Дендермонде
Большой рынок
Один из домов, обрамляющих Большой рынок
Большой рынок (Grote Mark) — главная площадь города. Здесь устраиваются концерты и представления под открытым небом. По понедельникам Большой Рынок используется по прямому назначению. Рынок обрамлён домами в стиле нео-барокко. Такой вид он приобрёл в ходе проведённой после Первой мировой войны реконструкции окружающих его домов.
Мясной дом. Сейчас здесь размещён музей старины
На Большом Рынке расположен Мясной Дом (Vleeshuis). Это готическое здание было построено в 1462 году Яном Гутегемом (Jan Gueteghem) как здание гильдии мясников. Сейчас в Мясном Доме расположен музей старины (Oudheidsmuseum). Здесь можно увидеть археологические коллекции, старинные документы, старинное холодное и огнестрельное оружие и другие экспонаты, имеющие отношение к истории города. Пожалуй, самым интересным экспонатом музея является скелет мамонта, возрастом около двадцати восьми тысяч лет. Он известен как «Самый старый житель города». Музей открыт в период с 1 апреля по 31 октября, с 9:30 до 12:30 и 13:30 до 18 часов. Вход бесплатный.
В непосредственной близости от Большого Рынка расположено здание окружного суда (построено в 1924 году).
Другим интересным зданием поблизости от Большого Рынка является дом в стиле французского нео-ренессанса №№ 20-22 по улице Kerkstraat. Архитектор — Eugene Dhuicue.
Церковь Богоматери
Готическая церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk) расположена на улице Kerkstraat. Строительство этой церкви было начато в XIV веке на месте романской церкви. Церковь имеет форму латинского креста. Внутри церкви находятся много предметов религиозного искусства, один из самых интересных — романская крестильная чаша (XII век). В башне церкви подвешены два средневековых колокола: «Салватор» (salvator),3000 кг и «Мария» (maria), 2000 кг.
Бегинаж Св. Алексиса
Первый двор бегинок в Дендермонде был основан приблизительно в 1259 году. Первоначальное его расположение неизвестно. 7 апреля 1288 года бегинки получили разрешение поселиться рядом с улицей Sint-Gillis straat, где и был основан бегинаж, сохранившийся до сих пор. До второй половины XVI века продолжался период процветания двора бегинок, однако в 1579 году он подвергся разорению Гёзами, при этом были сожжены церковь и многие дома. В XVII веке двор бегинок был восстановлен. Количество бегинок выросло с 25 в 1610 году до почти 250 в 1691. В 1797 году двор бегинок прекратил своё существование в качестве духовного сообщества. Бегинки были обязаны носить светскую одежду, а их имущество было конфисковано в пользу государства. Однако в 1800 году община бегинок возродилась. В период между 1843 и 1847 годами население двора бегинок составляли 76 бегинок. В течение XIX века их число продолжало уменьшаться.
Церковь бегинажа
Последней бегинкой была Полина Данэйс, она умерла в 1973 году в возрасте ста четырёх лет.
В настоящее время двор бегинок — это открытое прямоугольное пространство, со всех сторон окружённое домами, общим числом — 61, большая часть из которых относится к XVII веку. Попасть в двор бегинок можно через ворота с улицы Brusselsestraat. Посередине двора расположена неогическая церковь построенная в 1928 году взамен церкви, уничтоженной в годы Первой мировой войны (архитектор нынешней церкви — Морис Воссарт (Maurice Vossaert)). Дома двора бегинок принадлежат городу и сдаются внаём. В доме № 11, где жила последняя бегинка с 1980 года размещается музей. Позднее дом № 25 также был передан музею.
Площадь двора бегинок составляет два гектара.
С 1998 года дендермондксикий двор бегинок, вместе с другими дворами бегинок Фландрии входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Св. Гиллиса и Площадь Героев
Церковь Св. Гиллиса (Sint-Gilliskerk) расположена на Площади Героев (Heldenplein), названной так в честь бельгийских солдат, оборонявших город во время Первой мировой войны. В 1924 году на площади был установлен памятник (архитектор — Й. Ван Дер велде (J. Van Der velde), скульптор — Гео Вербвнк (Geo Verbank), преподаватель городской Школы изящных искусств).
Нынешняя барочная церковь была построена в 1780 году. На фасаде, выходящем на улицу Brusselsestraat размещены два герба, один из них (расположенный справа) — герб папы римского Пия X, во время понтификата которого церковь была отреставрирована (в 1912 году по руководством архитектора В. Варвэйка (V. Vaerwijck)).
Церковь располагает интересным убранством, в частности — четырьмя исповедальнями в стиле Людовика XV.
Церковь пристроена к башне, относящейся к XIV—XV веку.
Аббатство святых Петра и Павла
Ныне существующее действующее аббатство (монастырь) монахов-бенедиктинцев было основано в 1837 году. Разместилось оно в помещениях бывшего монастыря капуцинов (действовавшего в период между 1596 и 1797 годами). В начале XX века здания аббатства были полностью перестроены в стиле нео-ренессанса по планам архитектора Ван Ассе (Van Assche). В 1902 году была построена новая неоготическая церковь.
В ходе Первой мировой войны аббатство было очень сильно повреждено. Погибли богатые коллекции религиозного искусства, хранившиеся в аббатстве. Восстановление началось в 1919 году. К 1930 году церковь была восстановлена. В 1939 году церковь получила статус базилики.
Помещения аббатства доступны для посещения публикой только раз в год, в троицын день в течение четырёх часов (с 14 до 18 часов). Церковь открыта для посетителей круглый год.
Музей Звэйвеке
Музей Звэйвеке (Zwijvekemuseum) расположен в здании бывшего аббатства, от которого он и унаследовал название. Оно было основано на этом месте в 1690 году и прекратило своё существование во времена Наполеона, 27 января 1797 года, в ходе секуляризации церковного имущества. Остатки аббатства получили статус памятника истории в 1957 году. Сейчас в музее расположены археологические коллекции, а также библиотека краеведческого общества, архив фотографий и слайдов и обыкновенный архив.
Фортификация
Брюссельские ворота
С самого начала своей истории Дендермонде был городом-крепостью. Уже в 1200 году он был окружён городскими стенами. Несмотря на многочисленные модернизации, к концу XVIII века они безнадёжно устарели и были снесены по приказу императора Иосифа II. Однако после падения Наполеона вокруг Дендермонде опять была выстроена система оборонительных сооружений. Она состояла из 11 бастионов и 6 равелинов. Кроме того, в городе были построены казармы, арсеналы и т. п. Попасть в город можно было или по мосту через Шельду, или через одни из городских ворот (Брюссельские или Мехеленские). Только после Первой мировой войны Дендермонде перестал быть городом-крепостью. Бывшие оборонительные сооружения стали зелёной зоной. Сейчас она состоит из двух частей — городского парка, вход в который обрамлён Брюссельскими воротами, и так называемых «брюссельских фортов» (Brusselse forten) — превращённого в озеро оборонительного рва, обрамлённого дорожками для неспешного прогуливания. В самом городе сохранилось несколько старинных казарм.
Разное
Кроме вышеперечисленных, в городе есть и много других архитектурных сооружений, которые хоть и не заслуживают отдельного описания, но радуют глаз и являются украшением города.
Симпатичный дом
Дом в стиле ар-деко
Здание в стиле францзского необарокко
Здание бывшего рыбного рынка, ныне - торговая галерея
Городская скульптура
Улицы и площади города украшают многие памятники и скульптуры. Три из них изображают легендарного коня-великана, известного как Рос Беярд (Ros Beiaard). Одна скульптура установлена на вершине башни Дворца правосудия, другая — в сквере рядом с вокзалом и последняя, самая новая (1995 год), — посередине круглого перекрёстка.
Памятник поэту Прюденсу Ван Дёйсе Скульптура «Танцующие дети» и гигантская стрекоза
Другие памятники и скульптуры:
- Памятник священнику Питеру Яну Де Смету (Pieter Jan De Smet) (установлен перед церковью Богоматери), занимавшемуся миссионерской деятельностью среди североамериканских индейцев Памятник художнику Францу Куртенсу (Franz Courtens) (установлен рядом с Дворцом правосудия) — художнику, видному представителю дендермондской школы живописи Памятник королеве Астрид (установлен на аллее её имени, Koningin Astridlaan) Памятник поэту Прюденсу Ван Дёйсе (Prudens Van Duyse) (установлен на площади Vlasmarkt).Автор постамента — всемирно известный архитектор Виктор Хорта Скульптура «Удалец с рыбой» (Knaap met een vis) работы скульптора Йоса Де Деккера на маленькой площади за ратушей Скульптура «Танцующие дети» (Dansende kinderen) работы скульптора Йоса Де Деккера на улице Papiermolenstraat Абстрактные скульптура «Развитие» (Ontplooiing) и «Шельда и Дендр» (Shelde en Dender) на круглом перекрёстке улиц Oude Vest и Brusselsestraat и перед автомобильным мостом через Шельду соответственно.
Кроме того, в городе организуются временные выставки скульптур на открытом воздухе. В ходе одной из них, проводившейся летом 2005 года скульптуры были установлены на воде Старого Дендра.
Культурный центр
Belgica
В Дендермонде нет своего театра, но заезжие труппы регулярно выступают с представлениями в культурном центре Belgica (произносится как «белжика»), который расположен в начале улицы Kerkstraat, в двух шагах от Большого Рынка — центральной площади города. Также здесь проводятся музыкальные концерты, устраиваются литературные вечера и проводятся показы немассового кино.
Кроме того здесь регулярно проходят специальные культурные мероприятия для школьников.
Рос Беиард
Самый главный неофициальный символ города — конь-великан Рос Беиард и восседающая на нём четвёрка рыцарей, герой старинной легенды, действие которой частично разворачивалось в Дендермонде.
Сегодня Рос Беиард является неотъемлемой частью городского ландшафта Дендермонде. Ему посвящены три памятника (плюс ещё один, установленный вместо шпиля на крыше Дворца Правосудия), на стене одного из домов есть рельеф с его изображением, рисунок Рос Беиарда можно увидеть на вывесках магазинов.
Рос Беиарду посвящён праздник Ros Beiaard Ommegang, проводящийся раз в десять лет (см. ниже)
Памятник в Дендермонде
Рельеф на стене дома
Монумент в посёлке Гремберген
Современная интерпретация
Местные традиции
Ros Beiaard Ommegang
Самый главный фольклорный праздник города — шествие Ros Beiaard Ommegang. Раньше Ros Beiaard Ommegang организовывался нерегулярно, но с 1990 года он проводится раз в десять лет. В ходе шествия по улицам города носят огромную фигуру коня, состоящую из обтянутого кожей деревянного каркаса. Верхом на коне восседают четверо мальчиков, одетых в рыцарские доспехи. По правилам, они должны быть родными братьями.
Шествие напоминает о древней легенде о коне-великане, который был настолько сильным, что мог носить на себе четырёх братьев-рыцарей.
В ходе шествия исполняется гимн города (только музыка).
Точное время возникновения традиции Ros Beiaard Ommegang неизвестно. Первые упоминания о городском праздничных шествиях относятся к 1377 году, однако неизвестно, принимал ли в них участие Рос Беярд. Первое упоминане о Ros Beiaard относится к 1461 году.
Reuzengang (Katuit)
Основная статья: Катейт
Этот фольклорный праздник несколько уступает шествию Ros Beiaard по пышности, но зато устраивается в десять раз чаще — то есть ежегодно, в августе. Главные герои шествия — огромные фигуры («великаны», Reuzengang в переводе и нидерландского означает «шествие великанов»). Всего в шествии участвуют три великана — Indiaan (индеец), Mars (Марс) и Goliath (Голиаф). Состоят они, как и Рос Беиард, из обтянутого кожей деревянного каркаса.
Опубликовано пользователем Valeratal