Обычаи и традиции Танзании
Каждая племенная или религиозная группа, которых в Танзании множество, имеет свои собственные обычаи и традиции, касающиеся употребления пищи. В некоторых племенах женщинам не разрешается есть яйца или мясо цыпленка. В некоторых племенах тестю или свекру запрещается есть за одним столом с невесткой. В других племенах мужчинам не разрешаетсязаходить на кухню. В мусульманских семьях мужчины и женщины едят отдельно.
Гостеприимство здесь - одна из основ этикета. Хозяйка и глава семейства обычно обязательно встречают гостей у порога. На прощание обычно собирается вся семья и они всем семейством сопровождают гостя вплоть до дверей автомобиля. На прощание принято говорить хозяевам "Асанте сана" ("большое спасибо за гостеприимство"). Приняты небольшие сувениры членам семьи. В исламских семьях повышенное внимание к хозяйке не приветствуется, в семьях же африканского происхождения это будет лучшим комплиментом дому. Также принято хвалить детей (но касаться их, особенно головы, без разрешения родителей не стоит), дом и достатокхозяина. Неплохо перед посещением местной семьи выяснить их социальный статус в племени или общине, и строить свой разговор исходя из этого. В исламских семьях женщины обычно собираются отдельно от мужчин, за своим столом, но при общении с иностранцами эту традицию можно игнорировать, но только по соглашению с хозяином дома.
Очень важное значение имеет этикет приветствий. Тип приветствия зависит от статуса человека и его возраста. Обычное среди племен суахили приветствие в кругу хорошо знакомых людей - "Худжамбо, хабари гани" ("Как дела?", "Какие новости?") или просто "Джамбо!". Группу людейприветствуют словом "хатуджамбо". Слово "шикаму" используется для приветствия уважаемых людей. Маленьких детей учат приветствовать старших, целуя им руки или вставая перед ними на колени. Друзья, которые встречаются после долгой разлуки, обычно обмениваютсярукопожатием и целуют друг друга в обе щеки. В общении с иностранцами часто используют рукопожатие и традиционное английское "хэлло".
В Танзании, как и во многих других регионах Африки, правая рука считается "чистой", а левая - "грязной". Поэтому правая рука используется для приема пищи или для обмена подарками.Вежливый способ приема подарка заключается в том, чтобы сначала коснуться правой рукой подарка, а потом правой руки дарящего.
Поведение за столом также обуславливается множеством норм. Обычно традиционная трапеза проходит на циновках на полу, пища ставится на невысокие столики. Но во многих континентальных семьях трапеза проходит по-европейски - за столом. Можно брать пищу с общей тарелки руками и класть на свою тарелку, а можно есть и из общего блюда. Главное - следить за тем, чтобы крошки пищи не падали в общее блюдо и на чужие тарелки. На Занзибаре принято давать гостям свежие побеги гвоздики для ароматизации рта перед едой. Последовательность блюд традиционна для восточноафриканских стран - сначала подается суп, а потом закуски игорячее. Заканчивается обед кофе и сладостями. Легкие закуски и зелень обычно весь обед стоят на столе.
Рис, маниоку и другие гарниры едят руками, складывая в щепоть три пальца правой руки (руки должны быть вымыты перед и после приема пищи и вытираются полотенцем, которое передают вокруг стола). Мясо и рыбу тоже можно брать руками, но во многих домах всегда есть на столеевропейские столовые приборы, которыми можно пользоваться наряду с руками. Хлеб и лепешки обычно разламывают руками и используют в качестве ложки. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону, обычно их поджимают под себя или сидят по-турецки. Непринято есть стоя или на ходу.
Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.
Общий стиль жизни танзанийцев можно охарактеризовать двумя фразами - "акуна матата" ("нет проблем") и "поле-поле" ("спокойно", "не торопясь"). Этими фразами можно описать отношение танзанийцев ко всему окружающему. Обслуживание в ресторане или турбюро крайне неспешное.Если танзаниец сказал "одну секунду", то это может значить и 15 минут, и полчаса. При этом на все попытки поторопить их местные жители лучезарно улыбаются и продолжают действовать в неторопливом ритме. Как-то влиять на это бесполезно, нужно просто смириться и попробоватьсамому жить в этом ритме.
Взрослых женщин часто называет по имени их первого ребенка, что иногда вносит в общение определенную путаницу. Например, после рождения мальчика по имени Джума или девочки по имени Кристина, их мать будут называть Мама-Джума или Мама-Кристина. Мужчины относятся кбраку крайне серьезно. После свадьбы молодой человек должен будет вести себя подобно какому-то предку, выбранному им при заключении брака в качестве образца для подражания. С предками "советуются" в трудную минуту, им оказывают почести и никогда не обсуждают их нив семье, ни с чужаками. Поэтому не стоит удивляться, если вполне современный мужчина при решении какой-то проблемы вдруг заявит "это мне сказали предки" или "я посоветуюсь с предками". Обсуждение генеалогии семьи по этой же причине тоже можно начинать только с согласия хозяина.
Опубликовано пользователем Valeratal