Приена

В 35 км южнее Кушадас (67 км от Айдына), на южном берегу мыса Микале, лежит еще один древний эллинский город - Приена (Приене по-турецки).

Как и Эфес, город был основан в XI веке до н. э. как порт на побережье Латмийского залива, террасами поднимаясь на склоны хребта Самсун (836 м). И также как и Эфес, он был постепенно отрезан от моря общим понижением его уровня и наносами реки Меандр (Мендерес). Интересно, что имя этой реки, переводимое как "извилистая", дало название всем русловым процессам такого рода, а также орнаменту в форме завитков, столь характерному для античности. В середине IV века до н. э. город был перенесён вглубь материка, а в 334 году до н. э. Александр Македонский освятил здесь храм Афины. При византийцах Приена уже не имела столь важного значения, а потому почти не подверглась христианизации. Город просуществовал практически до XIII века, когда вторжение турок и окончательное отступление моря превратили его в небольшую деревню, полностью потерявшую свое былое значение. Но зато он превосходно сохранился и почти не содержит более поздних реконструкций, как тот же Эфес, что позволяет считать его одним из лучших памятников античности на Эгейском побережье. Характерной его чертой является хорошо видимая система застройки по "Гипподамовой сетке", в соответствии с которой город был поделён шестью улицами на 80 кварталов (каждый размерами приблизительно 42х35 метров), в пределах которых обычно располагалось 4 дома. В столь нетронутом виде эта схема городской планировки сохранилась, пожалуй, только в Помпеях, но приенская как минимум на три века старше и что немаловажно - туристов здесь гораздо меньше, чем в Эфесе или Милете.

Археологический участок (открыт ежедневно с 8.00 до 18.30, зимой закрывается в 17.30, вход - 2 TRY) лежит в нескольких сотнях метров к северо-западу от деревни Гюллюбахче (Gullubahce).

Подняться сюда можно прямо по дороге, которая выводит к северо-восточным вратам старого города, практически сразу за которыми открываются Булевтерион (здание городского совета, наиболее неповрежденный образец такого здания в Турции), лежащие чуть ниже храм Зевса, агора и священная стоа (длинные открытые галереи-колоннады с одним или двумя рядами колонн, служившие местами прогулок, парадными залами городских торжеств или театральными фойе), гимнасий и стадион, к которым уже придется спускаться по лестнице, а также богатый жилой квартал чуть западнее (стены некоторых домов здесь имеют толщину до 1,5 метров, а недавно открытые лестницы доказывают, что в древности они имели как минимум два этажа).

Самый известный памятник города - храм Афины Паллады - лежит двумя террасами выше главной жилой улицы. Храм строился более двух веков, его основным "спонсором" являлся сам Александр Македонский, и после окончания строительства он считался воплощением ионического стиля, а его пропорции и методы постройки использовались как стандарт даже в римские времена. Севернее от храма, буквально прячась среди сосен на самой высокой террасе города, лежат святилища Деметры и Коры, которые на 1,5-2 века старше любого другого сооружения Приены (впрочем, и сохранились они гораздо хуже прочих).

Театр, лежащий немного юго-восточнее, как будто по контрасту сохранился в превосходном состоянии. Наиболее яркой его чертой считаются пять высоких мраморных тронов для муниципальных сановников. Однако сама сцена была перестроена римлянами во II веке н. э. - фактически единственное позднее вмешательство в облик Приены. Позади театра можно обнаружить руины византийской базилики, от которой по узкой тропинке можно подняться к акрополю, лежащему на скалистом уступе, известном как Телонея. Дорога сюда проходит мимо развалин акведука и цистерн, а затем начинает взбираться достаточно крутыми зигзагами на утес, поэтому подъем к акрополю трудно назвать легкой прогулкой.

Тип объекта: 
Область, Штат: 
Страна: