Обычаи и традиции Соломоновых островов

Каждый из островов архипелага имеет характерный этнический и языковой состав населения и, соответственно, свою собственную культуру, иногда заметно отличающуюся от ближайших соседей. При нахождении на островах за отправную точку следует брать достаточно хорошо известные культурные особенности народов Полинезии и Меланезии (общинность, сложная бытовая обрядность, наличие многочисленных табу и неписаных правил), но на каждом конкретном острове придется внимательно следить за бытом и поведением местных жителей, чтобы не нарушить привычного уклада их жизни. Гуадалканал заметно подвержен влиянию западной (прежде всего американской) культуры, однако практически все периферийные острова живут в том же ритме и стиле, что и сто-двести лет назад.

Островитяне обычно проживают в тяготеющих к береговой черте деревнях, населенных чаще всего представителями одного-двух семейств. Крупные населенные пункты имеют некоторые признаки организованного строительства (обычно радиально расходящиеся от центральной площади тропы-улицы, часто хаотично пересекающиеся или пропадающие вовсе). Центром деревни является либо эта площадь, либо традиционно располагающийся на ней же большой дом вождя (руководителя), который также используется как гостевой дом (следует учитывать, что и женщины, и мужчины живут в нем в одной большой комнате).

В прибрежных деревнях выделяется так называемый дом каноэ - исключительно мужская территория, куда вход женщинам закрыт. Здесь проводятся обряды инициации юношей, а также достаточно длительный период обучения и уединения, по окончании которого юноша садится в традиционное каноэ и демонстрирует свое искусство лова рыбы и управления этим утлым на первый взгляд суденышком. Здесь же проходит традиционная церемонии открытия сезона лова рыбы (обычно роль таковой знаковой рыбы играет скумбрия), хранятся священные реликвии племени, оружие, предметы лова, суда, трофеи и, что до сих пор нередкость, головы врагов, убитых в сражениях. Туристу доступ в подобное заведение также разрешен только с явного одобрения лидера общины.

Жизнь деревни на Соломоновых островах до сих пор окружена многими табу. Многие из них столь сложны и запутаны, что их значение часто ускользает от понимания европейца, поэтому при посещении деревень следует соблюдать осторожность и ограничивать свое любопытство насколько это возможно. Термин "табу" означает "священный" ("святой"), также как и "запрещенный", поэтому табу бывают не только запретительными, но и попросту в чем-то необходимыми островитянам. Часто табуируются всевозможные застольные церемонии, ряд пищевых продуктов, цвет одежды, обряды передачи или дарения чего-либо, взаимоотношения в семье и даже множество ритуалов общения с окружающим миром. Жестко регламентировано отношение к обещаниям (видимо в силу этой традиции островитяне редко что гарантируют напрямую), а нарушение клятвы и вовсе считается одним из самых серьезных преступлений - нарушитель таковой может быть подвергнут огромному штрафу в качестве компенсации и даже тюремному заключению.

Во многих областях считается табу для женщины стоять выше мужчины, и тем более мужчина, пусть и иностранец, не должен преднамеренно занимать место ниже женщины. Такое же отношение к вождям - встать выше лидера племенной группы считается верхом неприличия, а это очень вероятно, поскольку местные жители невысоки ростом, поэтому большинство бесед и переговоров проводится сидя. Также запрещено проплывать под каноэ, в котором есть женщины, - его потом, вероятно, придется разрушить, а для многих островитян каноэ - единственное средство добычи пропитания. Таких запретов и ограничений бесчисленное множество, особенно с учетом изобилия племенных групп, у каждой из которых найдется не один десяток собственных табу, отличных от соседей. Местные жители в целом очень терпимы к проявлению чужого образа жизни и мелким нарушениям своих обычаев, особенно в крупных населенных пунктах (иностранцы обычно относятся к группе непосвященных, поэтому применять к ним свои правила тоже своего рода табу), но нарушение некоторых элементов местного этикета может иметь очень печальные последствия.

В силу этих причин туристу рекомендуется посещать изолированные местные общины только под руководством опытного гида, способного подсказать те или иные особенности местного этикета. А перед вступлением на территорию населенного пункта обязательно необходимо спросить у его жителей разрешения и сообщить им всю "программу действий" на их земле - это избавит от многих недомолвок и позволит согласовать свои действия с желаниями или обычаями аборигенов.

Права собственности для меланезийцев, в отличие от полинезийских племен, очень важны - дерево, плод или цветок у обочины в окрестностях населенного пункта, вероятнее всего, принадлежат кому-либо, и их повреждение или самовольный сбор плодов с них может вызвать конфликтную ситуацию. Даже в изолированных внутренних районах существует целая сеть всевозможных "личных участков", которые обозначаются понятной лишь местным жителям системой обозначений - колышками, засечками или привязанными к ветвям полосками ткани. Для многих островитян доход напрямую зависит от того, что удастся собрать или вырастить на подобных участках (следует напомнить, что пригодными для обработки являются лишь 0,62% территории островов), поэтому вторжение на их территорию может рассматриваться как проявление агрессии. Вероятно, удастся договориться о компенсации за простое нарушение этого правила (например, за сорванный плод, который был предназначен для продажи), однако в случае серьезных нарушений (срубленное дерево, например) можно ожидать вполне адекватной агрессивной реакции.

Довольно типично для западной части Тихого океана и отношение островитян к одежде. Сами они могут носить буквально все что угодно, часто не утруждая себя ею вовсе (местный жаркий и очень влажный климат не располагает к ношению плотной верхней одежды). Однако по отношению к чужеземцам действует обратное правило - они должны всегда оставаться буквально полностью одетыми. В условиях местного климата это непросто, но часто это является чуть ли не единственным способом избежать воздействия достаточно агрессивной местной фауны. По праздничным дням островитяне одеваются очень красочно, при этом те из них, что исповедуют христианство, стараются соблюсти все атрибуты европейской одежды. Женщинам рекомендуется носить длинные юбки и платья, особенно в вечернее время, и в целом следовать достаточно консервативному стилю одежды (ноги выше колен должны быть обязательно закрыты!). Платье вполне допустимо в течение дня и в некоторых неофициальных визитах. Как ни странно, почти под запретом находится галстук для мужчин, хотя в деловых кругах его ношение считается признаком хорошего тона. Пляжная одежда и шорты допустимы лишь за пределами населенных пунктов, да и то не везде - многое зависит от хозяина земельного участка, где производится, например, купание в море, поскольку все более-менее удобные выходы к воде используются местными жителями для своих нужд. Впрочем, большинство пляжей либо принадлежат всей общине и тогда достаточно разрешения её вождя, либо не принадлежат никому, поскольку собирать какие-то морепродукты на местных пляжах малопродуктивно - стена рифов часто попросту не позволяет морю выбрасывать на берег что-либо существенное.

Официально большинство населения страны исповедует христианство (англиканство, католицизм и протестантство). Однако на практике здесь сохраняются очень многие элементы древних анимистических веровании, свойственных меланезийским народам до прихода европейцев. Часто догмы разных религий настолько сильно перемешиваются между собой, что уже невозможно отличить, где кончаются постулаты веры европейских миссионеров, и начинается традиционное для этих мест поклонение силам природы. Многие европейские святые приобрели множественные черты богов местного пантеона, поэтому не стоит удивляться, если какому-либо христианскому святому "совершат подношение" в виде только что добытой акулы (символ духа предков в местной мифологии), или наоборот - за традиционным для этих мест молитвенным домом будет возвышаться католическая часовня. Сами островитяне стараются не распространяться об особенностях своего вероисповедания, однако с увлечением рассказывают буквально пронизанные местной мифологией легенды, да и в повседневной жизни ни один рыбак не выйдет в море без молитвы Николе-угоднику, после которой он тут же воздаст хвалу и духам моря. Особенно сильны древние культы во внутренних районах местных островов, поэтому при путешествии в провинцию внимание к местным обрядам следует учитывать наравне с различными табу.

К таким же древним элементам местной культуры относятся народные танцы, песни и традиции устного творчества. В основе их лежит местная мифология и бесчисленное количество притч или исторических элементов, поэтому они обычно составляют канву всех праздничных церемоний на островах. Островитяне в основном устраивают праздники по поводу войны, сбора урожая зерновых культур, удачной охоты или рыбалки, каких-то событий естественного мира вокруг или мира духов, поэтому череда празднеств на островах тянется практически непрерывно. Кроме того, некоторые островитяне верят в различные формы волшебства. Наиболее обычна вера в переселение духа человека после смерти в различных обитателей местной фауны (чаще всего в акул, птиц и даже рептилий), где тот и живет какое-то определенное время. Такое животное становится священным на какой-то срок и запрещено к употреблению в пищу. И по поводу почитания этого табу также крайне необходимо устроить праздник!

Ремесленная культура Соломоновых островов крайне своеобразна и имеет достаточно высокие эстетические данные, даже несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту. Образцы изящной резьбы по дереву, рыбьей кости или раковинам можно найти на островах повсеместно, а её формы могут варьироваться от декоративных ритуальных шаров в области Макира (Улава) до миниатюрных подарочных каноэ в Западной области, Малаите, Санта-Ане и на островах Нггела. Высокое мастерство местных ремесленников и их особая эстетика, замешанная на многовековых традициях народов моря, явно проистекают из богатой местной мифологии и во многих случаях носят явный культовый характер. Соответственно, и смысл, вкладываемый мастером в каждую вещь, может быть различен, поэтому стоит внимательно расспросить продавца о значении того или иного предмета перед покупкой - вполне может быть, что невинная на первый взгляд вещь или украшение, выполненные на одном острове, могут вызвать негативную реакцию на другом (например, в силу давней межплеменной вражды, о которой и может повествовать данный предмет). К этому же разряду относится и традиционное для стран региона искусство нанесения татуировок, имеющее в глазах местных жителей мистический или повествовательный смысл.

Страна: 
Гид-словарь: 

Еще в этой стране