взаимных обязательств кланов, во всех остальных сферах деятельности они довольно жестко конкурировали. Межплеменные и межостровные войны били вполне обыденным явлением, отсюда проистекают и фортификационные способности фиджийцев, и их воинственность.

Фиджийская деревня представляет собой довольно обширный (от 50 до 400 человек) и обязательно укрепленный населенный пункт, населенный членами одного "явуса". Внутри клана существовала обширная система взаимоотношений и перекрестных обязательств, основанная на хитросплетении родства и сложной местной обрядовости. Дети брата или сестры, например, считались собственными в семьях их ближайших родственников, часто заботу о всех детях клана брали на себя престарелые родственники, причем не важно, в какой степени родства они находились с воспитуемыми. И первое, чему учат фиджийских детей, так это умению вести себя в обществе, особенно - в компании взрослых. Родители редко выражают свои чувства публично. Смирение, особенно касающееся отношений между людьми разных социальных групп, считается здесь одной из добродетелей. Громко говорить не принято - громкий голос интерпретируется как выражение гнева.

Пожилые людей также пользуются большим уважением. Женщины выполняют обычно домашнюю работу, причем фиджийцы оценивают женский труд очень высоко и никогда не "перегружают" прекрасную половину. Мужчина в свою очередь должен содержать свою жену и детей ровно в той же степени, в какой они сами помогают ему.

Традиционный общинный дом "буре" строится в центре деревни на высокой насыпи. Чем выше насыпь, тем больше вес клана в сообществе. "Буре" состоит из деревянного каркаса, который покрывается матами из бамбуковых стеблей и листьев, и высокой соломенной крышей. Изнутри здание имеет всего одну комнату с минимальным количеством мебели. Спят и принимают пищу на полу дома, а готовят еду в меньшем "буре", расположенном обычно по соседству. Фиджийцы никогда не запирают двери, потому что их дом должен быть открыт для родственников или гостей. Прием гостей, кстати, ведется обычно только одним семейством клана. А если гостей много, то одна семья их принимает, а остальные помогают с продуктами питания, обычно просто оставляя их за дверью.

Церемония распития янгоны - местная праздничная и ритуальная традиция, обязательно используемая в любом важном мероприятии. Участники церемонии садятся вокруг "таноа" (ритуальный плетеный или деревянный шар). От "таноа" к каждому из участников протягивается шнур с нанизанными на него раковинами каури (когда-то использовались как местная валюта), олицетворяющий связь с их предками. Официально назначенный старейшина измельчает высушенный корень растения янгона и готовит традиционную для стран региона каву. После того, как гость или вождь делают первый глоток, "било" (чаша из половины кокосового ореха) с кавой снова наполняется и передается по кругу. Лишь после того, как "било" обойдет всех гостей, официальная часть церемонии считается законченной и начинается пир, танцы или другие "непротокольные" мероприятия.

При посещении фиджийской деревни следует прежде всего преподнести вождю (или хозяину дома, в который вы пришли) небольшой подарок, называемый в местном этикете "севусеву". Обычно это полукилограммовый пакет высушенного корня янгоны или нечто, стоящее примерно столько же (в денежном эквиваленте это около $10), например, сигареты или вино.

А самым драгоценным подарком считается "табуа" - полированный зуб кашалота. Причем вокруг процедуры дарения здесь существует такое количество ритуалов и табу, что многие считают его одной из существенных частей местной обрядовости. Человек, который отказывается от подарка, рискует оскорбить дарующего. Получать подарок - самая высокая честь, которую оказывают незнакомому человеку. Однако они должна иметь продолжение - любой подарок обязательно нужно отдарить чуть позже.

Уважение к хозяину или другим членам клана должно быть открытым и даже несколько преувеличенным, но с похвалой следует быть осторожным - если по отношению к какому-то предмету будет выражено слишком большое восхищение, то фиджийцы будут чувствовать себя обязанными подарить его гостю, могут ли они позволить себе это или нет. Никогда не стоит прикасаться к голове фиджийца, даже ребенка, по всем местным законам это табу.

Индусские семейства обычно живут в городах или в деревнях близ сахарных плантаций. Браки между индусами и фиджийцами очень редки и смешения практически не происходит. Здесь в силе обычаи и традиции, свойственные населению Индостана, а социальный статус до сих пор в значительной степени определяет кастовая принадлежность. В домах индусов Фиджи члены семейства обычно едят вместе, но в праздничных случаях используется формальный церемониал, когда женщины приносят пищу сначала пожилым мужчинам, затем младшим мужчинам, а затем детям. Если в доме гости, то первое угощение всегда им, лишь затем к трапезе приступает все семейство.

Фиджийский обед обычно состоит из двух блюд: главное блюдо ("какана-дина" или "реальное продовольствие") и гарнир ("икои" или "вкус"). Главное блюдо чаще всего состоит из корнеплодов, овощей и корней (обычно маниоки, колоказии, плодов хлебного дерева или ямса) с мясом, птицей и морепродуктами. Традиционно на обед и ужин члены семьи собираются за одним столом (вернее - за одной циновкой), рассаживаясь на полу вокруг специальной циновки, на которую выставляются блюда.

Одеваются фиджийцы довольно свободно. В качестве повседневной одежды используются жакет, рубашка и галстук с темно-серым "сулу" ("саронг", "лавалава" или "парео") - юбкой с запахом, которую носят и мужчины, и женщины. Для женщин существует более десятка способов оформления "сулу", часто его умудряются использовать даже в качестве вечерней одежды. Мужчины тоже используют всевозможные виды "сулу", даже местные полицейские в качестве форменной одежды носят светлый "сулу" с вырезами по краями и темную рубашку. В сельской местности индийские женщины обычно носят сари, а фиджийские - "мумму" (длинное платье, известное как "мама Хаббард").

При этом сами фиджийцы очень ценят скромность в одежде, особенно за пределами туристических комплексов. Купальники и шорты при посещении местного дома неприемлемы, также как спортивные костюмы. В джинсах здесь слишком жарко, в шортах - несколько неприлично. Для официальных мероприятий наиболее подходят легкие светлые брюки и просторные рубашки с рукавом средней длины. Шляпу в пределах деревни носить не принято - это прерогатива вождя. Входя в дом, следует снимать обувь.

Важной частью местной культуры все еще является танец. Танцы передают из поколения в поколение, а их движения берут начало в сильных устных традициях и песнопениях фиджийцев. Специальные танцы сопровождают все важные события в жизни фиджийца, начиная с дня рождения (или смерти), войны, брака и даже акта купли-продажи какого-либо значимого имущества. Время от времени мужчины исполняют военные танцы "сиби" или "меке" с копьями и щитами, в то время как женщины исполняют "вате" - танцы, некогда призванные оскорбить пленных. Индусы Фиджи также имеют богатую песенно-танцевальную традицию. Миссионеры принесли на острова религиозные песнопения, и сейчас фиджийские церковные хоры славятся на всю Океанию.

Страна: 
Гид-словарь: 

Еще в этой стране