Обычаи и традиции Гондураса
Гондурас - типичная латиноамериканская страна с сильным испанским влиянием. Большинство её населения - метисы, занятые по большей части в сельском хозяйстве, соответственно - с невысоким уровнем жизни. Большинство сельских общин в стране исповедуют практически тот же традиционный образ жизни, что и сто-двести лет назад.
Большинство гондурасцев говорит по-испански. Местный вариант испанского очень похож на разговорный центральноамериканский его диалект, но содержит множество чисто гондурасских словоформ и сленговых словечек, которые изменяются от области к области. Подавляющее большинство местных жителей, в отличие от многих других стран региона, неплохо знает английский язык, поскольку британское и североамериканское влияние на местную культуру было довольно значительно, особенно - в течение последних ста лет. Почти все жители Ислас-де-ла-Баия, кроме испанского, знают и свободно говорят на западно-карибском "креольском английском" языке, поскольку англичане обосновались здесь еще в XVII столетии. Местные индейские диалекты широко используются в отдаленных горных областях и в Ла-Москитиа.
Гондурасцы обычно начинают беседы с дружественного "буэнос диас" ("добрый день") и считают невежливым обойти кого-либо приветствием. В правилах хорошего тона также обязательно присутствует крепкое рукопожатие при встрече, а для женщин - легкие поцелуи. Садясь за стол всем присутствующим обязательно желают "буэн пробечо" ("приятного аппетита", как и во всех других испаноговорящих странах, гондурасцы произносят звук "v", произнося его, например, в слове "provecho", как "б"). Вежливость считается основой местного этикета, поэтому важно как и что сказано, и в какой обстановке. Различным знакам внимания вообще уделяется очень важное место - чем более подчеркивается высокий статус собеседника, тем выше уважение к самому гостю. Общепринято для гостя дома дарить небольшие презенты членам семьи до или после трапезы (особенно уместно подчеркнуть статус хозяйки букетом цветов, а хозяина - сигарами или алкогольными напитками).
Гондурасцы с особенным пиететом относятся к уровню образованности собеседника, всячески подчеркивая таковой в случае необходимости. Общепринято обращаться к местному жителю именно по его образовательному или профессиональному статусу, например - "доктор Перес", "профессор Нуньес" или "поверенный Амадор" (эти же "реквизиты" отображаются и на визитках или вывесках). К человеку, чей статус неизвестен, обращаются просто "сеньор", к взрослой девушке - "сеньорита", к замужней женщине - "сеньора", к особо уважаемым людям - "дон" и "донья" соответственно. В комбинации с профессиональным статусом это может дать довольно сложную форму приветствия, особенно если учитывать тот факт, что гондурасцы обычно имеют два имени и две фамилии - один "комплект" со стороны отца, другой - со стороны матери. Поэтому нередко можно услышать очень витиеватую форму обращения к собеседнику, вроде "донья профессор Елена Мария Гарсия Торрес". Когда женщина выходит замуж, она может пропустить заключительную часть девичьей фамилии, заменив её фамилией мужа, добавив предварительно артикль "де" (то есть в случае с вышеупомянутой доньей, выйди она замуж за человека по фамилии Лопес, она превратилась бы в Елену Марию Гарсия де Лопес).
Гондурасские семьи обычно достаточно большие, и зачастую члены одного клана предпочитают селиться близко друг от друга. В состав семьи могут входить представители трех-четырех поколений семейства, не исключая многочисленных родственников по боковым линиям. Старшие члены семьи, особенно бабушки и дедушки, пользуются особым почетом и уважением. Немногие жители страны доживают до зрелого возраста из-за бедности и болезней, поэтому гондурасцы стараются максимально сберечь опыт старших поколений на уровне семьи. Проживание в обширных семействах по-сути является формой коллективного выживания в непростых местных условиях - так как так уровень жизни невысок, большая семья позволяет объединить силы и ресурсы на решение самых насущных проблем. Бабушки обычно отвечают за приготовление пищи, дедушка выращивает сад или огород, мать торгует на рынке или работает вне дома наравне с мужем. В то время как родители находятся вне дома, заботу о детях берут на себя старшие члены семейства или тети с дядями, у которых часто есть свои дети, которые и составляют компанию младшим членам семьи. Гондурасцы с особой ответственностью относятся к членам своего клана, особенно к тем, кто нуждается в помощи. Зачастую, если гондурасец имеет возможность дать кому-то работу, он будет нанимать именно родственников.
Свободное время обычно проводится в гостях у кого-то из членов семейства. Обычное времяпрепровождение местных жителей - шашки, шахматы, карты, бильярд и общая страсть всех мужчин страны - футбол. Очень сильны традиции устного творчества. Множество народных легенд и преданий до сих пор передаются от поколения к поколению устным путем, даже несмотря на то, что 90% местного населения умеет читать и писать.
Школьное обучение обязательно для всех гондурасских детей в возрасте от 7 до 14 лет. Фактически, большинство детей успевают проучиться лишь два или три класса, после чего покидают учебное заведение и идут помогать своим родителям. Часто это связано даже не с общей бедностью населения, а с невозможностью вовремя добраться до учебного заведения детям из отдаленных сельских районов. В стране ощущается определенная нехватка школ, преподавателей и учебных материалов, поэтому во многих учебных заведениях в классе собирается до 50 учеников. В отдаленных областях множество людей номинально грамотны, но фактически не умеют ни читать, ни писать, поскольку после окончания начальной школы к ним в руки зачастую более не попадает ни одной книги, журнала или газеты.
Школьная система Гондураса имеет три уровня. Первые шесть лет ученик проводит в начальной школе, следующие три - в общей школе вторичного уровня, и последние три года посвящаются изучению специализированной программы среднего обучения, после чего появляется возможность поступить в университет. Преподавание ведется на испанском языке, хотя некоторые школы Ислас-де-ла-Баия преподают на английском. Система обучения раздельная для мальчиков и девочек, причем школьная форма для тех и других обязательна. Учебный год начинается в феврале и заканчивается в ноябре.
Как и в других центральноамериканских странах, идеалами местного мужчины являются сила, бесстрашие и основательность. Формированию статуса, соответствующего этим понятиям, зачастую посвящается больше времени и сил, чем непосредственно самому факту наличия таковых. Традиционно мужчины зарабатывают деньги и содержат семью, но также немалое внимание уделяют и воспитанию детей, поскольку те аналогичным образом влияют на их общественное положение. Женщина, как ожидается, должна во всем следовать за мужем, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей. Эти роли, однако, в последнее время заметно смешались. Сегодня множество местных женщин работает вне дома, чтобы помочь обеспечить семью, а мужчины все больше участвуют в домашних делах, хотя ранее такое положение вещей считалось бы просто немыслимым.
Такое же веяние последнего времени - уменьшение числа детей в семьях и появление матерей-одиночек. Гондурасское общество категорически не одобряет мужчин, которые не поддерживают своих детей и во многих провинциальных районах это до сих пор немыслимо. Однако в городах этот процесс становится все более заметным. Поэтому неудивительно, что страна имеет одно из самых сильных женских движений в Центральной Америке. В 1954 году местные женщины добились права участвовать в выборах наравне с мужчинами, а в 1984 году под давлением местных общественных организаций принят Семейный кодекс (почти немыслимое явление для стран региона), который признал права матерей-одиночек и создал условия для их занятости.
Хотя Гондурас - преобладающе католическая страна, здесь наблюдается довольно свободное отношение к освящению брака в церкви. Общественное мнение и общее право страны вполне допускают гражданские церемонии бракосочетаний. Свобода вероисповедания гарантируется в соответствии с гондурасской конституцией, но правительство субсидирует католические школы, а религиозное образование - неотъемлемая часть школьного учебного плана. Римско-католическая церковь имеет в жизни страны огромное значение, но явно не столь всеобъемлющее, как в других странах региона. Многие гондурасцы участвуют в религиозных фестивалях и следуют за некоторыми церковными традициями, но не посещают церковь регулярно и довольно свободно относятся к другим аспектам духовной жизни страны. А в сельских районах хорошо прослеживается тесное смешение и даже взаимопроникновение католицизма с местными анимистическими верованиями и культами. Многие жители Ислас-де-ла-Баия исповедуют протестантизм, и в последнее время доля протестантов растет по всей стране.
Святые и небесные покровители занимают особое место в местной духовности. Многие жители страны искренне полагают, что заступничество того или иного святого определяет важнейшие моменты их судьбы. Каждый католик имеет дома картину, икону или статую святого (наиболее почитаема Дева Мария) и регулярно обращается к символам веры за помощью в решении проблем или преодоления затруднений, их призывают в свидетели клятв и деловых договоров, их поминают, желая придать весомость своим словам. Их именами называют детей и целые районы. Города и деревни обязательно отмечают красочные празднества в честь своих святых покровителей.
Форма одежды в стране довольно демократичная, в деловых кругах принято носить костюм европейского стиля, в быту же многие гондурасцы обходятся джинсами и легкими рубашками. В то же время очень популярны и национальные формы одежды - всевозможные широкополые шляпы, пончо и широкие кожаные штаны можно увидеть практически повсеместно, особенно в провинции. В праздничных и официальных случаях мужчинам рекомендуются строгие костюмы и даже смокинги, дамам - строгие платья. Пляжная одежда и шорты неприемлемы за пределами береговой черты или курортного бассейна (впрочем, на островах Ислас-де-ла-Баия отношение к платью менее консервативно). Являться в повседневном платье на праздничные мероприятия также не принято.
В деловых кругах очень ценится пунктуальность, сами же гондурасцы не имеют о ней, похоже, ни малейшего понятия.
Опубликовано пользователем Valeratal