Дворец правосудия в Пуатье
Дворец Правосудия в Пуатье.
Дворец Правосудия в Пуатье (франц.: Palais de justice de Poitiers) в начале своего существования в X—XII веках был резиденцией графов де Пуатье и герцогов Аквитании.
История возникновения
Бывшее королевство Меровингов Аквитания было восстановлено Карлом Великим для своего сына Людовика I; в IX столетии в самой высокой точке города для него был сооружен, точнее восстановлен[1] дворец, поверх романских укреплений, которые датируются концом III века. Людовик I, когда был королем, много раз останавливался здесь. Позже, когда он был провозглашен Императором, он возвращался сюда в 839 и в 840 годах. Дворец назывался латинским словом palatium во времена правления Карла II Лысого.[2] После распада царства Каролингов дворец стал резиденцией графов де Пуатье. Первый дворец графов де Пуатье был полностью уничтожен пожаром в 1018 году.
Дворец был полностью восстановлен графами и герцогами Аквитанскими и обнесен стеной, на пике своей власти. В 1104 году граф Гильом IX поручил возвести донжон со стороны города. Эта главная башня известна как башня Мальбергион, в честь его возлюбленной де Л’Иль-Бушар («Данжеросса»), супруги Эмери де Ларошфуко, виконта де Шательро и бабушки Элеоноры Аквитанской.[3] Прямоугольная сторожевая башня усилена меньшими квадратными башнями, сооруженными по всем четырем углам; она была значительно повреждена когда южную часть дворца в 1346 году поджег граф Ланкастер.
В промежутке между 1191 и 1204 годами, Элеонора (на местном наречии «Алиенора») оборудовала столовую, зал ожидания, «зал неслышной поступи», где звук шагов был неслышен из-за больших размеров помещения — 50 метров в длину и 17 метров в высоту — вероятно самого большого в Европе того времени. Этот зал не сохранил свой потолок с выступающими балками; он был обшит деревянными панелями из каштана в 1862 году группой морских плотников из Ла-Рошели. Штукатурка и окраска стен зала напоминает каменную кладку. Их скучное однообразие сглаживается заостренными арками, которые опираются на узкие колонны. Вдоль стен зала проходит каменная скамья.
Дворец Правосудия в Пуатье: Зал неслышной поступи
Реконструкция
В 1384—1386 годах Жан, герцог Беррийский, который также был апанажным графом де Пуатье, воссоздал часть дворца, уничтоженного пожаром. С одной стороны были восстановлены крепостные валы и донжон; с другой стороны были восстановлены личные апартаменты в стиле пламенеющей готики придворным архитектором и скульптором Ги де Даммартина. Эти работы выполнялись в период между 1388 и 1416 годами, в ходе перерывов в Столетней войне.[4]
В трех этажах была реконструирована Башня Мальбергион со стрельчатыми сводами, застекленными окнами и 19 статуями сверху. Из них уцелело только 16 штук: они представляют духовных наставников герцога в церковных одеяниях, тогда как статуи герцога и его супруги отсутствуют. В таком незавершенном состоянии башня не имеет ни машикулей, ни навесов над статуями.
По проекту архитектора Ги де Даммартина в большом зале дворца по южной стене установили три печных камина, которые сейчас признаны памятниками; они были увенчаны балконом и декорированы скульптурной группой в стиле пламенеющей готики. В состав скульптурной группы входили статуи короля Карла VI, его супруги Изабеллы Баварской, самого герцога Жана Беррийского и его второй супруги Жанны Булонской. Одобрив такой проект, герцог возобновил практику короля Карла V, украшать здания изображениями их владельца. В 1880 году было решено выполнить муляжные слепки этой скульптурной группы. Однако, в ходе этого проекта обнаружили, что статуя герцога когда-то была восстановлена, а три других являются абсолютно нетронуты. Поэтому к 1888 году выполнили муляжные слепки только трех статуй, которые в том же 1888 году включили в коллекцию парижского Музея архитектуры.
Помимо сооружения каминов, Ги де Даммартин капитально перестроил саму южную стену зала: на ней были образованы большие ниши, которые скрывали каминные трубы от внешнего обзора и давали иллюзию больших окон. Внешняя сторона этой стены была оформлена оживами в стиле пламенеющей готики. Пол выложил изразцовой плиткой Жан де Валенс, в платежных ведомостях названный «Сарацин», с зеленым и золотистым кольцами майолики. После завершения работ, Жан де Валенс вернулся домой в Валенсию и во Франции больше не изготавливали глазированную керамику[5]
Король Карл VI – слепок статуи из Дворца правосудия, представленный в Музее архитектуры.
Последующие изменения
Иногда в большом зале граф-герцоги вершили правосудие. Именно здесь Гуго де Лузиньян, граф де Ла Марш, публично бросил вызов Людовику IX на Рождество 1241 года. После того как провинция Пуату была снова присоединена к королевским владениям, зал неслышной поступи переименовали в зал Короля. Судебное установление или le parlement royal заседало здесь с 1418 по 1436 год.
Во дворце вершилось правосудие: 5 июня 1453 года здесь судили Жака Кёра; правосудие отправлялось во дворце и во времена Французской революции. В 1821 году к средневековому зданию была пристроена монументальная лестница с дорическим портиком. В скором времени, по мере роста интереса к стилю неоготики, начали поэтапно разрушать частные апартаменты Жана, герцога Беррийского чтобы освободить помещения для Апелляционного суда и его канцелярии.
Опубликовано пользователем Valeratal