Обычаи и традиции Йемена
Йеменцы - неотъемлемая часть общеарабской культуры. Многие ученые относят сам факт зарождения арабского этноса именно к горным районам северной части Йемена и южной части современной Саудовской Аравии. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно бурной истории. Культура страны неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны.
До сих пор в Йемене господствуют родоплеменные отношения. Шейхи обладают почти неограниченной властью на местах. Между официальными властями и племенными лидерами зачастую возникают конфликтные ситуации, приводящие к некоторой напряженности и ослабляющие официальные региональные власти. Решения племенных лидеров обладают на местах силой закона, ограничить их может только религиозный лидер или явное противоречие нормам ислама. Но поскольку местные вожди чаще всего являются одновременно и священниками, их решения не обсуждаются.
Семьи в Йемене до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. Род и клан до сих пор считаются основополагающими понятиями местных социальных отношений. Главой семейства является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья. Мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода. По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Многие семьи по-прежнему "устраивают браки" - традиционный "договор семейств" является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он способен обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.
Положение женщин в арабском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. Йемен - одна из самых консервативных стран арабского мира, немало обычаев здесь базируется на нормах шариата и вековых традициях. Публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами в Йемене действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, "харим" ("запретный", женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей женщины сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако даже в пределах самой страны, в разных её районах, требования несколько отличаются. Бедуинские женщины северных районов могут появляться в обществе без головного платка ("абайя", "шейла" или "никаб" - видов так называемой "чадры" здесь множество), разговаривать с посторонними мужчинами и так далее. В сельскохозяйственных горных районах западной части страны женщины часто участвуют в общественной жизни наравне с мужчинами, "абайю" здесь носят только при выходе в люди, а на Сокотре царят довольно вольные (по местным понятиям, естественно) порядки, близкие к эмиратским. Однако в большинстве случаев, связанных с присутствием иностранца, местные женщины обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.
В одежде жители Йемена придерживаются вековых традиций и канонов ислама. Местные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок "тагийя", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", шаровары с широким поясом, а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абайя" ("абая"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "бошийя" ("бошия"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал". На Сокотре мужчины носят "футу" - прямой кусок ткани с рисунком или вышивкой, обворачиваемый вокруг талии в виде юбки.
Для иностранца рекомендуется консервативная одежда с длинным рукавом, женщинам необходимо покрывать голову платком и носить юбку ниже колен. В деловых случаях рекомендуется костюм европейского кроя. Открытая одежда и шорты должны быть ограничены пляжем или местом у бассейна. Желательно иметь с собой теплую одежду, поскольку по ночам во всех горных областях довольно прохладно даже летом.
Характерной чертой является повсеместное ношение мужчинами традиционных кривых кинжалов "джамбия", внешне похожих на оманские, но отличающихся от них по форме и отделке. Джамбия часто играет роль опознавательного знака, показывающего принадлежность мужчины к тому или иному роду, и символом мужского достоинства. В последнее время ношение кинжалов, как и остального оружия впрочем, ограничено законодательно, поэтому зачастую вместо кинжала можно увидеть на поясе местного жителя пустые ножны - забывать саму традицию здесь никто не намерен даже под давлением властей. До недавнего времени все мужчины появлялись на улицах только со стрелковым оружием - это тоже считалось признаком мужской чести и достоинства, однако в последнее время эта традиция сохранилась только в провинциальных районах (на севере страны до сих пор все мужчины ходят с оружием). В городах же и на вывесках многих заведений можно увидеть характерный местный знак в виде перечеркнутого силуэта автомата АК, говорящий о том, что доступ в данный район или офис с оружием запрещен.
Жевание ката - наиболее яркая черта местных жителей, сразу бросающаяся в глаза туристам. Листья и молодые побеги этого горного кустарника (Catha edulis) в изобилии продаются на всех рынках. Они содержат природный стимулятор катинон (Y-норэфедрин), обладающий легким наркотическим эффектом. Употребление ката не вызывает привыкания и не имеет никаких побочных эффектов (кроме запора при длительном употреблении), поэтому он не считается наркотиком. Каждый день в определенное время (обычно в 16.00) вся жизнь в стране как будто замирает - наступает "время жевания". Мужчины собираются в группы, жуют листья и обмениваются новостями. Приглашение иностранца в такую компанию - большая честь, однако листья следует приносить с собой. Отказ от приглашения оскорбителен для местного жителя, но уважительной причиной для отказа может служить наличие проблем со здоровьем (у некоторых людей применение ката может повысить артериальное давление и вызвать сексуальные расстройства). Для большинства местных жителей листья ката - высшая ценность, для их хранения даже отводят самую верхнюю комнату в доме ("мафрадж"), в которой ранее было принято держать семейную казну. Здесь же, в "мафрадже" или в специальной гостевой комнате и собираются мужчины.
Приглашение в местный дом - большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей общеизвестно. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствии женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется - здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь "по ходу дела" касающаяся каких-то насущных вопросов. Не стоит активно жестикулировать при беседе - здесь своя сложная система жестикуляции, в рамках которой вполне приличный европейский жест может значить нечто оскорбительное.
Режим питания, как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед. Хлеб обычно разламывается руками, ими же берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и мясо. Ножи и вилки в повседневной жизни используются редко, но в ресторанах они всегда есть и будут поданы по желанию гостя. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой (!!) рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).
Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. Целоваться публично или обмениваться иными явными знаками внимания между представителями противоположного пола здесь категорически не рекомендуется.
Коран запрещает употребление спиртного, поэтому безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).
Йеменцы, как и все арабы, приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.
Опубликовано пользователем Valeratal