Демре
В устье реки Карачай, в северо-западном углу залива Финике, лежит еще один признанный туристический центр Турции - город Демре (44 км восточнее Каша).
На любой топографической карте напротив этого городка можно увидеть целый список имен - Демре, Финике, Кале-Решадие, Порт-Мира и так далее. И это не случайно - один из древнейших портов анатолийского побережья знавал за свою историю немало славных и печальных периодов, был неоднократно захвачен и разрушен, отстраиваясь заново уже недавними разрушителями, дававшими ему все новые и новые имена. Да и сам современный курорт образовался путем слияния множества небольших приморских поселков, а потому нередко называется в честь того или иного района. Причиной тому все то же характерное для Турции обилие одинаково звучащих топонимов, вызывающих известную путаницу - только на анатолийском побережье можно обнаружить реку Демре, залив Демре, два городка того же названия и около полудюжины деревень.
Современный Демре вырос в 5 км южнее одного из важнейших археологических участков Средиземноморья - древнего города Мира. Интересно, что этот известный политический и культурный центр античного мира, который нередко сравнивают по значимости с Эфесом, совершенно не упоминался в хрониках до Страбона (I в. до н. э.), и потому история его зарождения неизвестна. Впрочем, согласно все тому же Страбону, Мира была столицей Ликийской федерации и одним из крупнейших городов Средиземноморья, а значит её история явно уходит корнями в глубь веков. До XIV века Мира, или как чаще её называли - Мира Ликийская, имела беспрецедентное влияние на жизнь всего региона, византийский император Феодосий II в пятом столетии даже сделал её столицей Ликии. Немало этому способствовало и культовое значение города, считавшегося одним из центров распространения христианства, и роль одного из ее граждан, а именно Николая из Патары, известного в православной традиции как Николай Чудотворец, или Никола Угодник, а в католичестве - как Санта-Клаус. Сын моряка (отсюда его статус покровителя мореплавателей), он прошел обучение в Ксанфе и стал епископом Миры, где проповедовал приблизительно с 310 года н. э. вплоть до самой смерти в 343 году. С тех пор Мира постепенно потеряла свое влияние, а слава святого Николая напротив - разрослась до всемирного масштаба, даже турки почитают его как Ноэль-Баба ("Отец рождества"), а на ежегодные поминальные службы в его честь (6 декабря) собираются люди со всей Земли.
Руины древней Миры (открыты ежедневно: с апреля по октябрь - с 8.30 до 19.30, с ноября по март - с 8.30 до 17.00, вход - 5 TRY) лежат в 2 километрах к северу от центра Демре и являются одним из наиболее легкодоступных археологических участков Турции. Соответственно и туристов здесь больше, чем где бы то ни было, поэтому планировать посещение лучше на раннее утро или поздний вечер, когда и людей поменьше, и температура воздуха пониже. Кроме большого театра римской эпохи и некоторых лучших примеров скальных могил ликийского стиля, большая часть древнего города все еще лежит под землей. Главный некрополь (в настоящее время закрыт для посещения) расположен западнее театра, а вторая группа могил, называемая "Речным кладбищем", лежит на склоне горного хребта справа - здесь находится широко известная "Окрашенная могила" (хотя на настоящий момент краски уже и не сохранились, но барельефы относятся к числу лучших в регионе). Восточнее театра, ниже холма акрополя, лежат руины кирпичного здания, истинное назначение которого неизвестно, хотя надпись на дорической колонне говорит о паромах, которые ходят между Мирой и Лимирой, что говорит о римском периоде.
Сам Демре - достаточно необычный по турецким меркам курорт. В отличие от других городов побережья, которые рекламируют свои возможности практически единым слоганом про солнце и волны, Демре выбрал для этой цели изображение гигантского помидора (город является крупнейшим производителем томатов и цитрусовых в регионе) и силуэт святого Николая, что также нехарактерно для исламской страны.
Церковь Святого Николая (открыта ежедневно: с мая по октябрь - с 8.30 до 19.00, с ноября по апрель - с 8.30 до 17.00-18.00, вход - 5 TRY) и является главной достопримечательностью самого города. Считается, что сама церковь была построена в IV веке н. э. как базилика в форме креста, но многочисленные арабские набеги практически полностью разрушили первый храм, поэтому византийский император Константин IX Мономах в 1043 году окружил церковь крепостной стеной, превратив её тем самым в монастырь. В 1862 году по указу российского императора Николая I церковь была отремонтирована, место разрушенного купола занял обычный потолок, а боковой придел увенчали колокольней, неслыханной в ранней византийской архитектуре. Несмотря на то, что мощи святого были вывезены итальянцами в Бари, мраморный саркофаг святого сохранился очень хорошо (хотя некоторые ученые считают его копией, поскольку, согласно каноническим текстам, похоронен святой был во дворе под каменной плитой, которую можно видеть и сейчас), также как и епископский трон - единственный в регионе. В 1963 году на территории монастыря были проведены значительные раскопки и реставрация небольших боковых куполов, в ходе которой были обнаружены цветные мозаики и остатки фресок.
Вокруг города
Порт древнего города Миры - Андриак (Порт-Мира) - находится в 2,5 км к юго-западу от Демре и почти в 5 км непосредственно от самой Миры. Здесь, кроме порта, располагалось стратегически значимое сооружение - зернохранилище Адриана (119-139 гг. н. э.), в котором хранились тысячи тонн зерна, поставляемого в метрополию. Руины этого огромного по тем временам комплекса из 8 залов все еще можно увидеть к югу от реки, которая бежит параллельно дороге между Демре и пляжем. Внешние стены все еще крепки и имеют свою первоначальную высоту, давая ясное представление относительно внушительности всего комплекса. А над главными воротами все еще просматриваются бюсты Адриана и его жены. Неподалеку, рядом с портом, начинается не очень длинный, но зато широкий песчаный пляж Кайагзы. По старой дороге, начинающейся около зернохранилища Адриана, можно пройти и к более чистому пляжу Сулюклу, а также к галечному городскому пляжу Тасбиди, лежащему на другой стороне мыса, закрывающего Сулюклу.
Древний оракул Аполлона в Суре (доступ свободный) лежит западнее города, недалеко от дороги Учагыз - Капаклы - Андриак, рядом с развилкой на новое шоссе Андриак - Демре. В отличие от Патары, Сура никогда не была городом, являясь чисто религиозным центром. Акрополь, сейчас едва возвышающийся над маленьким плато, имел внешнюю оборонительную стену с вышками (часть их все еще видна в северной стене), возвышаясь над священным источником, который все еще бьет из земли. Рядом находился до сих пор видимый издалека и хорошо сохранившийся храм Аполлона, вместе с источником и являвшийся центром древнего оракула. В древности море плескалось практически у дверей храма (сейчас он лежит в 1,5 км от берега), и пророчества оракула строились на особом обряде, когда кусочки мяса бросали в прибой, гадая либо по поведению рыбы, привлеченной запахом мяса, либо по тому, куда понесло дары - в источник или в море. Как бы то ни было, этот культ не имеет аналогов и скорее всего базируется на каком-то доэллинском веровании, что делает эту святыню уникальным объектом для изучения. Интересно, что даже после торжества христианства в конце IV столетия нашей эры две первые церкви были построены именно здесь - одна позади храма, другая прямо на акрополе.
Опубликовано пользователем Valeratal