Вюрцбургская резиденция
: 49°47?34 с. ш. 09°56?19 в. д. / 49.79278° с. ш. 9.93861° в. д. / 49.79278; 9.93861 (G) (O) (Я)
Фасад здания Вид со стороны парадного двора Вюрцбургская резиденция и Хофгартен
Вюрцбургская резиденция (нем. Wurzburger Residenz) — архитектурный комплекс в стиле барокко, расположенный в черте центра города Вюрцбург. Построен архитектором Балтазаром Нейманом в период с 1719 по 1744 годы, внутреннее художественное оформление создавалось и далее, до начала 1780-х годов.
До проводившейся в ходе секуляризации ликвидации церковных территориальных образований здесь находилась резиденция князей-архиепископов Вюрцбурга. Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 г. ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список Всемирного наследия.
Потолочная живопись над лестницей
Строительство Вюрцбургской резиденции было начато при архиепископе Иоганне Филиппе Франце фон Шёнборне в 1719 г., который умер через четыре года, так и не увидев готового дворца. Дворец был спроектирован 33-летним Бальтазаром Нейманом, который закончил возведение стен в канун 1744 г. во времена правления брата первоначального заказчика, архиепископа-курфюрста Фридриха Карла фон Шёнборна.
В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие Джованни Баттиста Тьеполо (лестница, украшенная самыми крупными потолочными фресками в мире, Зал кайзера, придворная церковь), Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).
Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.
В вюрцбургской Резиденции в 1806—1813 гг. трижды останавливался Наполеон I, последние два раза со своей второй женой Марией-Луизой Австрийской, дядя которой, бывший великий герцог Тосканский Фердинанд III, в это время был великим герцогом Вюрцбургским. В этот период некоторые помещения дворца («тосканские комнаты») были оформлены в неоклассическом стиле, на который повлиял и наполеоновский ампир.
В 1821 году в Резиденции родился принц-регент Баварии Луитпольд, во время своего правления (1886—1912) заботившийся об украшении Резиденции, в частности, открывший перед ней в 1894 году «Франконский фонтан».
Во время бомбардировки Вюрцбурга 16 марта 1945 года Резиденции был причинён значительный ущерб, ряд её залов полностью утрачен (при этом центральная её часть, включая роспись Тьеполо и оформление Белого и Императорского залов, уцелела). Большую роль в консервации повреждённого шедевра вскоре после занятия города войсками союзников сыграл американский искусствовед Джон Скилтон. Масштабные работы по реставрации развернулись в 1960-1970-е годы и завершились лишь осенью 2006 г.; часть экспозиции Резиденции посвящена истории восстановительных работ.
Библиография
- Willi Feuerstein: Geschichte des Hochstifts Wurzburg unter H. (Diss. masch. Wurzburg), 1924; — NDB X, 98; — LThK V, 550. Elisabeht Baumann, Burkhard von Roda, Werner Helmberger: Residenz Wurzburg und Hofgarten. Amtlicher Fuhrer, 200 Seiten, Verlag: Bayerische Verw. d. staatl. Schlosser, Garten u. Seen; Auflage: 13., neubearb. Aufl. (Oktober 2001) ISBN 3-932982-41-X Verena Friedrich: Rokoko in der Residenz Wurzburg. Studien zu Ornament und Dekoration des Rokoko in der ehemaligen furstbischoflichen Residenz zu Wurzburg. (Bayer. Schlosserverw. Forschungen zur Kunst - und Kulturgeschichte Bd. IX.) Munchen 2004.
Опубликовано пользователем Valeratal