Обычаи и традиции Чадa

Этническая и социальная структура чадского общества крайне сложны и запутаны. Большое количество народов и племенных групп, проживающих в стране, формирует уникальную чадскую культуру, довольно четко разделяющуюся на две ветви. Образ жизни и традиции этих субэтнических образований могут отличаться друг от друга очень сильно, что не раз уже приводило к определенной напряженности внутри страны.

Северная мусульманская часть чадского общества представлена кочевниками туарегской группы (теда, даза, горане и др.) и другими племенами (котоко, хауси, фульбе, канембу, булала, загхава, хаджераи и др.), исповедующими ислам в его ортодоксальной форме (многие из них при этом не говорят по-арабски). Это гордые и воинственные племена, достаточно изолированные и неохотно вступающие в контакт с представителями других племенных групп (в том числе и с иностранцами). Здесь собственные музыкальные инструменты, развитые и самобытные музыкальные традиции и богатый фольклор. На севере можно обнаружить очень жесткие формы социальной организации, четкую клановую систему и арабский тип родства. Основная социальная единица северных племен Чада - "кишимбет" (группа связанных по мужской линии родственников), чьи члены проживают обычно в непосредственной близости друг от друга и даже кочуют по одинаковым маршрутам. Главой такой общины является старейшина - "шейх" или "шайх", который имеет неограниченные полномочия внутри клана. Он же отвечает и за соблюдение религиозных норм, проведение обрядов и церемоний, а также наделен правом устанавливать или прекращать отношения с другими кланами. В случае совпадения интересов кланы собираются в неустойчивые группы, иногда называемые племенами, хотя с таковыми они имеют мало общего. Браки между членами разных кланов достаточно распространены, но процедура и ритуал их устройства настолько сложны и запутаны, что чаще встречаются близкородственные браки. В большинстве случаев семья жениха платит выкуп семье невесты, а сама свадьба традиционно сопровождается церемонией "ритуального траура" по уходящей из семьи девушке (в дальнейшем она и впрямь очень редко видится со своими родственниками).

Семьи здесь обычно небольшие и состоят из родителей, их детей и нескольких близких родственников. Каждая семья или клан владеет определенными ресурсами (пальмовая роща, оазис, родник, участок земли или даже гора), причем члены других кланов не могут их не только использовать - даже просто появиться во владениях без разрешения хозяев. Дети, особенно мальчики, пользуются повышенным вниманием взрослых и воспитываются в строгости и непрекословном следовании традиционным нормам. Традиционным видом жилища здесь являются палатки из плотной ткани, а в районах оседлого проживания - саманные или глинобитные дома арабского типа.

Главным источником дохода кочевников является домашний скот, хотя здесь нередко можно встретить и земледельческие комплексы (в основном - на юге и в зоне оазисов). Также северяне добывают соль и натрон, используемые как в лекарственных целях, так и в качестве минеральной добавки к корму скота. Кочевники также считаются прирожденными торговцами и контрабандистами, связывающими между собой центральные районы Африки и страны Магриба.

Южная христианская часть населения страны принадлежит по большей части к шари-нильской языковой группе (маса, сара, хауса, мунданг, муссеи, масса, багирми и др.). Чаще всего их называют "сара" по имени наиболее распространенной племенной группы, однако каждый этос здесь обладает собственным языком, историей и обычаями, часто заметно отличающимися даже от традиций соседних племен. Здесь схожая с северными районами социальная организация - основу общества оставляют кланы ("кир-ка", "кин-ка" или "кель-ка" в зависимости от региона), также находящиеся в родстве по мужской линии. Однако здесь более вольготные отношения между кланами, а многие из них свободно вступают в семейные отношения с представителями соседних кланов и даже племенных групп. Главой семьи также является старейшина, но нередко эту роль выполняет уважаемый мужчина любого возраста или даже женщина (что нередко для южных племенных групп). Основой благосостояния обычно является земля, на которой выращивают различные сельхозкультуры, скот и охота.

Здесь, в отличие от севера, невеста приносит в дом жениха свое приданое (обычно это деньги, различные товары или скот). Свадебный возраст наступает довольно рано - в 13-14 лет девушка обычно уже или помолвлена, или замужем (поэтому уровень образования мужчин несколько выше). Молодая особа живет с семьей жениха в течение трех месяцев, затем возвращается к своему отцу. Будущий муж обязан отработать на полях тестя в течение трех лет, построить хижину для тещи и сделать уйму других дел. Свадьбу обычно справляют после фестиваля урожая (март), причем само количество различных брачных обрядов здесь огромно. Семья на юге обычно довольно многочисленна, под одной крышей здесь могут проживать родители с детьми, их родители, некоторые близкие родственники, иногда даже сестры и братья. В некоторых племенных группах допускается многоженство. Мужчины и женщины обычно едят раздельно.

Дети пользуются полной свободой, а их обучение перекладывается на плечи старших членов семьи и даже соседей. Переход мальчиков от детства ко взрослой жизни сопровождается обрядами инициации, которых в ходе взросления ребенка может быть несколько. В каждом племени обряды свои, однако общим для всех народов южной группы является передача ребенку различных племенных тайн, навыков охоты и выживания (женщины на такие церемонии не допускаются). Широко распространенной практикой является нанесение на тело ритуальных шрамов, встречающееся у многих племенных групп.

Традиционный местный дом представляет собой круглое в плане сооружение с невысокими стенами из необожженых глиняных кирпичей. В некоторых местах, особенно в южных областях, стены делают из соломы. Круглая конусовидная крыша обычно кроется соломой (меняется каждые 5-7 лет), а на коньке, если можно так назвать похожее на метелку навершие, помещается какой-то предмет или символ, унаследованный от тотемического прошлого. Кирпичные дома являются признаком богатства и высокого социального статуса, поэтому их обычно кроют жестью. Большинство правительственных зданий, деревенские амбулатории и школы имеют прямоугольную форму, но также строятся из глиняных кирпичей.

Чадцы традиционно спокойны и дружелюбны и явно ожидают проявление уважения к их традициям и культуре. Форма одежды в северных районах во многом соответствует принятой в странах ислама, на юге же отношение к платью более свободное. Мужчины при встрече пожимают друг другу руки, причем пришедший последним должен пожать руки всем присутствующим. Поздравления и приветствия вообще имеют очень большое значение - длинные витиеватые приветствия при встрече требуют адекватного ответа и могут занимать довольно много времени. Форма приветствия зависит от возраста человека, к которому обращаются, его статуса, общественного положения или времени суток. В некоторых племенах юга считает невежливым смотреть в глаза собеседника, на севере же обратное поведение сочтут, по меньшей мере, подозрительным. Также невежливо смотреть в глаза человека, занятого едой. Во многих местах (чаще в северных районах) принято дарить гостям небольшой презент, ответный жест также будет оценен как знак внимания.

Левая рука никогда не должна использоваться для прикосновения к собеседнику или для приема пищи, так как левой рукой традиционно пользуются для личной гигиены. Ступни ног не должны быть обращены в сторону другого человека (эти исламские нормы широко распространены и на юге). Во многих регионах довольно трепетное отношение к деревьям, особенно плодоносящим - не стоит слишком долго смотреть на такое дерево в присутствии хозяина или хвалить его (по местным поверьям это может привлечь к дереву внимание злых духов). Также интересным нюансом является отношение чадцев к погодным условиям - солнечную погоду они называют "плохой погодой", а дождливую - "хорошей".

Страна: 
Гид-словарь: