Обычаи и традиции Маршалловых островов (США)

Как и на всех островных государствах Океании, жизнь на Маршалловых островах достаточно линейно подчинена двум "векторам" - колоссальному наследию народов моря и неуклонно наступающей современной цивилизацией.

Прекрасные мореходы и рыбаки, микронезийцы освоили бесконечные просторы Тихого океана задолго до выхода европейцев из ничтожного по местным размерам Средиземного моря. Выработанные при этом навыки и умения были настолько необычны и настолько органично соответствовали местным условиям жизни, что многие века древние традиции были единственным моральным, политическим и социальным ориентиром для бесчисленных поколений островитян. Большинство жителей островов все еще живет в домах, построенных по тому же принципу, что строили 600-700 лет назад, все еще говорит на своем древнем языке, употребляет все те же продукты питания, приготовленные по старинным рецептам, использует многовековые навыки лова рыбы, постройки каноэ, приготовления пищи, поет древние песни и танцует те же танцы, что танцевали их пращуры. Деревенская жизнь на любом из атоллов, особенно на периферийных, сохранила огромное количество присущих этому народу традиций и обычаев, даже несмотря на все более усиливающееся давление современной цивилизации.

Культурные ценности и местные обычаи, называемые обычно коротким словом "манит", делают общество Маршалловых островов совершенно уникальным даже в рамках необычной культуры народов Великого океана. Местное общество всегда было очень четко стратифицировано по целому ряду признаков и имело жесткую социальную иерархию. Основой любого местного сообщества являлся и является клан или семья - "джови" (иногда под это понятие попадает довольно обширная социальная группа, включающая в себя всех без исключения жителей населенного пункта). Глава семьи, племенной лидер, вождь ("ироидж") или старейшина ("алап") являются самыми почитаемыми членами общины и отвечают как за прямое руководство её жизнедеятельностью, так и за сохранение духовности и традиций. Старейшина организует общественные работы, служит и судьей, и мэром, а потому часто и является таковыми совершенно официально, представляет общину в деловых отношениях с другими поселениями страны, а также ведет общее руководство хозяйством всей общины. А ввиду того, что главным богатством как отдельной семьи, так и общины в целом являются все та же земля и орудия лова рыбы, распределять которые также может старейшина, от него зависят очень многие аспекты местной жизни. Соответственно отношение к таким лидерам подчеркнуто трепетное и уважительное (впрочем, как и ко всем пожилым людям).

Все маршалльцы имеют право на часть общинной земли как часть клана. Члены общины - "риджербал" (ближайший аналог - "рабочие") ответственны за всю ежедневную работу на земле, включая расчистку и культивацию, все сельскохозяйственные работы, строительство и лов рыбы. Местное общество до сих пор несет все черты матрилинейной культуры, поэтому земля передается от поколения к поколению через мать или старшую женщину рода. Именно сложение таких семейных наделов и дает силу и социальный статус роду и клану, его место в общине и влияние на других её членов. Концепция семейства и сообщества здесь неразрывно переплетаются с понятием "нация" и "народ". Островитяне до сих пор считают всех своих многочисленных родственников, даже живущих на других островах, членами семьи. При этом, посещая другие острова, где власть, естественно, принадлежит местным племенным лидерам, они автоматически попадают под их покровительство и защиту, а возвращаясь домой снова переходят "под крыло" своего вождя, что вносит немалый вклад в единство островной культуры. При этом во главу угла ставятся интересы всей общины (часто совсем не зависящей от какого-то конкретного острова, а привязанной, скорее, к родственным связям её членов), взаимная забота и уважение, а также добрососедские отношения. Да и в целом в небольших местных поселениях, целиком зависящих от сотрудничества и общинности, царит хорошо заметная атмосфера взаимопомощи - необходимый элемент выживания на этих маленьких островах, почти лишенных природных ресурсов и отделенных от остального мира безбрежными просторами океана. Поэтому не приходится удивляться низкому уровню преступности на островах и общей безмятежной атмосфере местных поселений.

Маршалльский и английский являются, по-сути, равноправными официальными языками островов и широко применяются по всей стране. Хотя в повседневном общении маршалезцы отдают явное предпочтение своему древнему языку (около 40 диалектов, из которых наиболее распространены два - один в цепи Ралик, а второй - на Ратаке, впрочем, отличаются друг от друга они незначительно). Также на периферийных атоллах распространены языки малайско-полинезийской группы и японский.

Жители Маршалловых островов очень дружелюбны и приветливы. Показателем этой черты характера могут являться даже традиционные приветствия - "локве-юк" (можно перевести как "с любовью к вам") или "иакве" ("вы - радуга"), до сих пор применяющиеся на практике гораздо чаще традиционного английского "хэлло". Многие туристы считают островитян несколько наивными и чересчур доверчивыми, однако это скорее сложившийся стереотип, чем реальное положение вещей - на самом деле жители Маршалловых островов просто не любят углубляться в хитросплетение интересов и намеков, предпочитая воспринимать жизнь и людей такими, какие они есть. Но зато они до сих используют сложную систему подчеркивания социальной иерархии и статуса, позволяющую разобраться в сложном сплетении местных родственных и имущественных отношений. Европейцу без подготовки понять ее непросто, поэтому рекомендуется во всем полагаться на советы местных жителей. Часто им приписывают и другие черты, совершенно не свойственные местному менталитету, например лень. Чтобы избавиться от этого широко распространенного заблуждения, сформировавшегося в умах первых европейских поселенцев, обнаруживших, что островитян совершенно невозможно заставить делать что-либо по принуждению, достаточно понаблюдать за тем, с какой интенсивностью и трудолюбием маршалезцы делают что-либо для себя или общины. Просто принуждение как таковое или необходимость делать что-либо неочевидное здесь совершенно не воспринимается - вся жизнь тут веками строилась на заботах о сегодняшнем дне, а не на каких-то отдаленных перспективах.

Большинство жителей островов - протестанты, и в целом они очень религиозны. В стране прижились самые различные ветви христианского учения, однако они абсолютно мирно сосуществуют даже на небольших пространствах местных атоллов, часто переплетаясь в сложную систему нравственных и религиозных догматов, включающих в себя элементы различных культов, вплоть до отголосков традиционных местных верований. Отсюда же и богатейшая песенная и танцевальная традиция, свойственная всем народам Океании. Местные легенды, песнопения, культовые танцы и связанные с ними ремесла до сих пор составляют богатейший пласт местной культуры, вовсе не собирающийся сдаваться под напором современной цивилизации. До сих пор одним из важнейших местных событий здесь является "кемем" - семейный по-сути праздник, назначаемый в честь дня рождения ребенка, на который собираются многочисленные родственники и даже друзья со всей округи. Именно на таких праздниках и можно увидеть самые колоритные и древние местные песни или танцы, а также попробовать традиционные блюда.

Голова для местных жителей священна. Принимать что-то, пронося мимо головы хозяина чрезвычайно невежливо, а уж прикоснуться к его голове значит практически гарантированно спровоцировать конфликт. Также не стоит прикасаться к голове ребенка (даже для того, чтобы просто поладить его) или интенсивно размахивать руками в процессе жестикуляции - это может создать иллюзию опасности для головы собеседника.

Нормы, касающиеся формы одежды, здесь очень свободные. Островитяне до сих пор ходят практически везде в шортах и майках, лишь на торжественные мероприятия наряжаясь согласно местному или церковному этикету. Рубашка с коротким рукавом и легкие брюки будут уместны для туриста в подавляющем большинстве случаев. Однако купальные костюмы, короткие шорты и юбки в пределах поселений носить не рекомендуется. Топлесс и нудизм считаются оскорблением местной морали и потому допустимы лишь в абсолютно безлюдных местах.

Страна: 
Гид-словарь: