Ани
Древняя столица армянского Анийского царства, Ани сегодня представляет собой почти пустое треугольное плато в 45 км к юго-востоку от Карса, между горами Окюздаши и армянской границей. Сейчас этот, некогда самый красивый город Закавказья, известный как "город тысячи и одной церкви", представляет собой лишь сиротливо возвышающиеся среди щебнистой высокогорной пустыни фрагменты древних сооружений. Однако даже несмотря на это он заслуженно считается одним из прекрасных примеров духовной и военной архитектуры своего времени.
Достопримечательности
Здесь можно увидеть отдельные участки некогда протяженной городской стены, чьи башни, построенные в X веке и сильно разрушенные, даже сейчас выглядят внушительно; ворота Асланлы; церковь Спасителя (Прктич, 1034-1036 гг.); церковь Святого Григория Просветителя (Тигран-Хоненц, 1010 г.) с её удивительными фресками - единственными, сохранившимися в этом мертвом городе; женский монастырь Богородицы (Кусанац, XIII в.) с крохотной церковью; еще две церкви в честь Святого Григория - Абигхамрец (1040 г.) и Гаджик (998 г.), а также так называемый Кервансарай, а на самом деле - церковь Святых Апостолов (Арак-Елоц, XI в.). Cимволом города можно считать и изящный Главный или Большой кафедральный собор Ани (989-1010 гг.), интересный, в том числе, и тем, что с армянской стороны, до которой отсюда буквально рукой подать, хорошо видна точная его копия, возведенная уже в XXI веке.
- Церковь Святого Григория
- Городские стены Ани
- Собор в Ани, на заднем плане - граница с Арменией
- Развалины храма Звартноц
Перед завершением тура по внутреннему периметру бывших городских стен стоит зайти в так называемый Дворец сельджуков - единственное бесспорно исламское сооружение Ани (и единственное тщательно восстановленное, к слову), возвышающееся на северо-западной оконечности крепостного вала. Немного на запад, рядом с кафедральным собором, тянется тщательно раскопанная область, очевидно в Средневековье являвшаяся городской улицей - сейчас здесь можно увидеть фрагменты магазинов и жилых зданий. Здесь же возвышается сооружение, известное как Менуджехир-Камыи и считающееся самой ранней сельджукской мечетью в Анатолии, хотя ее красно-черная каменная кладка и мозаичный потолок свидетельствуют о гораздо более древних корнях.
В южном углу древнего Ани находятся внутренняя цитадель, или Ыдж-Кале (доступ на её территорию закрыт), и монастырь Кыз-Килисеси, эффектно возвышающийся над бровкой речного ущелья. Также можно посетить сельджукские термы, руины средневекового моста через реку Ахурян (Арпа) или увидеть несколько прекрасных примеров "хачкаров" (буквально - "крест-камень", типично армянская форма культовой резьбы по камню) и даже фрагменты пресса для обработки винограда или оливок (в VII-XII веках климат в этих краях был значительно мягче, чем сейчас).
При посещении Ани следует иметь в виду, что целые районы этой приграничной области закрыты для посещения и жандармы, непрерывно патрулирующие руины, могут запретить доступ к тому или иному памятнику. Впрочем, они же обязаны разъяснить туристу расположение всех запретных зон, поэтому конфликтов обычно не возникает. Прямо на северной окраине древнего города лежит небольшое село Аникёю, в котором можно перекусить или нанять такси до Карса.
Вокруг Ани
Множество древних церквей и замков можно обнаружить и в непосредственной близости от Ани. Добраться до них проще всего на автомобиле или такси. Возле Огузлы (Oguzlu) можно увидеть руины массивной церкви X столетия. Южнее, у деревни Байрактар (Bayraktar), находится менее поврежденная церковь Кармир-Ванк (в турецкой транскрипции - Кызыл-Килисе, XIII в.), а еще ближе к Ани - красивейший монастырский комплекс Оромос (Коше-Ванк, X в., в настоящее время доступ запрещен).
Ближе к Карсу, возле деревни Козлуджа (Kozluca), возвышаются две церкви Багнаир - большая (монашеская) церковь была основана в 1010-1012 годах армянским принцем Смбатом, а меньшая как минимум на 3 века старше. Сама же Козлуджа известна своими соляными пещерами и неплохими по местным меркам ресторанчиками. А еще южнее можно обнаружить армяно-византийскую крепость Магазберт, доминирующую над S-образным изгибом реки Ахурян. Построенная в X-XI столетиях, крепость была взята штурмом османами в 1579 году, основательно модернизирована и до сих пор представляет собой достаточно внушительный комплекс.
А если отдалиться от Ани в сторону Карса, то можно свободно познакомиться с целым "созвездием" не менее интересных исторических сооружений, среди которых церковь Святого Саркиса, или Хцконк (1029 г.), а также монастырь Бешкилиса (все возле городка Дигор, или Текор по-армянски), уникальный соборный комплекс Мрен (639-640 гг.) возле деревни Карабаг (21 км к юго-востоку от Дигора), красивейший грузинский монастырь XIII столетия возле Ченгилли (Cengilli, 47 км юго-восточнее Сарыкамыша), а также развалины укрепленного армянского города Гечван (Гечиванк) ближе к Карсу.
Северо-западнее Ани
Из Карса три маршрута ведут на северо-запад, к Артвину. Двигаясь по ним, можно познакомиться с такими интересными объектами, как Чилдыр (Cildir Golu) - самое высокогорное озеро в Турции (урез зеркала воды лежит почти на 2000 метрах) и пристанище многих тысяч птиц, грузинские церкви XI-XIII столетий в Догруйоле (Джала по-грузински), Гюльюзю (Гёлебакан) и Гёльбелене (Урта) по берегам озера, руины древней укрепленной деревни возле Акджакале (Akcekale), прекрасный старый мост через Куру и массивная цитадель напротив него возле города Ардаган (Ardahan). Здесь уже начинаются земли, некогда принадлежавшие христианским князьям, поэтому количество характерных монументов по мере движения на север быстро возрастает. И хотя сейчас для того, чтобы увидеть наиболее интересные из них, придется воспользоваться внедорожником, многие определенно заслуживают потраченных на это усилий, поскольку даже в самой Грузии и Армении зачастую не найдешь столь древних памятников эпохи Багратидов. К слову следует отметить, что многолетняя "война" за определение "истинной принадлежности" этих церквей той или иной конфессии спровоцирована явно политическими факторами, не имеющими никакого отношения к истории. Поэтому названия "грузинские" или "армянские" по отношению к этим памятникам следует считать условными, поскольку в период их строительства никакого жесткого разделения местной культуры на "национальные кластеры" не было и в помине.
К наиболее интересным из христианских памятников региона можно отнести комплекс монастыря в местечке Багбасы (Bagbas, 961-1000 гг. - первый из ряда монастырей, построенных Давидом Киропалатом, правителем области Тао), уникальный монастырский комплекс Ошкванк (Ошки, 963-973 гг.) в местечке Чамлыямач, о происхождении которого яростно спорят грузинские и армянские историки (так называемая Ошкская Библия, написанная здесь, до сих пор хранится на Афонской горе), внушительную церковь Девы Марии (VIII-XI вв.) в горной деревне Ишхан (Ishan), церкви в Пархале и Хахе (X-XII вв.), две цитадели в Олту и армянскую церковь Банак (VII в.) севернее города.
Опубликовано пользователем Valeratal