Как доехать до Марокко

В Марокко на самолете

Наиболее простой путь - рейсы Air France с пересадкой в Париже, откуда эта же авиакомпания осуществляет ежедневные рейсы в Касабланку, Марракеш и Рабат. Стыковки обычно занимают не более трех часов. Alitalia летает из Москвы в Касабланку через Рим. Рейсы в Марокко осуществляют и прочие европейские компании: Swiss через Цюрих, Iberia через Мадрид, Turkish Airlines через Стамбул и другие.

Ирландский бюджетный авиаперевозчик Ryanair выполняет рейсы в марокканские Марракеш, Агадир, Фес, Танжер, Касабланку, Уджду и Надор из Лондона, Жероны, Валенсии, Севильи, Мадрида, Марселя, Парижа, Тулузы и Дублина. Почти в каждый из этих европейских городов выполняются рейсы из Каунаса (Литва), Риги (Латвия) и Тампере (Финляндия). При покупке билетов за один-два месяца перелет в обе стороны по маршруту Каунас - Лондон - Надор может обойтись не более чем в $120-150. Следует отдельно уточнить вопросы наличия транзитных виз для стран следования. Кроме того, другие бюджетные авиакомпании, например easyJet , Air Berlin , Air Europa , Condor , Jet4You (www.jet4you.com ) и Transavia Airlines , тоже выполняют регулярные рейсы в города Марокко из Испании, Италии, Германии, Британии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии.

Туристы, планирующие путешествие по Западной Африке (Мавритания, Сенегал, Мали и т.д.), должны иметь в виду, что Марокко, несмотря на географическую близость, не является удобной отправной точкой для упомянутых направлений. Из-за отсутствия сколько-нибудь серьезной конкуренции на маршрутах между Марокко и странами Западной Африки авиабилеты чрезвычайно дороги: $700-800 из Касабланки в Дакар (Сенегал) и $900 в Бамако (Мали). Как правило, перелеты из Испании, Британии и Франции в Сенегал, Мали или Гану обходятся дешевле, чем перелет из Марокко.

В Марокко на пароме

Регулярные автомобильные паромы и скоростные "кометы" пересекают Гибралтарский пролив из Европы в Африку. Сообщение осуществляется между:

  • Альхесирасом (Испания) и Танжером (Марокко) 8-10 раз ежедневно. Стоимость билета в одну сторону - от 30 евро.
  • Малагой (Испания) и городами Мелилья (Испанское Марокко) и Надор. Стоимость билета в одну сторону - 35-40 евро при сидячем размещении в общем зале либо 80-140 евро в каюте (в зависимости от класса).
  • Малагой, Альмерией и Мелильей.
  • Тарифой (Испания) и Танжером (Марокко) до 8 раз в день. Стоимость билета в одну сторону - 25-27 евро.

В случае покупки билетов в обе стороны предоставляется скидка в 20%.

Кроме того, регулярное сообщение осуществляется между Испанией (Малага, Барселона и Альхесирас) и ее африканскими анклавами Сеута и Мелилья, откуда легко пересечь границу в Марокко пешком или на автомобиле. Точные расписания и тарифы можно посмотреть на официальных сайтах паромных компаний Acciona (www.trasmediterranea.es ), Euroferrys (www.euroferrys.com ), Comarit (www.comarit.com ) и FRS (www.frs.es ). Важно иметь в виду, что между Сеутой и Мелильей с одной стороны и Марокко с другой осуществляется полноценный пограничный контроль. Обычной испанской визы будет достаточно для посещения данных анклавов из Испании, но для выезда в Марокко и последующего возвращения обратно потребуется двукратная испанская виза.

Наличие двукратной испанской визы при отправлении на пароме в Марокко проверяют в момент покупки билетов в испанском порту или в уполномоченном агентстве. Туристу, не имеющему визы, дающей право на возвращение в Испанию, билет не продадут. Подробнее на эту тему - в разделе виз.

В Марокко на поезде

Ежедневный поезд "Магрибский экспресс" (Аль-Магриб аль-Араби) многие годы следовал по маршруту Тунис - Алжир - Марракеш - Касабланка. Это был самый удобный способ путешествия между странами региона. Через 14 часов после отправления из Туниса поезд прибывал в столицу Алжира, город Алжир, и еще через 30 часов - в марокканскую Касабланку. Стоимость проезда очень невелика: $30 до Алжира и $65-70 в Касабланку (или Марракеш). К сожалению, из-за непростых отношений между Алжиром и Марокко (из-за поддержки Алжиром так называемой Сахарской республики в изгнании) движение поездов по данному маршруту было прекращено несколько лет назад. Перед поездкой следует уточнить ситуацию.

По суше из Марокко в испанские анклавы Сеута и Мелилья

В силу того, что Испания является участником Шенгенского соглашения и географически окружена государствами - участницами Францией и Португалией, наземными пунктами пересечения границы являются исключительно анклавы Сеута и Мелилья в Африке. Анклавы имеют автономный статус в составе Испании, что отражается в том числе и на правилах их посещения. Контроль при въезде со стороны Марокко является скорее выборочным, чем стандартным для Шенгена. По соглашению между Испанией и Марокко жители прилегающих к анклавам марокканских городов имеют право свободного (безвизового) посещения Сеуты и Мелильи. Фактически, многие туристы пересекают границу, даже не доставая паспорт для проверки, настолько упрощен режим въезда. Вместе с тем следует иметь в виду, что для выезда из анклавов далее в Испанию придется пройти неизбежный повторный контроль в морском порту либо в аэропорту. В связи с этим очень важно еще при пересечении границы из Марокко обратиться в испанский пограничный контроль и попросить поставить штамп о въезде в страну. Нередки случаи, когда туристам отказывали в посадке на пароме из Сеуты и Мелильи в материковую Испанию из-за отсутствия въездного штампа.

Также при следовании в обратном направлении из Марокко в Сеуту еще на марокканском паспортном контроле будет проверено наличие шенгенской визы. В случае отсутствия визы марокканская полиция не позволит пройти дальше, на испанскую сторону. Все это сделано с целью не допустить массовый приток нелегальных мигрантов, которые, едва добравшись до испанской территории, обращаются за статусом беженцев.

Сеута

Анклав отделяется от Марокко укрепленной линией заграждений, включающей в себя бетонную стену и вспаханную полосу с целым рядом систем защиты и слежения. Это сделано из-за серьезного потока нелегальных иммигрантов из черной Африки, постоянно штурмующих данный островок благополучия на африканском материке. Пограничный переход расположен в 4 километрах южнее центра Сеуты, и его с городом связывает автобус №7, курсирующий каждые полчаса (стоимость проезда - 0,65 евро). Переход границы довольно хаотичен и скорее напоминает Азию и Африку, нежели въезд в Шенгенскую зону. Вместе с тем для туристов переход границы не представляет особых сложностей. На марокканской стороне десятки маршрутных такси и мини-бусов ожидают туристов и отправляются в близлежащий город Тетуан, откуда можно добраться до любой точки Марокко.

Мелилья

Ситуация схожа с Сеутой за исключением того, что поток въезжающих и выезжающих на порядок меньше и переход границы не займет более 10 минут.

В Марокко из Алжира

Граница между Алжиром и Марокко была закрыта несколько лет назад. В настоящее время ни один из пограничных пунктов не функционирует для пропуска туристов. Вместе с тем авиасообщение между Касабланкой и Алжиром сохранено.

В Марокко из Мавритании

Теоретически Марокко не имеет границы с Мавританией. Однако с учетом того, что территория Западной Сахары фактически принадлежит Марокко, две страны на деле имеют весьма протяженную границу. Международного пассажирского сообщения нет. Более того, пересечение границы может быть затруднительным, поскольку туристу придется найти транспорт, который доставит его к пограничному переходу, расположенному далеко в пустыне, вдали от крупных населенных пунктов. Для туриста может быть интересен вариант с перелетом от мавританской границы до Касабланки на Royal Air Maroc, где нередко проводятся акции и распродажи билетов по сниженным ценам. В данном случае перелет может стоить не более $50 в обе стороны на любом из направлений внутри Марокко. В то время как путь на автобусе от границы с Мавританией до Касабланки займет не менее двух суток, перелет из Дахлы (юг Западной Сахары) в Касабланку - всего два часа.

Страна: 
Гид-словарь: 

Еще в этой стране