Обычаи и традиции Гаити

Гаитянская культура представляет собой сложнейший сплав из десятков традиций и обычаев разных народов планеты. Креольская культура, ярким представителем которой и является Гаити, считается ярким сочетанием французских и африканских влияний.

Сельское общество обычно концентрируется вокруг фермерских хозяйств, которые арендуют землю или, что гораздо реже, имеют её в частной собственности. Здесь выращивают бобовые, сладкий картофель и зерновые культуры, используя при этом трудоемкие технологии ручной уборки и мотыги. В итоге производительность такого труда невысока, а, следовательно, он не дает высоких доходов, позволяющих прокормиться немаленьким местным семьям. Гаитянский термин "лаку" обозначает обычно как саму семью или её членов, так и группу зданий, в которых живут члены одного семейства или клана. Члены "лаку" по большей части работали вместе и поддерживали друг друга в повседневной жизни. В последнее время здесь явно прослеживается тенденция к уменьшению размеров семьи (большинство гаитянских семейств в наши дни состоит только из родителей и их детей), а роль "лаку" все более уменьшается, оставаясь значимой лишь в политике и отношениях между жителями различных географических или социальных групп.

В сельских районах мужчины по большей части отвечают за тяжелую работу в сельском хозяйстве, а женщины следят за домашним хозяйством и собирают плоды, чтобы продать на местных рынках. Гаитянские женщины вообще работают заметно больше, чем женщины близлежащих стран, процент работающих женщин здесь считается одним из наиболее высоких в развивающихся странах. Бедные сельские семейства также привлекают к работе на фермах детей. Нередко нужда заставляет посылать детей на работу и в качестве прислуги в более богатые семьи. Поскольку гаитянское население увеличивается быстро, а безработица колоссальна (по некоторым оценкам около 65% трудоспособного населения), средств к существованию не имеет почти половина населения страны.

Среди бедных семей практикуется специфическая местная форма отношения между мужчиной и женщиной, которые живут вместе, - "пласа". Это сложное понятие подразумевает что-то вроде формы брака, в котором между мужчиной и женщиной заключается соглашение об условиях использования финансов, об их принадлежности и количестве отчислений на общее хозяйство, а также о разделении работ и прочих нюансах совместной жизни. Эта договоренность не признается законным браком ни правительством, ни церковью, однако очень распространена по всей стране.

Большинство гаитянских семейств проживает в маленьких домах с одной или двумя комнатами без электричества или водопровода, полагаясь на энергоносители вроде древесного угля. Всех радостей здесь - общественные работы, которые здесь именуют "комби", музыка и различные игры, вроде популярнейшего футбола или крик-крака. И в то же время тяжелая жизнь и бедность большинства местных жителей не являются чем-то вычурным, бросающимся в глаза, а сами гаитяне редко превращают это в фетиш, явно надеясь на лучшие времена. Возможно, им помогает справиться с невзгодами знаменитое чувство юмора, столь свойственное всем слоям населения Гаити.

Много молодых людей покидают сельскую местность в надежде на лучшую долю в городах, перебираясь в Порт-о-Пренс или Кап-Аитьен, однако большинство из них заканчивают свою жизнь в трущобах, вроде Ситу-Солье, где более 200 тыс. человек живут в сколоченных буквально из мусора домах-будках посреди осушенного болота, на площади в 5 кв. км. Полное отсутствие удобств и какой-либо инфраструктуры здесь столь же очевидны, как и открытые сточные канавы или полное отсутствие полиции. И чаще всего над обширными районами трущоб, в холмах, где температура ниже, а ветра более регулярны, проживает более состоятельная часть гаитянского общества (около 1% населения Гаити, главным образом мулаты, управляет 44% национального дохода страны). Именно такие кварталы, вроде живого и вечно шумящего столичного Петионвилля, насыщенные первоклассными ресторанами и блестящими торговыми центрами, обычно и демонстрируют туристам. А "слоеный пирог" настоящих кварталов, где прибрежные районы заняты вечно шумящими портами, а по окраинам теснятся кварталы бедноты, редко попадают в путеводители. Однако именно здесь бьется сердце настоящей Гаити - страны, только начинающей осознавать свое место в быстро меняющемся современном мире.

Гаитянское общество достаточно четко структурировано по расовому признаку. Чернокожие потомки африканских невольников (приблизительно 95% населения страны) заняты по большей части в сельском хозяйстве и на тяжелых работах. Мулаты и выходцы из Европы (приблизительно 5% населения) обычно занимают ключевые посты в правительстве и госструктурах, составляют подавляющее большинство в армии и системе образования и здравоохранения. Глубокие и ожесточенные разногласия между чернокожими жителями Гаити и её правящей верхушкой (нередко они запросто менялись местами на политическом Олимпе) неоднократно вызывали социальные взрывы, они же спровоцировали и многочисленные политические кризисы, вроде формирования жестокой диктатуры семейства Дювалье и появления "опричнины" тонтон-макутов. Но эти же предпосылки дали гаитянским женщинам избирательное право, а самой стране - некое подобие демократических институтов.

Большинство мулатов говорит на французском, являющемся языком высшего образования и больших возможностей в выборе работы, в то время как подавляющее большинство гаитян говорит только по-креольски. Эта двухъярусная социальная система является, возможно, самым большим барьером в развитии местного общества, однако до сих пор поддерживается всеми политическими группами страны.

Гаити - один из истоков культа вуду (в буквальном переводе - "колдовство"), представляющего собой пантеистическую африканскую религию, подобную культам народа йоруба, привнесенную в Новый свет африканскими рабами и позже слившуюся с католическими догматами. После того, как миссионеры убедили рабов принять христианство, некоторые католические святые приобрели ряд черт, свойственных африканским божествам и духам (рабы были вынуждены маскировать своих традиционных богов под христианских святых). Отсюда и проистекает многообразие божеств в гаитянском вуду. К наиболее почитаемым относятся Легба (божество, связывающее мир живых и мир духов), Агву (защитник моря и людей, покровитель рыбаков и мореплавателей), Огун или Огоун (бог войны), Дамбалла-Вудо (повелитель рек и небес), Эрзулие (богиня любви) и Барон-Самеди (бог смерти и защитник могилы). При этом боги здесь не являются недоступными небожителями, а являются вполне равноправными участниками жизни на Земле, вселяясь в человека или другие объекты окружающего мира, или, направляя те или иные процессы. Причем человек при помощи различных церемоний и магических практик сам может стать божеством, что явно импонировало невольникам прошлого. Роль жреца "унгана" может взять на себя практически каждый, нужно лишь уметь общаться с духами, гадать несколькими способами и знать все тонкости местного церемониала. Но обычно жрецы ответственны и за сохранение этических норм, обучение подрастающего поколения, расширение паствы и где-то даже выступают в роли судей или глав общин.

В наши дни множество главных церемоний вуду совпадают с католическими праздниками, а большинство людей, которые исповедует вуду, не видит противоречий между католицизмом и верой своих предков. Некоторые католические церкви даже включили в свои церемонии древние народные традиции вроде музыки тамтамов или древние танцевальные обряды. Однако протестантские храмы все еще активно выступают против вуду.

Практически все события местной жизни сопровождаются различными ритуалами в честь "луа" или "лва" ("дух"). Особые ритуалы посвящаются любому удачному событию в жизни человека или общины, дням рождения или смерти, различным календарным событиям или началу какой-то деятельности (выход в море, жатва, свадьба и т.д.). Некоторые церемонии призывают различных духов для обеспечения их покровительства, излечения от болезни или просто "отмены" какого-то неудачного события. Обязательными в таких ритуалах являются танцы и ритмичная музыка с привлечением специальных барабанов, различные обряды с продуктами питания, куклами и травами, а также, в ряде случаев, даже жертвоприношения животных. Часто просьбы к божествам облекаются в форму "веве" - подобие желаемого, изготовленное из теста, дерева или глины, которое преподносится определенному божеству. Еще одной формой обращения к богам является изготовление красочных полотнищ, на которых в аллегорической форме отражаются просьбы людей. Такие "флаги", которые расписываются с особым изяществом и стилем, во всем мире считаются самой красивой формой народного гаитянского искусства народа и даже служат предметами коллекционирования. Отсюда же берут вдохновение и знаменитые гаитянские художники, чья живопись представляет собой богатый визуальный и тематический словарь, часто предоставленный в ярких цветах и чувственных, органических формах, столь присущих культуре вуду. А сами ритуалы вуду, а также связанные с ним музыкальный и танцевальные традиции, давно стали важной частью гаитянской культуры.

Национальным танцем считается "маринке" - близкий родственник доминиканского варианта этого искусства. Также крайне популярны "джуба" и "крабьен", хотя хорошо заметно взаимное влияние гаитянской музыки с такими образцами мировой культуры, как кубинская музыка или американский джаз. Стили "компас", "зук", "регги", "сока" и "калипсо" также имеют немало заимствований из традиционной гаитянской музыкальной культуры. Сами гаитяне немалое свое уважение к музыке и танцам отдают в "бамбоче" - так здесь называют общественные собрания, где танцуют и поют для собственного удовольствия. Гаитяне также нередко используют музыку и пение в качестве подспорья в тяжелой работе, особенно в ходе "комбит" (совместная работа членов семейства или общины над каким-то общим делом). Часто в ходе таких работ специально выделенные члены общины бьют барабаны, поддерживая ритм музыки, а остальные участники работают и поют. Часто по окончании работы разворачивается настоящее танцевально-музыкальное представление, заканчивающееся за полночь.

Несмотря на многочисленные "страшилки", распространяемые в СМИ о нравах и обычаях гаитянцев, это вполне уравновешенные и доброжелательные люди. Многим из них просто нет дела до отличий между местным жителем и иностранцем, между верами и национальностями - гораздо важнее его собственное положение в местной иерархии. В повседневном общении это несколько самоуверенные и общительные люди, чьи интересы упираются в футбол, политику или цены на продукты. Некоторая напряженность заметна лишь при обсуждении уровня достатка (болезненная тема для многих гаитянцев) или взаимоотношений между креолами и чернокожими. Во всех остальных случаях это простой и улыбчивый народ, относящийся к иностранцам с должным уважением, но требующий этого же и от гостей своей страны.

Отношение к одежде здесь довольно традиционно для стран Карибского моря. Повседневная одежда приемлема в большинстве мест днем, но совершенно недопустима вечером и на официальных мероприятиях. Пляжная одежда, к которой здесь относят топики и шорты, недопустима за пределами самих пляжей. Для посещения почти всех отелей и ресторанов потребуется легкий костюм (днем) или строгое вечернее платье (после захода солнца) - во многие заведения без длинного платья или более-менее строгого костюма просто не пустят. Сами гаитянцы любят наряжаться к церковной службе или к каким-то общественным мероприятиям, в повседневной жизни обходясь одеждой самых невообразимых фасонов и стилей, начиная с шорт из обрезанных брюк и шлепанцев из старых покрышек и заканчивая цветистыми платьями с многочисленными воланами и рюшами, как будто пришедшими из романов Марка Твена.

Страна: 
Гид-словарь: