Мечеть Биби-Эйбат
: 40°18?31 с. ш. 49°49?13 в. д. / 40.30861° с. ш. 49.82028° в. д. / 40.30861; 49.82028 (G) (O) (Я)
Биби-Эйбат (значения).
Мечеть Биби-Эйбат (азерб. Bibiheybt mscidi) — шиитская мечеть, расположенная на берегу Бакинской бухты, в Азербайджане. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённой мечети, построенной во второй половине XIII века ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом[2] и полностью разрушенной большевиками в 1936 году, когда на территории всего СССР шла ожесточенная борьба с религией.
Биби-Эйбатский комплекс, в который, кроме мечети, входят усыпальницы и могилы почитаемых людей (в том числе, могила Укеймы ханум, потомка пророка Мухаммеда), является одним из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана. Мечеть в своё время посещали Абаскули-ага Бакиханов, Александр Дюма, Хуршудбану Натаван.
Местное население в прошлом называло её «мечеть Фатимы». Используя это же название, описывал мечеть и посетивший её в 50-е годы XIX века Александр Дюма.
История
Мечеть была построена над гробницей дочери седьмого шиитского имама — Мусы аль-Казима, который бежал в Баку от преследования халифов. На гробнице имеется высеченная на камне надпись, указывающая на то, что Укейма ханум принадлежит к священному роду: «Здесь погребена Укейма ханум, потомок пророка Мухаммада, внучка шестого имама Джафара ас-Садыка, дочь седьмого имама Мусы аль-Казима, сестра восьмого имама Али ар-Риза»[1].
Вид старой мечети до реставрации 1911 года
Укейма ханум принадлежала к роду имама Али и Фатимы[1]. Слуга Укеймы ханум по имени Эйбат (отсюда и название мечети «Биби-Эйбат» — «тётя Эйбата») погребён посреди квадратной деревянной решётки в центре усыпальницы[3].
На основе настенных надписей южной стены мечети историки относят постройку к концу XIII века. Арабская надпись на стене мечети гласила:«Работа Махмуд ибн Саада»[1][2] (этот же архитектор построил Нардаранскую крепость вблизи Баку)[4][2].
Минарет мечети. Первая половина XX века
Востоковед Илья Березин, посетивший мечеть Биби-Эйбата в 1841 году, обнаружил другую арабскую надпись:«Приказал построить эту мечеть мелик возвеличенный, султан величайший, защитник государства и веры Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситана ибн Фарибурз, помощник эмира верующих, да продлит Аллах его царствования и владычество! В дату года восьмидесятого (1281—1282 г)». По версии Сары Ашурбейли имя Фаррухзада, может быть обозначено на мечети в связи с её реставрацией Ширваншахами, а сама мечеть может быть древнее Ширваншахов.
Впоследствии вокруг мечети селились шейхи, считающиеся авторитетными богословами. Это место со временем стали называть Шых (от слова Шейх). С этим и связано современное название пригорода Баку — Шыхово, где и расположена мечеть. Наряду со многими мусульманами, завещавшими похоронить их близ мечети, был и Хаджи шейх Шариф, который прибыл в своё время в Баку с целью распространения суфизма. Он всю оставшуюся жизнь провёл в этом храме, где и был погребён[1].
В указаниях сефевидских правителей Тахмасиба I и Аббаса I сказано, что в Биби-Эйбатской мечети и вокруг неё велись строительные и реставрационные работы[1]. Б. Дорном были сняты копии с указов Тахмасиба (1555—1556, 963 год хиджры),
Аббаса I (1606—1607, 1015 год хиджры), Аббаса II (1650, 1060 год хиджры; 1655—1656, 1066 год хиджры; 1667—1668, 1078 год хиджры), Хусейна (1700—1701, 1112 год хиджры), в которых было сказано, что государственные чиновники, владельцы союргала не имели право брать налоги с вакуфных имуществ этого комплекса. В указе шаха Тахмасиба сказано: «Биби-Эйбатское заведение имело огромное вакфное имущество при шейхе Бунйаде» Согласно вышеупомянутым указам, мечетью в течение более ста лет управляло четыре поколения шейхов[1].
Мечеть на открытке имперских годов
Мечеть издавна славилась своими чудесными свойствами[1]. Александр Дюма, посетивший мечеть в 50-е годы XIX века, в своей книге «Кавказ» пишет[5]:
«Мечеть — место поклонения бесплодных женщин, они приходят сюда пешком, молятся и в течение года получают способность рожать…»
По сообщению Дюма, известная азербайджанская поэтесса Хуршудбану Натаван (у Дюма — Княгиня Хасар Уцмиева)[5] также посетила эту святыню, менее чем через год у неё родился сын. В качестве пожертвования была построена дорога от Баку до мечети Биби-Эйбат.
Комплекс сооружений мечети после реставрации 1911 года
Упоминание о мечети встречается также в работах местных и европейских исследователей и путешественников, таких как Аббаскули Ага Бакиханов, Илья Березин, Борис Дорн, Николай Ханыков, Евгений Пахомов, и в частности у азербайджанского историка начала XX века Г. Садиги, который писал:
«В 5 верстах к юго-западу от Баку, за Баиловским мысом находится Шихова деревня, расположенная на скате горного отрога и на небольшой береговой полосе. Достопримечательностью её является старинная красивая мечеть. От моря до мечети около полуверсты; со стороны моря, с востока, идет лестница, с южной и северной стороны моря находятся ворота. Около мечети высокий минарет, а также усыпальницы — мавзолеи, склепы и могилы.»[3]
В 1911 году к северу от усыпальницы на средства бакинского мецената Алескер ага Дадашева зодчим Гаджи Наджафом было построено новое здание мечети. Была также проведена реконструкция усыпальницы и старой мечети, имевшими кубическую форму.
Разрушение мечети
См. также: Религия в СССР Разрушение мечети в 1936 году
После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году началась борьба большевиков с религией. Биби-Эйбатская мечеть, которая имела огромное влияние на верующих мусульман, наряду с бакинскими православным собором Александра Невского, польской католической церковью, также превратилась в мишень для нового правительства.
В сентябре 1935 года Аз. ЦИК и президиум Бакинского совета «на основании требований трудящихся» о запрете религиозных обрядов в мечети, приняли постановление: «Удовлетворить ходатайство 300 рабочих нефтепромысла им. Сталина о закрытии в сел. Шихово молитвенного дома „Биби“». В 1936 году мечеть была взорвана[1] Многие сооружения комплекса рухнули после первого взрыва, минарет же рухнул только после третьего взрыва[6].
Только после разрушения мечети, в этом же году в Москве было принято решение «О сохранении памятников архитектуры исторического значения». За разрушение мечети председатель Азкомстариса Саламов провёл 20 лет в лагерях Сибири.
Позднее на месте мечети было проложено шоссе[7].
В своей речи на церемонии открытия уже восстановленной новой мечети в 1998 году президент Азербайджана Гейдар Алиев сказал:
«60 лет назад воздвигнутая на этом священном месте мечеть была взорвана, варварски разрушена. Нашей духовности, нашим нравственно-духовным ценностям, исламской религии был нанесён большой ущерб. Наш народ, нация получили этот удар, были изранены, истерзаны, однако не были уничтожены, не сдались…»[8]
Восстановление мечети
Реставрация нового здания мечети в 2008 году
После восстановления государственной независимости в Азербайджане были восстановлены многие из разрушенных мечетей. В 1994 году президент республики Гейдар Алиев издал распоряжение о строительстве нового здания Биби-Эйбатской мечети на месте, где до уничтожения в 1936 году располагалась старая.
План и размеры комплекса были восстановлены ещё в 1980-х годах на основе имеющихся фотографий, сделанных незадолго до взрыва. Использовались также записи различных путешественников, среди которых важную роль сыграла небольшая статья Г. Садиги, написанная в 1925 году, в которой подробно описано состояние комплекса мечети к середине 20-х годов.
В 1998 году были начаты работы по реконструкции нового здания мечети Биби-Эйбат. На церемонии открытия мечети 12 июля 1998 года Гейдар Алиев сказал:
«Мечеть, этот великий памятник, который вы видите сегодня, радует нас. Вместе с тем, считаю, что это — первый этап работы. Это строительство должно полностью завершиться по проекту. Сегодня я заявляю, что беру под своё покровительство полное завершение строительства комплекса мечети по проекту и создам все возможности для его осуществления, окажу необходимую для этого помощь.»[8]
Макет мечети в Культурном центре Гейдара Алиева
Торжественное открытие новой мечети состоялось в мае 1999 года.
Реставраторы работали по сохранившимся старинным эскизам. В архитектуре мечети была использована азербайджанская технология «шебеке». Реставратор-золотник Гасан Мустафаев сообщает:
Восстановление данного памятника потребовало тонкого подхода к каждому нюансу, ведь это храм-святыня, к которому и отношение совсем другое.
Здесь также поставлены памятники ширваншаху Фаррухзаде и Гейдару Алиеву[7].
Новый комплекс, по сравнению со старым, занимает большую территорию. Во дворе мечети предполагается также создание площадки для общественных молитв нескольких тысяч верующих.[1]
14 июля 2008 года прошла церемония открытия мечети после реконструкции. Церемонию возглавил президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, глава общины горских евреев Семён Ихиилов и глава католиков республики Ян Чапла также приняли участие в церемонии[9].
Архитектура
Мечеть в начале XX века. Слева направо: Аркада (позади виден минарет), усыпальница и здание новой мечети. Последние два построены в 1911 году.
Определяют шесть строительных этапов развития комплекса. Каждый этап отмечен прибавлением нового здания. Эти здания возводились различными зодчими в период с XIII века до начала XX века[6]. Первыми сооружениями были старая мечеть и минарет. Надпись «Работа Махмуда ибн Саада» была выполнена на фасаде именно этой мечети. Комплекс сооружений мечети, помимо основных сооружений, позднее стал включать также южные и северные ворота, мавзолеи-усыпальницы, бассейны и ряд служебно-хозяйственных помещений. По архитектурно-планировочной характеристике мечеть относится к типу широко распространённых в средневековом Баку мечетей.
Старая мечеть была расположена в южной части усыпальницы, с запада к мечети и усыпальнице примыкал минарет высотой около 20 м. Склеп и две ниши были пристроены к мечети южнее минарета, на нишах имелись надписи, содержащие имя Фатали хана, чья надгробная мраморная плита находится в Музее истории Азербайджана.
Галерея, имевшая четыре стрельчатые арки, примыкала к невысокой прямоугольной постройке. По бокам в неё вели две двери, между которыми располагались старинные надгробные плиты. Напротив мечети находился также водоём для омовения перед намазом. К стене усыпальницы примыкал другой каменный водоём. Он имел чашечки на цепочках и был украшен резьбой.
План участка в середине 20-х годов XX века
В 1305-1313 годах Махмудом ибн Саадом был построен минарет мечети[4]. Над ним, украшенным в верхней части резьбой и сталактитами, поднимался небольшой столб, увенчанный полукруглым ребровым куполом. Перила балкона минарета имели каменную узорную решётку[3]. Графическое исследование показало, что высота минарета была около 22 м. Минарет по своему архитектурному решению отображает черты ширванской архитектурной школы и весьма важен для изучения развития аналогичных сооружений Ширвана[6].
Богатый интерьер комплекса был украшен орнаментами. Старая мечеть внутри представляла собой продолговатую четырёхугольную комнату со стрельчатым сводом. Сталактиты и резной орнамент украшали полукруглый свод алтаря у южной стены. Стрельчатая, не доходящая до пола полуарка разделяла мечеть посередине. Кубическое помещение усыпальницы было расположено в северной части. Её потолок опирался на четыре свода. Под куполом висела люстра-подсвечник («шамдан»), а крюк, на котором она висела была окружена витражами.
С северной стороны к минарету и к мечети примыкала усыпальница, на которой имелась надпись. Её обнаружил и перевёл известный востоковед Борис Дорн[6]. Из надписи стало понятно, что этот мавзолей был сооружён в 1619 году погребённым здесь же шейхом Шерифом бен Шейхом Абидом, умершим на следующий день после окончания работ[6].
Архитектура восстановленной мечети
Восстановленная мечеть после реставрации в 2008 году. Южная сторона
Современное восстановленное здание мечети представляет образец классической ширванской архитектурной школы[1]. Архитекторы использовали канонические основы этой школы: её масштабность, светотень и т. д. Здание самой мечети состоит из трёх куполов, сохранивших традиционную «гофрированную» форму старой мечети, и двух минаретов. Купола изнутри украшены зеркалами зелёного и бирюзового цвета, которые окаймленны позолоченными надписями сур из «Корана». Мужская молельня находится на южной стороне комплекса, женская — на северной стороне. Между ними расположен мавзолей.
Строители использовали местную разновидность известняка — «гюльбахт». Снаружи фронтальные части портала, как и в случае с «Гёй мечеть» (Голубая мечеть) в Тебризе, украшены орнаментами «хатаи». Широко использованы такие орнаментальные композиции как «ислими», «шукюфа», «бенди-руми», «сельджук зенджири (сельджукскаяцепь)», «шамси», «джафари» и «ачма-юмма (бесфоновая)». На внутренних мраморных стенах резьбой выполнены каллиграфические надписи — мухаггах, сульс, джами-сульс, куфи, куфи-шатрандж, мусальсаг, дивани, тугра и т. д.
Оформление интерьера мечети принадлежит известному азербайджанскому архитектору Фахраддину Миралаю. Говоря о проделанной работе, он отметил: «Как архитекторы мы старались служить людям, чтобы верующие, войдя в мечеть, на каждой стене видели отражение Аллаха и чувствовали Его присутствие»[1].
Роль мечети в духовной жизни общества
Мечеть на картине Вигго Петера Олафа Лангера «Мечеть в Шихове». 1911 год
Мечеть была воздвигнута над могилой дочери седьмого шиитского имама Мусы аль-Казыма. И до постройки мечети это место считалось священным по причине принадлежности Укеймы ханум к роду пророка Мухаммеда. Позже, уже в построенной мечети, население читало молитвы. Уважаемые в то время в обществе богословы — шейхи поселялись вблизи мечети, многие из которых также были похоронены в этом месте[1].
Из-за своего духовного влияния мечеть стала «врагом» большевиков[1]. В 1936 году она была взорвана, а могила Укеймы ханум разрушена. Но и после этого место не перестало считаться священным для верующих. Люди всё ещё продолжали обретать моральную поддержку в этом месте.
Мусульмане мечтали восстановить мечеть над этим священным для них местом. После падения советской власти, когда народ получил свободу вероисповедания, была восстановлена и мечеть. Сегодня это место, где покоятся четыре представителя рода пророка Мухаммеда, по количеству священных могил занимает третье место среди святынь исламского мира[7].
Фотогалерея
Опубликовано пользователем Valeratal