Как доехать до Мали
На самолете
Из России прямых рейсов в Мали нет, поэтому путешествие в любом случае будет связано с транзитом через Европу. Наиболее оптимальные стыковки предлагает Air France. Национальная авиакомпания страны Air Mali (www.camaero.com ) имеет весьма широкую сеть авиарейсов в Западную Европу и по Африке. Регулярные рейсы выполняются в Париж, Рим, Лондон, Мадрид. Еще более широкая сеть авиарейсов из Бамако по Африке: в Банджул (Гамбия), Дакар (Сенегал), Конакри (Гвинея), Праю (Кабо-Верде), Лагос (Нигерия), Йоханнесбург (ЮАР), Абиджан (Кот-д'Ивуар), Уагадугу (Буркина-Фасо), Нуакшотт (Мавритания), Аккру (Гана), Аддис-Абебу (Эфиопия) и ряд других городов. Международный аэропорт Бамако, Senou расположен в 8 км юго-восточнее столицы. Имеется постоянное автобусное сообщение. В аэропорту есть все необходимые атрибуты для прибывающих туристов: такси, ресторан, duty-free, банк, почта и прокат автомобилей.
Туристы, планирующие путешествие в Мали и другие страны Западной Африки через Марокко, должны иметь в виду, что Марокко, несмотря на географическую близость, не является удобной отправной точкой для упомянутых направлений. Из-за отсутствия сколько-нибудь серьезной конкуренции на маршрутах между Марокко и странами Западной Африки авиабилеты чрезвычайно дороги - $700-800 из Касабланки в Дакар (Сенегал) и $900 в Бамако. Как правило, перелеты из Испании, Британии и Франции будут дешевле, чем перелет из Марокко.
На пароме
Регулярного пассажирского сообщения не существует. Исключением можно считать крайне нерегулярное паромное сообщение вверх по реке Нигер от Бамако (Мали) до Сигуири (Гвинея). Эти паромы действуют только в периоды полноводия реки, ориентировочно с августа по январь, а точное расписание следует уточнять на месте.
По железной дороге
Единственная международная линия - Бамако - Дакар (Сенегал). Два пассажирских поезда трижды в неделю следуют в обоих направлениях и за 30-32 часа пути связывают две африканские столицы. При этом вполне возможны задержки на границе, а опоздания в 8-10 часов считаются обыденным делом. Действуют два состава - малийский и сенегельский, оба примерно равные по уровню обслуживания и состоянию вагонов. По африканским меркам оба поезда содержатся в приемлемом состоянии, однако не стоит всерьез рассчитывать на нормальную работу кондиционеров или чистоту туалетов. Используются билеты трех классов, включая спальный. Существенной разницы между первым и вторым классом нет за исключением кондиционера. Спальные купе, как правило, двухместные, а перейти туда можно уже будучи в пути, доплатив кондуктору разницу в стоимости. Цена путешествия из Дакара в Бамако в спальном вагоне - $70, в 1-м классе - $50, во втором - $40.
Пограничный и таможенный контроль осуществляется ночью, при этом, вопреки принятой в Европе и СНГ процедуре, пассажиры сами выходят на платформу и идут в здание иммиграционной полиции для получения въездных и выездных штампов. Перед отправлением поезда по вагонам проходят пограничники и проверяют наличие штампов в паспортах пассажиров. Такой же процесс повторяется на первой станции соседнего государства. Таким образом, процедуры, связанные с пересечением границы, растягиваются на 4-6 часов, что делает ночь бессонной.
По дороге
Из Сенегала
Дорога в направлении границы с Сенегалом поддерживается в хорошем состоянии, но от Каеса (Kayes) и далее, до Тамбакунды (Сенегал), необходим полноприводный транспорт. Основной пограничный переход расположен примерно в 50 км западнее города Каес, напротив сенегальского пограничного селения Кидира (Kidira). Второй пограничный переход действует в 50 км западнее городка Кениба (Kenieba), напротив сенегальского города Сарая (Saraya). Сложность путешествия на автомобиле из Сенегала в Мали состоит в отсутствии приемлемых асфальтированных дорог и какой-либо дорожной инфраструктуры на упомянутом 300-400-километровом отрезке пути между двумя странами. В сезон дождей поездка на автомобиле между двумя странами становится еще более затруднительным и весьма рискованным мероприятием. Гораздо практичнее воспользоваться регулярным поездом Дакар - Бамако, на платформы которого грузятся автомобили и автобусы.
Из Гвинеи
Существуют так называемые Bush taxi (старые семиместные Peugeot 504), ежедневно по утрам отправляющиеся с автовокзала Бамако в Канкан (Гвинея). Путь до границы занимает от 8 до 10 часов, далее, после перехода границы, другой автомобиль подобного класса везет пассажиров до Канкана, что занимает еще 4-6 часов.
Из Мавритании
Основной путь из Мали в Мавританию лежит через Каес (Kayes) и Селибаби (Selibabi). Другие варианты для путешествующих в направлении восточной части Мавритании: Нара (Nara) - Нема (Nema) и Ниоро - Аюн-эль-Этрус (Aoyun el Atrous). Во всех трех вариантах речь идет о сравнительно неплохих дорогах, которые на мавританской стороне границы соединяются с хорошей автотрассой Нуакшотт - Нема.
Из Буркина-Фасо
Три основные дороги: Бамако (Bamako) - Сикассо (Sikasso) - Бобо-Дулассо (Bobo-Doulasso), Сегоу (Segou) - Махо (Mahou) - Коутиала (Kouitiala) и третий путь, из Дагона в Уагадугу через Коро (Koro). Регулярное пассажирское сообщение действует между Бамако и Бобо-Дулассо и из Мопти в Бобо-Дулассо. Во всех случаях стоимость проезда на автобусе варьируется от $15 до $20 в одну сторону.
Из Кот-д'Ивуара
Две дороги: Феркесседугу (Ferkessedougou) - Сикассо (Sikasso) и Одиенне (Odienne) - Боугони (Bougouni). Наибольший поток автомобилей следует через Сикассо, во втором случае речь идет о небольшом пограничном переходе, используемом жителями приграничных деревень. Регулярные автобусы следуют из Бамако в Абиджан, однако в некоторых случаях следует сделать пересадку на границе.
Из Алжира
Путь в Мали через Алжир можно считать настоящим испытанием. Более чем 2000-километровая трасса ведет через Сахару и селения Танезрафт (Tanezrouft, Алжир) и Тессалит (Tessalit, Мали). Пассажирского сообщения не существует, а попутную машину можно ждать днями и неделями. Кроме того, перед поездкой следует уточнить ситуацию с безопасностью в этом районе. Неоднократно имели место случаи грабежей и убийств со стороны банд туарегов, действующих в этих безлюдных районах.
Из Нигера
Основная и единственная дорога, связывающая Мали с Нигером, пролегает по правому берегу реки Нигер и ведет из Гао (Мали) в Ниамей (Нигер). Между этими городами существует регулярное международное автобусное сообщение. Кроме того, так называемые bush-taxi довозят пассажиров до границы в Тиллабери (Tillaberi), где те проходят все необходимые формальности, переходят границу и садятся на местный транспорт. Такой путь примерно втрое дешевле поездки на прямом автобусе из Гао в Ниамей.
Опубликовано пользователем Valeratal