Улица Низами (Баку)
Улица Низами.
Улица НизамиБаку
Вид на улицу Низами
Общая информацияБакуАзербайджан
Страна
Азербайджан
Город
Баку
Протяжённость
3,538 км[1]
Прежние названия
Торговая (от пр. Азербайджана до ул. Ю. Сафарова) и Губернская (от ул. Шаига до пр. Азербайджана, 1879—1925)Физули (1925—1962)Краснопресненская (1939—1940)
Почтовый индекс
1001
на OpenStreetMap
Координаты: 40°22?23 с. ш. 49°50?25 в. д. / 40.372944° с. ш. 49.840395° в. д. / 40.372944; 49.840395 (G) (O) (Я)
Улица Низами — частично-пешеходная центральная улица в городе Баку, столице Азербайджана. Названа в честь поэта и мыслителя XII века, классика персидской поэзии Низами Гянджеви.
Общая информация
Улица пересекает центральную часть города с запада на восток. Она начинается от улицы Абдулла Шаига, в нагорной части города, и заканчивается у железнодорожного полотна на улице Сабита Оруджева, у памятника Шаху Исмаилу Хатаи в «Черном городе». Общая протяженность улицы составляет 3,538 км[1].
На сегодняшний день жители города продолжают именовать «Торговой» пешеходный отрезок улицы, закрытый для движения общественного транспорта, от площади Фонтанов до улицы Рашида Бейбутова.
История
В 1859 году в Шемахе произошло сильное землетрясение, в связи с чем Шемахинская губерния была упразднена и была создана Бакинская губерния с центром в городе Баку[2][3]. Став губернским, город вступил на качественно новый уровень развития, возникла необходимость плановой застройки города, так как в городе стали формироваться государственные губернские учреждения[4].
Торговая в начале XX века
Буквально в первые же годы после указа 1859 года стал увеличиваться приток населения в Баку. К северу от крепостных ворот стали строиться новые караван-сараи, каждый из которых занимал целый квартал, торговые ряды и лавки. Постепенно эта часть города становилась центральным торговым участком, и соответственно назревала необходимость её плановой застройки. Эта задача была возложена на бывшего шемахинского архитектора Касым-бека Гаджибабабекова и группу инженеров и архитекторов из Санкт-Петербурга[5]. По их замыслу, главной идеей градостроительного плана развития города было создание уличных магистралей, исходящих лучевидно от крепости Ичери-Шехер во всех направлениях[6]. Всё это нашло отражение в первом губернском градостроительном плане развития Баку, разработанном ими в 1864 году и названном впоследствии «лоскутным», в котором и была спроектирована улица[7]. Первоначально называлась «Торговая улица», так как ввиду благоприятного месторасположения сразу же стала торговым центром города.
Позже, в 1879 году была официально переименована в «Губернскую улицу», однако в народе продолжала называться «Торговой»[8]. Своё начало улица брала от Мариинской улицы (позже ул. Корганова, ныне ул. Расула Рзы), где располагались респектабельные многоэтажные дома состоятельных граждан и доходила до так называемого «Чёрного города», района Баку, где были сосредоточены нефтепромысловые и промышленные объекты. Конец XIX века был ознаменован бурным ростом экономики города и вторым мощным притоком населения из других губерний Российской империи, что было связано с освоением нефтяных скважин Апшеронского полуострова. Стремительно развивалась морская инфраструктура, подвергся ревизии и был значительно расширен генеральный план реконструкции крепостного форштадта и морского порта от 1855 года, и город превратился в важнейший торговый порт юга России.
Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, строивших новые здания. Большое количество зданий на этой улице было построено по заказу нефтяных магнатов Мусы Нагиева, Шамси Асадуллаева и Муртузы Мухтарова, и спроектировано известными в ту пору архитекторами Н. А. Фон дер Нонне, М. Кафар Измайловым, А. Гаджибабабековым, К. Б. Скуревичем, И. В. Гославским, Юзефом Плошко, Зивербеком Ахмедбековым, Э. Эделем и Г. Тер-Микеловым[9][10].
История улицы в годах
Схема развития Баку в 1854—1918 гг.
В 1868 году на тогда ещё пустынном участке территории, прилегающем ныне к улице Низами, по проекту архитектора М. Кафар Измайлова строится здание караван-сарая (ныне кинотеатр «Араз»). Годом позже, в 1869 году, рядом с караван-сараем, строится армянская Церковь Святого Григория Просветителя.
В 1880 году между улицами Прачечной и Мариинской, по правой стороне улицы, строятся два двухэтажных жилых дома (Низами, 52 и 54), которые закладывают основу геометрии улицы, одной из ведущих магистралей города.
В 1888 году на этой улице, в гостинице «Империал», размещалась фотомастерская А. Мишона, а фотоателье другого известного в городе фотографа, Давида Ростамьяна, находилось в двухэтажном особняке на углу улиц Торговая и Мариинская. Здесь располагалось большое количество галантерейных, продовольственных, кондитерских и цветочных магазинов, а также одни из самых престижных гостиниц города — «Большая Московская», «Империал», «Лондон», «Северные номера»[11].
Начало улицы Губернской в 1913 году. Справа здание конторы Ротшильдов, (Низами 20)
В 1896 году на углу с Прачечной улицой (позже Гоголя, ныне Братьев Мардановых) архитектором И. В. Эделем по заказу нефтепромышленника Муртузы Мухтарова строится трехэтажный доходный дом (Низами, 79), который в 1910 году по проекту архитектора Юзефа Плошко надстраивается ещё одним этажом и получает полукруглое решение фасада и круглое купольное завершение[12]. На левом участке Торговой, между улицами Мариинской и Прачечной, был построен дом миллионера Гаджи Раджабли, ныне кинотеатр «Вэтэн» (Низами, 75,77). Напротив находилось здание, принадлежавшее шемахинскому купцу Мирзе Тагиеву, в котором располагался популярная в то время немецкая кондитерская [13].
В 1899 году на углу с Миллионной улицей (позже Дарвина, Ворошилова, ныне Фикрета Амирова) архитектором И. В. Гославским было построено одноэтажное здание «Бакинского отделения Императорского русского технического общества» (Низами, 115), в котором ныне располагается один из корпусов Азербайджанской государственной нефтяной академии. На углу с Персидской улицей (позже Полухина, Муртузы Мухтарова) по проекту гражданского инженера К. Б. Скуревича было построено здание для братьев Ротшильдов, в котором размещалась их контора, а позже с 1918 по 1920 годы в этом доме располагалось нидерландское консульство (Низами, 20).
В 1902 году на углу с улицой Прачечной архитектором И. В. Эделем был построен двухэтажный жилой дом (см. фото «Торговая (Угол Гоголя) в 1930 году», дом справа) (Низами,58). В 1960-е годы был надстроен третий этаж дома.
В 1904 году на пересечении с улицой Вокзальной (ныне ул. Пушкина) для одного из самых влиятельных людей того времени, миллионера и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева и братьев Скобелевых была построена мельница.
В 1910 году, по проекту архитектора И. В. Гославского, на юго—восточной стороне перекрестка улиц Торговой и Каспийской (позже Шмидта, ныне Рашида Бейбутова), было построено здание синагоги, в котором в наше время размещается Государственный театр песни им. Рашида Бейбутова (Низами, 76).
Здание оперы в 1914 году
В 1911 году, на другом углу этого перекрёстка по заказу промышленника Маилова и по проекту архитекторов Г. Тер-Микелова и Н. Баева, было построено здание оперетты, в котором и по сей день размещается Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (Низами, 95). В том же году по заказу Мусы Нагиева архитектором Юзефом Плошко были спроектированы и построены доходный дом рядом со зданием оперетты (Низами, 93) и четырёхэтажный жилой дом на углу с Мариинской улицой (Низами, 48), который как и другие постройки нефтепромышленника именуется «нагиевским домом». Этот дом считается одним из лучших творений Юзефа Плошко. На углу с улицей Красноводской (позже Красноармейская, ныне ул. Самеда Вургуна) был построен дом, в котором родился и до 1924 года жил будущий лауреат Нобелевской премии, академик Лев Ландау.
Торговая (угол Гоголя) в 1930 году
В 1912 году на другой стороне перекрёстка с улицой Мариинской по заказу купцов, братьев Тагиевых, и по проекту архитекторов Г. Тер-Микелова и Г. Касумова, был построен четырехэтажный доходный дом (Низами, 50).[14]
В 1925 году улица переименовывается в улицу Физули, в честь великого азербайджанского поэта XVI века Мухаммеда Физули и называется так до 1962 года, с незначительным перерывом в период с 1939 по 1940 год, когда улица была переименована в Краснопресненскую. С 1962 года улица носит имя Низами.
В 1932-1934 годах по проекту архитектора А. Дубова на углу Торговой и Большой Морской улицы (позднее проспект Кирова, ныне проспект Бюль—Бюля) был построен комплекс зданий Госбанка Азербайджанской ССР (Низами, 87 и 89).
В 1949 году, на других углах перекрёстка «дома Ландау», начинают строиться два величественных жилых здания, так называемые «дома нефтяников» (Низами, 66 и 83), спроектированные известными архитектороми Микаилом Усейновым и Садыхом Дадашевым[15]. На строительстве этих зданий, в качестве рабочей силы, использовались немецкие военнопленные, пленённые во время Великой отечественной войны. По мнению Л. Бретаницкого, «связанные единством планировочного замысла, общностью архитектурного решения и форм, здания эти отличаются не свойственными облику современного жилого дома излишествами убранства — пышно развитыми сталактитовыми карнизами, декоративными башенками, монументальными вазами и другими подобными элементами»[16].
В 1952-1954 годах творческим коллективом Государственного проектного института «Бакгипрогор» был разработан очередной «Генеральный план развития города на период до 1976 года». Именно по данному плану в конце 50-х годов, на участке от Госбанка до пересечения с улицей Рихарда Зорге, начинают возводиться жилые дома, в архитектуре которых чётко прослеживаются элементы «конструктивизма».[17]
В 1966 году на углу улиц Низами и Самеда Вургуна был разбит парк Насими, названный в честь выдающегося азербайджанского поэта XIV века Имадеддина Насими[18]. В 1978 году, накануне празднования 600-летнего юбилея поэта, в центре этого парка был установлен памятник поэту, скульптура была изготовлена из бронзы и установлена на гранитном пьедестале[19]. В 2008 году началась реконструкция парка[20].
31 октября 2012 года, на углу улиц Низами и Бюльбюля, возле здания Государственного комитета по ценным бумагам Азербайджанской Республики, состоялось открытие памятника воздвигнутого в честь азербайджанского народного и оперного певца, народного артиста СССР Бюльбюля[21].
Архитектура
Архитектура улицы представляет собой синтез различных стилей и направлений, что связано с тем, что интенсивное строительство и застройка осуществлялась в три основных этапа: конец XIX — начало XX века, 50-70-е годы XX века и современный период.
Большинство зданий, построенных на первом этапе, также как и другие здания города того периода, сооружены в стиле «неоренессанса», «неоготики», «барокко», «неоклассицизма». Преобладает также «неомавританский» стиль, где архитекторами предпринимается попытка использовать при строительстве элементы национального зодчества. Дома облицованы натуральным камнем известняковой породы — аглаем. Первый этап может быть в свою очередь разделен на три участка застройки: первый — между улицой Воронцовской (ныне ул. Ислама Сафарли) и Персидской (ныне ул. М. Мухтарова), где находились самые старые строения, построенные по проекту архитекторов Н. А. фон дер Нонне и М. Кафар Измайлова, второй — от участка, прилегающего к мечети Тезепир на запад, который представлял собой комплекс одно— и двух этажных зданий, и третий в сторону железнодорожного вокзала, и именно в третьей этой зоне, на рубеже XIX — начало XX века, начинают строиться наиболее значительные трёх— четырёхэтажные здания по проектам архитекторов Юзефа Плошко и И. В. Гославского.
Следующий, второй, этап архитектурного развития улицы связан с внедрением в архитектурную планировку улицы строений середины XX века, выполненных в стиле «ампир», или так называемый «сталинский ампир». Позже, в конце 50-х годов возводятся жилые дома, большинство которых спроектировано и построено в получившем в то время широкое распространение во многих странах мира новом архитектурно художественном стиле, известном как «конструктивизм». По мнению искусствоведа Г. Ф. Мамедова, архитектурный стиль конструктивизма едва ли ещё где-то в СССР был представлен так полно и многообразно, как в Баку, где он применялся для придания городу нового облика. Увлечение конструктивизмом в Баку привело к созданию его местной разновидности — «бакинского конструктивизма»[22]. Как и в более ранних строениях, архитекторами существенно привносится восточный и национальный колорит, который особенно ощущается в исполнении арок и вензелей зданий, что значительно изменяет общий стилистический облик этих зданий, фасад зданий отделывается аглаем.
Современные строения, в основном высотные, построены в стиле «нео-модерна», облицованы алюминиевыми композитными панелями, фибробетоном, мрамором и гранитом. По мнению специалистов, два здания, находящиеся на этой улице выпадают из общего архитектурного комплекса как улицы, так и близлежащих домов. Это — здание Театра юного зрителя (Низами, 72), которое слишком массивно для архитектурного ансамбля этого участка улицы, не гармонирует с классическим стилем архитектуры, которым представлены близлежащие дома и нарушая общую геометрию участка чрезмерно врезается в пешеходную полосу, и здание Государственного комитета по ценным бумагам (Низами, 87/89), архитектурное решение которого выполнено в стиле «конструктивизма» и портит «классическую» монументальность периметра улицы.[23][24][25]
Примечательные здания и сооружения
Номердома Изображение Описание
20
Построено в неоготическом стиле с элементами романского стиля, отличается великолепными пропорциями, архитектурной трактовкой, исключительно рельефной пластикой фасадов, прорисовкой архитектурных мотивов проемов, тонко высеченными из камня скульптурными деталями. Следует отметить превосходную работу мастеров—каменщиков, кладка стены фасадов из каменных блоков «аглай» сама по себе представляет художественную тему, настолько тщательно подобраны горизонтальные и вертикальные швы, обработаны их плоскости.[14]
30
34/0
38
38/0
48
Здание входит важным элементом в структуру исторических кварталов городского центра монументальными фасадами с богатой пластикой, сочными формами барочной архитектуры. Каждый элемент архитектуры фасада прорисован на высоком уровне, ритм оконных проемов трех верхних этажей составляет единую композицию, вытекающую из построения пластических масс. Блестяще исполнена инкрустация в камне, высеченном из цельного блока.[14]
50
Здание помимо высокого эстетического качеств обладает и важным градостроительным значением, так как оно было одним из первых четырехэтажных зданий, построенных на этой улице и завершало стык улицы с Мариинской, а также ввиду удачного решения архитектурных задач, а именно полуциркулярной угловой части фасада. Построен в неоклассическом стиле, ордерная система выполнена эффективно, основой художественной выразительности здания является изящная пластика фасадов. Особо выделяет здание сочные сандрики окон, маски-кронштейны и классические карнизы с аттиком.[14]
58
Структура жилого дома с характерными приемами и ритмами вертикальных членений построена на классической основе ренессансных мотивов. Схема объема с крупными полуциркулярными формами витрин магазинов первого этажа с антресолями, мощные каменные блоки руста и тонко прорисованные окна второго этажа несут высокую эстетическую функцию. Одна из удачных работ архитектора И. В. Эделя.[14]
61
64
Здание занимает доминирующее место в градостроительной ситуации угловой части данного периметра улицы. Угловые башни дома придают живописность общему виду фасада, архитектура дома стилистически представлена с некоторым налетом классицизма, в целом яркий пример эклектического стиля. Интересно сочетание эркера с вытянутым по всему фасаду балконом и подчеркнутыми кронштейнами.
66
67,69
72
73
74
75
76
Здание построено по типу классичских храмов, с использованием ионического ордера. Такая архитектурная композиция в Баку более не встречается. Оригинальная трактовка архитектурных масс, конфигурации оконных проемов боковых фасадов, интерьера молельного зала с балконами делают это здание неповторимым в своей индивидуальности в ряду значимых архитектурных сооружений города. Обработка колонн, капителей и других архитектурных элементов в камне совершенна.[14]
77
79
81
83
85
87,89
В здании Госбанка небольшой входной портик обращенного к проспекту С. М. Кирова (ныне п. Бюль—Бюля) фасада вырисовывается на глади бетонной поверхности и характерных вертикальных полос остекления лестничной клетки, которую, по авторскому замыслу, должны были оттенить широкие полосы тематических барельефов. Боковой фасад по улице Низами представляет характерное чередование остекленных лент горизонтальных окон с темно-серыми полосами оштукатуренного бетона. Строгого рисунка портик ведет в главный операционный зал. Внутренний интерьер превосходно найденных пропорций также лишен каких-либо элементов декора.[32]
90
Монументально объемно-пространственное решение крупного масштаба занимает доминирующее место в окружающей застройке. Угловая часть здания подчеркнута фронтонами, плоскости гладко отштукатуренных стен расчленены рустованными лопатками. Классического типа профили карнизов обрываются арочными фронтонами. Оконные проемы обрамлены наличниками. Архитектурное решение фасада своеобразно, и вытекает из конструктивных особенностей здания.[14]
93
Здание построено в стиле „бакинского модерна“, разбито на боковые раскреповки и расчленено на ритм парных оконных проемов с насыщенной декоративной пластикой. Структура построения фасада, распределение основных архитектурных масс и художественных элементов раскрывают эстетическую сущность и монументальность дома. Интересно планировочное решение с расположением по четырем углам дома трехмаршевых лестниц и внутреннее убранство квартир.[14]
95
На сцене театра были поставлены опера «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова, опера «Шах Исмаил» М. Магомаева (старшего), опера «Ашуг Гариб» Зульфугара Гаджибекова, опера «Севиль» Фикрета Амирова, оперы «Демон», «Мазепа», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Аида», «Фауст», «Кармен», «Тоска»; балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома» Кара Караева, «Низами» и «1001 ночь» Фикрета Амирова, «Лебединое озеро», «Жизель», «Коппелия». С 1951 по 1965 годы главным дирижерем и художественным руководителем театра был известный дирижер Ниязи. На сцене театра часто выступали певец Бюль—Бюль и балерина Гамэр Алмасзаде.[35]
Архитектурное решение и общая композиция очень выразительны. Модерн и свойственная ему стилизация определяют декоративную обработку фасада и интерьеров. Декор фасада построен на сочетании цементной штукатурки и кирпича, симметричная композиция фасада подчеркнута портиком—верандой и двумя фланкирующими глухими башенками. Фасадная вертикаль доминирует благодаря позиции лопаток в плоскости стены, что и определяет архитектурную трактовку здания. Живописная композиция фасада насыщена декоративными элементами и усиливает стилевую направленность модерна. Внутренний интерьер здания богат, инкрустирован лепкой и позолотой. Здание оперетты считается одним из лучших работ архитектора Н. Баева.[14]
96
99
Представляет собой нетипичный пример „сталинского ампира“ смешанного с элементами «исламской архитектуры», что ярко выражается прорезями балконных проемов и элементами арабской вязи в завершающих карнизах здания. Угловое расположение и существовавшая в время строительства дома градостроительная инфраструктура периметра улицы, привели к асимметричному архитектурному решению с четким обозначением выделяющегося портала, что в целом значительно нивелировало различие перекрещивающихся фасадов здания.[14]
103
109
115
Здание занимает угловое положение и подкреплено ризалитами, подчеркнутыми ярко выраженными элементами в форме пластичных наличников и сандриков классического направления. Ось главного фасада в виде двухколонного портика с парадной лестницей закрепляет архитектурную форму объекта. Примечательно рельефное решение руста стен и оконных проемов, которые в совокупности с другими архитектурными мотивами составляют живописную предметно—пространственную среду. Внутри здания интересны интерьеры зала, библиотеки и других помещений, в которых широко применены классические архитектурные приемы.[14]
117
Объекты государственного, культурного и социального назначения
- Учреждения и банки:[36]
- Учреждения:
- «Azericard», дочерняя структура Международного Банка Азербайджана (дом № 67) European Comission to Azerbaijan (дом № 96) Германо—азербайджанский фонд (дом № 10) Пенитенциарная служба при Минюсте Азербайджана (дом № 114) Посольство Австрии (дом № 96) Посольство Королевства Нидерландов (дом № 96) Посольство Королевства Норвегии (дом № 69) Посольство Федеративной Республики Германия (дом № 69) Представительство «Всемирного банка» в Азербайджане (дом № 90) Представительство компании «Челябинские авилинии» (дом № 135/130)[37] Страховая компания «CHARTIS Azerbaijan Insurance» (дом № 56) Центр клиентского обслуживания компании—оператора сотовой связи «Bakcell» (дом № 103)
Банки:
- «Аврасия» (дом № 70) «Азербайджанский кредитный банк» (дом № 111) «ВТБ» (Россия) (дом № 96) Европейский банк реконструкции и развития, EBRD (дом № 96) «KfW Германский Банк Развития» (Германия) (дом № 10) «Международный Банк Азербайджана» (дом 67) «SW» (дом № 86)
Культурные объекты:
- Вэб—студия «Digital Br@and» (дом № 48) Выставочный зал «Yaradan» (дом № 41) Картинная галерея «Air Art» (дом № 144) Театр миниатюр «Ilham» (дом № 72)
- Гостиницы:
- «Austin Hotel» (дом № 58)[38] «Radisson Blu Plaza Hotel» (дом № 69)[39]
- Рестораны, кафе, клубы:[36]
- Кафе:
- «Ali & Nino Book cafe» (дом № 91) «Balizza cafe» (дом № 83) «Gazelli cafe» (дом № 93) «CHAPLIN Cinema Cafe» (дом № 131) «LE CAFE» в торговом центре «Nrgiz Ticart» (дом № 34/0) «Casual Brasserie» (дом № 46) «Muare» (дом № 48) «OLD MILL Cafe» (дом № 96) «PAPA KARLO» (
Опубликовано пользователем Valeratal