Храм Уппсалы

Деревянная гравюра с изображением Храма Уппсалы из книги Олафа Магнуса Historia de Gentibus Septentrionalibus, 1555 года. Изображение выполнено по описанию Адама Бременского: с золотой цепью по периметру здания, колодцем и деревом.

Храм Уппсалы — языческий храм и религиозный центр, расположенный в Швеции в Старой Уппсале (швед. Gamla Uppsala). Храм упоминается в трактате XI века Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, Адама Бременского и в Круге земном, написанном в XIII веке Снорри Стурлусоном. Существуют различные теории, пытающиеся привязать Храм к имеющимся историческим находкам в Старой Уппсале.

Письменные свидетельства

Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum

Сочинение Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» даёт наиболее подробное описание храма. Приведём фрагмент хроники, указывая в квадратных скобках соответствующие схолии к тексту:

26. У этого племени есть знаменитое святилище, которое называется Упсала [Схолия 138: Около этого храма растёт большое дерево с раскидистыми ветвями, вечно зелёное и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также находится источник, где язычники совершают жертвоприношения, бросая туда живого человека; если тот не всплывает, то это значит, что желание народа осуществится. Схолия 139: Этот храм опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает всех входящих. Храм расположен на равнине, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра.], и расположено недалеко от города Сигтуны [или от Бирки]. В этом храме, который целиком изготовлен из золота, находятся статуи трёх почитаемых народом богов. Самый могущественный из них — Тор — восседает на троне посреди парадного зала; с одной стороны от него — Водан, а с другой — Фрикко. Их полномочия распределяются следующим образом: «Тор, — говорят шведы, — царит в эфире, управляет громом и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Второй — Водан, что означает «ярость», ведёт войны, даёт людям мужество в битвах с врагами. Третий — Фрикко — дарует смертным мир и наслаждения. Последнего изображают с огромным фаллосом. Водана же шведы представляют вооружённым, как у нас обычно Марса. А Тор со своим скипетром напоминает Юпитера. Они также почитают обожествленных людей, даря им бессмертие за славные подвиги <...>

27. Ко всем их богам приставлены жрецы, которые от имени народа приносят им жертвы. Если грозит голод или мор, они приносят жертвы идолу Тора, если война — Водану, если грядут свадебные торжества — Фрикко. Они также имеют обычай каждые девять лет проводить в Упсале общее для всех шведских провинций торжество [Схолия 140: Когда совсем недавно христианнейший король Швеции Анунд отказался приносить демонам установленную народом жертву, его изгнали из королевства, и он, как говорят, ушёл оттуда, радуясь, ибо удостоился принять бесчестье за имя Иисуса.]. От участия в этом тожестве не освобождается никто. Короли и народы, все вместе и поодиночке, отсылают свои дары в Упсалу, и, что ужаснее всего, те, которые уже приняли христианство, вынуждены откупаться от участия в подобных церемониях. Жертвоприношение происходит следующим образом: из всей живности мужского пола в жертву приносят девять голов; считается, что их кровь должна умилостивить богов [Схолия 141: Пиры и подобного рода жертвоприношения справляются в течение девяти дней. Каждый день вместе с животными в жертву приносят одного человека, так что всего за девять дней в жертву приносятся 72 живых существа. Это жертвоприношение происходит около дня весеннего равноденствия.]. А тела этих животных развешивают в ближайшей к храму роще. Эта роща столь священна для язычников, что даже деревья её, согласно поверью, становятся божественными благодаря смерти и разложению жертв. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72. А о многочисленных нечестивых магических песнопениях, которые они обычно исполняют, совершая обряд жертвоприношения, лучше будет вообще умолчать[1]

Heimskringla

В Саге об Инглингах из Круга земного, Снорри дает эвхемерное происхождение скандинавских богов и правителей, ведущих свой род от них. В пятой главе говорится о том, что асы поселились на территории Швеции и построили там храмы. Один поселился на озере Меларен в месте под название Sigtunir (4 км западнее Сигтуна). Там он построил храм и совершал жертвоприношения согласно традициям асов. Он дал кров священникам храма. После Ньёрд стал обитать в Нуатуне, Фрей — в Уппсале, Хеймдалль — в Химингбьёрге (др.-сканд. Himingbjorg), Тор — в Трудванге, Бальдр — в Брейдаблике[2].

В десятой главе, после смерти Ньёрда, Фрей стал конунгом свеев. Согласно саге Фрей «воздвиг огромный храм в Уппсале и сделал его своей главной резиденцией, где собирались все подношения ему, все движимое и не движимое имущество. Так появились и Великие курганы Уппсалы, что поддерживаются и по сей день[2]».

Археологические свидетельства

В 1926 в ходе археологических раскопок в Старой Уппсале Суне Линдквист обнаружил под церковью столбовые ямы. Расположение столбовых ям, представляло собой концентрические прямоугольники. Все последующие многочисленные попытки сделать реконструкцию храма были основаны на этом открытии[3].

Археологи Нейл Прайс и Магнус Алькарп оспаривали утверждения, сделанные в 1926 году: «… это заключение очевидно не верно, так как столбовые ямы принадлежат разным периодам строительства, что может быть доказано стратиграфически». Используя георадар и другие геофизические методы, Прайс и Алькарп обнаружили остатки, интерпретированные ими как деревянные конструкции, под северным трансептом средневекового собора. Также они обнаружили ещё два здания: строение бронзового века и медовый зал эпохи викингов[4].

Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране