Обычаи и традиции Майотты

Коморцы представляют собой сложную полиэтническую нацию, сформировавшуюся из представителей африканских народов, мальгашей (малагасийцев, австронезийская семья), арабов и персидских народов. Кроме различных субэтнических групп (анталоте, кафре, макоа, оиматсаха, сакалава и другие), каждая из которых в той или иной степени до сих пор сохраняет свои национальные традиции, на островах проживают французы (достаточно обособленно от коренных жителей островов), выходцы из Индии и стран Африки и Юго-Восточной Азии. Столь многообразное смешение народов и культур, да еще и при сильном влиянии Франции, создает здесь очень пестрые культурные традиции.

На островах беспрепятственно исповедуются практически все религиозные течения планеты, однако доминирующая религиозная группа - мусульмане-сунниты - ведет свое происхождение от выходцев с Аравийского полуострова и персов-ширази (выходцы из Шираза). Хотя здесь, как и в других исламских странах, не одобряется употребление алкоголя, а мечети являются главными культурными и религиозными центрами, местная разновидность ислама отличается несколько большей терпимостью, чем в лежащих севернее странах Залива, и более близка к африканским традициям. Однако в верованиях местных народов явно заметны и следы анимизма (в первую очередь, это прослеживается в боязни различных злых духов, традиционно называемых здесь джиннами). Большое влияние имеет и христианская культура, уживающаяся с исламом совершенно мирно.

Несмотря на то, что местный вариант ислама очень терпим к другим религиозным течениям (например, алкоголь официально не запрещен и доступен в гостиницах и ресторанах), местные жители ожидают от гостей страны уважения к своему образу жизни - употребление алкоголя в общественных местах настоятельно не рекомендуется, а в священный месяц Рамадан большинство увеселительных заведений в светлое время суток закрыто.

Махоранцы довольно спокойно относятся к одежде, используя одновременно и европейский костюм, и традиционные коморские элементы, объединяющие пиджачную пару, традиционную исламскую одежду "кандзу" и вышитую шапочку "кофиа". Коморские женщины, как и положено мусульманкам, одеваются довольно скромно. Головной платок, хиджаб или накидка "пурда" считаются признаком хорошего тона для женщин. Однако здесь встречаются и совершенно по-европейски одетые люди (в первую очередь, чиновники, бизнесмены и служащие торговых компаний), а сам женский костюм имеет все же заметно более "вольготный" крой, чем в традиционных исламских странах. Также популярны красочные сари или "хиромани", которые обычно дополняются желтоватой пастой "мсидзану" из сандала и коралла, накладываемой на лицо подобно маске. Никаких особых ограничений на форму одежды для туристов здесь нет, за исключением вполне разумных требований к скромности оной при посещении мечетей, кладбищ и других культовых мест, а также нежелательности пляжной одежды за пределами береговой черты. Нудизм и топлес официально не запрещены, но настоятельно рекомендуется воздерживаться от этого способа отдыха.

В целом махоранцы (махоре) очень дружелюбны к представителям других конфессий и отличаются приветливым и спокойным характером. До сих пор в ходу традиция здороваться с каждым встречным (этого же ожидают от туристов, причем обязательна улыбка - местные жители придают этому жесту дружелюбия особое внимание). Непреложными нормами поведения считаются уважение к старшим и соблюдение исконных обычаев народов островов. Однако система образования западного типа и сильное влияние французского образа жизни приводят к формированию у молодежи вполне европейской системы ценностей и поведения, которые часто вступают в противоречие с местными нормами, но крайне редко перерастают в конфликты - местные жители очень терпимы к проявлению чужого образа жизни.

До сих пор используется клановый принцип построения общества. Семейные и родовые связи очень крепки. При этом характерной чертой является особая гордость местных жителей, достигших определенной самостоятельности и положения в обществе, однако тесная связь с родительским домом и родственниками всячески подчеркивается и культивируется. Старейшины семейств пользуются практически непререкаемым авторитетом, также как и религиозные деятели (имамы и главы братств). Несмотря на общий светский принцип управления островом, исламские законы и традиции часто имеют большее влияние, чем различные правительственные акты - ни одно важное решение не будет принято без согласия муллы или одобрения "кади".

Показателем уровня социального статуса здесь служит в первую очередь образование, а уже потом богатство.

Уникальная коморская традиция - "аруси" ("Гран-марьяж", или "Большая свадьба") - представляет собой не просто брачный обряд, а целый фестиваль народных традиций. Это обычно заранее спланированный союз между более старшим мужчиной и более молодой женщиной, когда жених должен оплатить все празднества для гостей со всей деревни продолжительностью 18 дней (так называемый "тоираб"). Он также должен купить приданое для своей невесты, которое обязательно должно включать дорогую одежду, золото и драгоценности. Как компенсацию за возможную бедность жених получает право носить специальный пояс "м'рума", который доказывает его привилегированный статус как воина и мужчины. Как и на самих Коморских островах, дом молодым дарят родители невесты, они же имеют достаточно сильное влияние на всю жизнь семьи в дальнейшем. Пышность и богатство свадьбы часто используются для того, чтобы отметить или поднять социальный и политический статус мужчины. Здесь же можно увидеть народные танцы и услышать традиционную местную музыку в лучших её вариантах. При этом развод и новый брак здесь совершенно не редкость. Наследование, кстати, ведется необязательно по мужской линии. Земля старших членов семьи передается или всем детям вместе, или разделяется на доли, причем девочкам нередко достаются заметно большие наделы, чем мальчикам. А вот дома и драгоценности наследуются только девочкам.

Типичный местный дом строится из "коба" (глина, смешанная с рисовой соломой, кокосовыми ветвями или пальмовым волокном). Местные жилища невелики (обычно 2-3 комнаты) и по своей архитектуре и отделке заметно проигрывают достаточно вычурным строениям северной части Комор. Однако здесь принято красить дома в яркий цвет, что придает населенным пунктам достаточно колоритный вид. Всего 75% зданий имеют электричество, а ситуация с водопроводом и канализацией довольно неравномерная - в столице и крупных поселениях побережья более 80% домов имеют эти "блага цивилизации", а в провинциальных поселках их практически нет.

Приглашение на посещение местного дома считается большой честью, и отказываться от него не следует. При посещении любого коморского дома или церемонии рекомендуется дарить хозяевам небольшие презенты (сладости, сувениры, какие-то продукты питания, в редких случаях - бутылку рома или сигареты, деньги давать нельзя!). Уважительно следует относиться и ко многим местным табу ("фади"), но поскольку их система довольно обширна и запутана, это достаточно непросто. Рекомендуется просто прислушиваться к советам обслуживающего персонала или консультироваться у проводников, гидов или простых коморцев.

Брать пищу, деньги и вещи следует только правой(!) рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности). Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. Целоваться публично или обмениваться иными явными знаками внимания между представителями противоположного пола здесь категорически не рекомендуется.

Страна: 
Гид-словарь: