Гран-Гиньоль
Об альбоме Naked City см. Grand Guignol (альбом). Афиша спектакля «Три маски» (1920)
«Гран-Гиньоль» (фр. Grand Guignol) — парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор. Работал в квартале Пигаль (13 апреля 1897 — 5 января 1963). В некоторых языках (прежде всего во французском и английском) его имя стало нарицательным обозначением «вульгарно-аморального пиршества для глаз».[1]
Театр, обязанный названием персонажу французского театра кукол, был детищем журналиста и драматурга Оскара Метенье (фр.)русск., переоборудовавшего псевдоготическую часовенку в тупике Шапталь (фр. imp. Chaptal, 20-бис), — мастерскую художника Ж.-А. Рошгросса (фр.)русск., — в театр на 300 мест. В прошлом полицейский, истовый последователь Э. Золя и сотрудник А. Антуана, Метенье на собственной сценической площадке намеревался довести натурализм Свободного театра (фр.)русск. до эстетического предела.
С 1898 года «Гран-Гиньоль» возглавлял (до 1914) антрепренёр и драматург Макс Мори (фр.)русск., — при нём стремление изобразить «ужасное» во всех его проявлениях — социальных, нравственных, психологических, эстетических и гигиенических — стало самоценным трюком, театральным аттракционом, — обозначило свою цирковую природу.
Авторы гиньольных пьес-скетчей, не скрывая комическую основу своего ремесла, азартно использовали грубую бытовую лексику, выводили на сцену представителей социальных низов, девиантов, проституток и криминальных типов, потрясали зрителя количеством проливаемой крови и гиперреалистичностью сцен безумия.
Сцена из спектакля 1937 года
С 1901 г. гвоздём репертуара становятся пьесы Андре де Лорда (фр.)русск. (1869—1942, он охотно сотрудничал с известным психологом Альфредом Бине[2] — знаменитая «Лекция в Сальпетриере» и т. д.).
Деятельность этого маленького монмартрского театра, распахнувшего свои двери почти одновременно с МХТом и слывшего одной из достопримечательностей французской столицы, привлекала равно обывателей и представителей художественного авангарда и оказала огромное влияние на культуру и искусство XX века.
«Гран-Гиньолю» пытались подражать некоторые театры Европы (Россия — Театр Б. Казанского, Англия, Германия, Италия) и Америки.
Гиньоль как феномен массовой культуры стремились осмыслить многие теоретики и практики русского театра, — в их числе Николай Евреинов, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков, Игорь Терентьев.
Опубликовано пользователем Valeratal