Вознесенский монастырь (Москва)

: 55°45?09 с. ш. 37°37?13 в. д. / 55.75250° с. ш. 37.62028° в. д. / 55.75250; 37.62028 (G) (O) (Я)

Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения женщин — представительниц московского великокняжеского рода.

История

По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.

В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.

Её невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.

Шестнадцать лет спустя монастырь был снова повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.

Вознесенский собор (1588), рисунок нач. XIX в.

В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор пострадал незначительно.

В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).

Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Именно там вдова Ивана IV, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа приветствовала Марину Мнишек, которая проведёт там несколько дней до её свадьбы с мнимым сыном Нагой, Лжедмитрием.

Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви.

Вознесенская площадь

В 1634, царь Михаил Романов приказал построить новую церковь в монастыре и посвятил её своему святому покровителю, Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белым.

Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа — церковь Михаила Малеина, фото конца XIX в.

Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.

Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.

После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.

Лица, в нём погребённые

Миниатюра из Лицевого летописного свода изображает похороны жены Ивана Грозного — царицы Анастасии. Основная статья: Некрополь Вознесенского монастыря

Вознесенский собор был также усыпальницей для женщин царского рода. В нём находилось множество могил: «интересно, что под полом храма оказалось почти в два раза больше захоронений (около 70), чем было надгробных памятников в его интерьере (35) — память о многих могилах, особенно удельных княгинь и детей, утрачена давно»[1]

Среди похороненных в соборе были Софья Витовтовна (жена Василия I), София Палеолог (жена Ивана III), несколько жен Ивана Грозного, начиная с Анастасии Романовны и кончая Марией Федоровной Нагой — матерью царевича Дмитрия, великая княгиня Евдокия Алексеевна (дочь Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (первая жена Михаила Феодоровича) и Наталья Кирилловна (мать Петра I), Агафья Семёновна Грушецкая жена Федора III[2]. Последнее погребение в соборе датировалось 1731 г., когда умерла царевна Прасковья Ивановна (дочь царя Ивана Алексеевича)[3].

Разрушение монастыря

Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боев за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. В марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. С октября 1918 года монастырь был закрыт. Монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» одна из самых почитаемых в монастыре икон, утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.

Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) была перенесена в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. (после её передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. — в Государственную Третьяковскую галерею).

В апреле 1929 года по инициативе Коменданта Кремля Р. А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К. Е. Ворошилов, В. В. Шмидт, А. С. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной Школы ВЦИК.

Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря. 1929

Предвидя подобный исход событий, Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д. Н. Сухова, В. К. Клейна, А. В. Орешникова, В. Н. Иванова и других специалистов добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений Великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где они пребывают и ныне (кроме мощей Евфросинии Московской, которые были перенесены 28 мая 2008 года в придел мученика Уара Архангельского собора[4]).

Иконостас Вознесенского собора, перенесенный в храм Двенадцати апостолов.

Для сохранении иконостаса и древних икон (они подлежали уничтожению) собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе во имя Двенадцати Апостолов. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошёл. Оставшиеся части алтаря — два его ряда с шестью иконами (три — Праздничного ряда и три — Страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.

В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Специалисты утверждают[кто?], что именно тогда впервые для разрушения храмов был применен динамит. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932—1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР.

Исследование

В 2011 году в «музее-заповеднике „Московский Кремль“ продолжаются исследования в ходе уникального проекта по изучению некрополя русских великих княгинь и цариц из Вознесенского собора соименного кремлевского монастыря. После завершения сложного этапа натурных исследований захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором (сентябрь 2004 г.) теперь основные работы по изучению материалов некрополя проходят в лабораторных помещениях междисциплинарной рабочей группы исследователей. В 2011 г. продолжалась активная работа над третьим томом, посвященным результатам исследований захоронений XVI столетия. Архивные данные дали возможность уточнить размещение погребений XVI в. и реконструировать топографию некрополя на этот период. Важным источником для решения этого вопроса послужили схематические зарисовки архитектора П. Н. Максимова, сделанные в августе 1929 г. в процессе изъятия саркофагов с останками из-под пола Вознесенского собора. Впервые будут представлены в томе по XVI в. и фотоматериалы 1929 г., отражающие состояние захоронений в момент их вскрытия»[5].

Гид-словарь: 

Ближайшие