Обычаи и традиции Западного Самоа
Самоанцы, как и все полинезийцы, в значительной степени сохраняют свою древнюю культуру, крайне привязанную к традициям и очень сложному набору социальных условностей - иерархии, системе особых знаков внимания и обычаев, которые регулируют всю их социальную, религиозную и политическую жизнь. Самоанская культура базируется на "фаа-матаи" - сложном понятии, подразумевающем власть племенных или общинных лидеров "матаи" (вождь, старейшина), управляющих как "аига", или "аинга" (семейство, клан), так и всей общиной. Все ресурсы в пределах общины распределяются на основании потребностей и понятия о справедливости, а социальное положение всех членов общины и семей абсолютно одинаково. При этом "матаи" представляет общину на деревенском совете, отправляет правосудие и следит за должным проведением обрядов, соблюдением обычаев, а также ведет летопись рода, генеалогию семейств (этому здесь уделяется огромное значение) и направляет образовательную деятельность.
Выделяют две категории "матаи": "алии" - непосредственно руководители района, деревни или семейства (к этой категории относятся и "тулафале" - спикеры вождя, его, если так можно выразиться, пресс-секретари) и "аумага" - руководители отдельных семей или сектора работ (изначально слово "аумага" значило "воин", в наши же дни это обычно просто назначенные для выполнения каких-то общественно-значимых работ лица, хотя функция охраны деревни по-прежнему лежит именно на них). Несколько особняком стоит должность "таупоу", или "таупо", которую обычно занимает какая-то уважаемая женщина, часто - дочь или жена "матаи". В их "должностные инструкции" входит присмотр за чистотой и гигиеной, воспитание детей общины, обязательное приготовление "кавы" и обеспечение всего сложного церемониала, сопровождающего потребление этого напитка. В пределах отдельного семейства эта роль обычно поручается самой старшей женщине в роду, при этом зачастую она получает определенную власть над своими родными братьями независимо от их возраста и положения.
Община или группа общин (обычно это отдельная деревня) под управлением одного "матаи" обычно занимают какую-то естественную географическую область и образуют район - "иланд", управляемый советом вождей. Эта иерархия идеально подходит для местных условий, в которых каждый имеет свое место и функцию, причем взаимоотношения со всеми людьми как в самой деревне, так и в гораздо больших масштабах, заранее установлены и определены. Причем очень необычно отношение к нарушившим местные законы - на иностранца налагается штраф (обычно в денежном выражении или просто продуктами питания), местный же житель после определенного общественного порицания будет выполнять всю ту же работу, что и ранее, только в большем объеме, передавая образовавшийся в результате работ избыток на нужды общины, то есть, ввиду общего равенства, опять же на свои собственные.
Традиционная и основная ячейка самоанского общества - семейная община ("аига", или "аинга"), включающая многочисленных родственников всех поколений (порой до 40-50 человек). Каждая семейная община избирает главу, который представляет её на деревенских собраниях, причем, чем больше сама семья, тем больше авторитета у её "матаи". Это приводит к появлению вполне обычного в этих местах здорового соперничества между "аига". Традиционно все члены семейства обрабатывают какой-то надел земли, выделенный им общиной, а так как размер надела зависит от числа членов клана, то и уровень достатка обычно напрямую зависит от этого показателя. При этом всячески поощряется работа некоторых членов семьи за пределами общины (обычно в столице или на других островах), поэтому неудивительно, что в наши дни больше самоанцев живет за пределами страны, чем на самих островах, однако пересылаемые ими на родину деньги идут на увеличение авторитета именно их семьи.
Понятия "секретность" или "частная жизнь" здесь практически отсутствуют. Все свои работы члены общины делают сообща, праздники также отмечаются всей деревней. Даже традиционный самоанский дом "фале" не имеет стен, закрывая от воздействия плохой погоды лишь соломенной или пальмовой крышей и несколькими несущими столбами.
Самоанцы очень религиозные люди и тонко сочетают догмы христианства с традиционным для островов "фаа-самоана" ("самоанский путь", "образ жизни") и наоборот. Древние верования до сих пор продолжают сосуществовать бок о бок с христианством, особенно ярко прослеживаясь в традиционных обычаях и ритуалах. При этом в набожности местных жителей усомняться не приходится - центральным событием недели обычно является воскресная служба (выходной день, любые мероприятия в это время запрещены), авторитет священников абсолютен, а все церковные праздники отмечаются с должным размахом и пиететом. Центральный ориентир в каждой местной деревне - церковь, однако чаще всего бок о бок с ней стоит общинный дом "фале-фоно", в котором "матаи" встречаются для обсуждения текущих вопросов (тут следует учесть, что "фале-фоно" всегда играли роль молельного места, где отправлялись традиционные для островов культы духов предков или сил природы, не утеряли этого своего значения они и сейчас). Поэтому многие ученые говорят об особом "самоанском христианстве", которое может показаться довольно необычным для любого выходца из европейских стран.
Как и на всех островах Полинезии, в самоанской культуре огромную роль играют танцы, хоровое пение и просто музыка. Местные жители очень музыкальны, что и неудивительно - на протяжении многих веков именно оформленные в песни и танцы легенды служили им основным учебником истории, мореплавания и даже генеалогии. Наиболее распространен традиционный театрализованный танец "фиафиа", служивший изначально чисто деревенским музыкальным представлением, рассказывающим о том или ином событии или явлении. Европейские мореплаватели, впервые высадившиеся на эти острова, отмечали несколько сотен разновидностей такого танца, к исполнению которого привлекались обычно все жители общины. В наши дни эта традиция постепенно отмирает, но связанные с ней старые песни и напевы по-прежнему крайне популярны. Также очень характерен женский танец "шива", или "сива", в жестах и позах рассказывающий различные импровизированные истории, а также танец "са-са", исполняемый под аккомпанемент деревянных барабанов.
Важное значение для местных жителей имеет татуаж, унаследованный с эпохи заселения островов Тихого океана, когда рисунок и характер наносимой на кожу татуировки рассказывал о доблести и заслугах его носителя. В 12-13 лет каждый самоанский мальчик первый раз переступает порог "туфуга" (своеобразный тату-салон) и получает свой первый рисунок от талии до колена. Татуировки должны рассказать о силе сердца мужчины и его духовности, о его делах и свершениях, хотя в настоящее время все больше и больше их делается просто "для красоты".
Отношение к одежде, как и на других островах региона, довольно оригинальное. С одной стороны, очень ценится следование традициям и обычаям, в то время как в повседневной жизни островитяне одеваются вполне демократично (впрочем, местные климатические условия больше подходят именно для устоявшихся веками юбок из растительного волокна). Традиционная женская одежда - "пулетаси", представляющая собой нечто среднее между юбкой и туникой, а также "лавалава" (саронг) и "парео". Мужчины носят юбки из растительного волокна (или просто из листьев) или вполне европейские шорты и футболки. Для официальных случаев полагается иметь строгую вечернюю одежду (впрочем, во многих случаях вполне хватит легких брюк или длинной юбки и строгой рубашки с рукавом средней длины), а вечерами нелишним будет легкий свитер. Облегающая одежда также не рекомендуется, особенно в пределах населенных пунктов.
Купальные костюмы за пределами пляжей недопустимы, нудизм и топлесс также вызывают заметное неодобрение (во многих местах попросту запрещены). Женщинам рекомендуется носить легкое платье, а не шорты или брюки, особенно если они идут в церковь или в местный дом.
В повседневной жизни широко используется полинезийский язык, в бизнесе и торговле общепринят английский.
При посещении местных общин необходимо соблюдать некоторые нормы приличия. Следует избегать передвижения по деревне в час вечерней молитвы (обычно между 18.00 и 19.00, сама молитва обычно длится 10-20 минут, и часто её начало и конец отмечаются звонком, гонгом или звуком горна из раковины). Воскресенье - день мира и тишины, когда местные жители посещают церковь или собираются все вместе у домашнего очага (часто в роли такового ввиду его явного отсутствия выступает земляная печь "уму"), поэтому в этот период рекомендуется вести себя спокойно и избегать громких звуков или сборищ. При входе в общинный дом следует обязательно снимать обувь. Гости никогда не должны стоять в то время, когда старейшины сидят, при этом ступни (подошвы) не должны быть обращены в сторону присутствующих (наиболее приемлемо положение, напоминающее "позу лотоса"). Ни в коем нельзя давать деньги детям, даже если они о том просят. При фотографировании местных жителей всегда следует предварительно спрашивать разрешения.
В настоящее время традиционный образ жизни заметно сдает свои позиции под напором современной цивилизации, и многие сложные местные обычаи постепенно отходят на второй план. Однако в любой сомнительной ситуации следует тщательно расспрашивать хозяина дома или любого члена общины об общепринятых нормах. Самоанцы довольно спокойно относятся к незначительным нарушениям их традиций и всегда с радостью готовы помочь в разрешении противоречий, однако пренебрегать их радушием не стоит.
Опубликовано пользователем Valeratal