Палаццо Скифанойя
Дворец (палаццо)
Палаццо СкифанойяPalazzo Schifanoia
: 44°49?52 с. ш. 11°37?44 в. д. / 44.831° с. ш. 11.629° в. д. / 44.831; 11.629 (G) (O) (Я)
Палаццо Скифанойя (итал. Palazzo Schifanoia) — дворец в Ферраре, знаменитый своими фресками, выполненными мастерами раннего Возрождения.
История палаццо
Дворец был построен в 1385 году по распоряжению Альберто V д’Эсте (Alberto V d’Este), маркиза Феррары. Название Schifanoia происходит, вероятно, от «schivar la noia» (итал. презирать скуку) и указывает на первоначальное назначение дворца.
Первоначально одноэтажное здание было расширено в 1391 году, а затем существенно перестроено при Борсо д'Эсте (Borso d’Este, 1450—1471), который в 1465 году приказал архитектору Пьетро Бенвенути (Pietro Benvenuti degli Ordini) надстроить сооружение вторым этажом, служившим герцогской квартирой и на котором был устроен впоследствии знаменитый своими росписями Зал Месяцев (Salone dei Mesi). Фасад дворца был украшен мраморным порталом работы Амброджо да Милано (Ambrogio da Milano), увенчанный гербом рода д’Эсте.
В конце XV века, в 1493 году, дворец претерпевает последнее расширение: к востоку архитектор Бьаджо Россетти (Biagio Rossetti) пристраивает ещё один зал. Тогда же завершающий задние карниз в виде зубцов заменяется на существующий ныне.
С падением рода д’Эсте в 1598 году начинается период запустения. В 1703 году Скифанойя была передана семье Тассони (Tassoni) в долгосрочную аренду, а та передала часть здания фабрике для производства табака. Именно тогда были разрушены лоджия и лестница в саду, а фрески закрыты белой штукатуркой. После наполеоновских войн дворец был конфискован и приобретен жителем Феррары Джакомо Майолем (Giacomo Mayol). Фрески были вновь открыты лишь в 1821 году главным образом благодаря любопытству и упрямству реставратора Джузеппе Сароли (Giuseppe Saroli). Это послужило началом долгой кампании за превращение дворца в музей, увенчавшейся в 1898 году полным успехом: дворец был выкуплен муниципалитетом и переоборудован под нужды городского музея и библиотеки. Ныне дворец является одним из Городских музеев старинного искусства (Musei Civici di Arte Antica).
Зал Месяцев
Зал Месяцев был расписан в 1469-71 гг. несколькими (предположительно пятью) феррарскими мастерами, из которых два известны наверняка — Франческо дель Косса и Бальдассаре д'Эсте. Программу росписи помогал разрабатывать придворный астролог двора Эсте Пеллегрино Пришани. Фрески, занимавшие весь периметр парадного (второго) этажа, представляли собой сложную и пёструю композицию, символически иллюстрирующую двенадцать знаков зодиака.
Фреска каждого знака зодиака состоит из трёх блоков — верхнего (триумф соответствующего знаку языческого бога), среднего (собственно знак зодиака) и нижнего (сцены мирской жизни). Полностью сохранились фрески Овен (условно Март), Рак (Июнь), Лев (Июль), Дева (Август) и Весы (Сентябрь). Нижние блоки Тельца (Апрель) и Близнецов (Май) сохранились фрагментарно.
Фрески верхнего яруса изображают триумфы олимпийских богов-покровителей созвездий. Согласно Астрономикону:
О божествах – покровителях созвездий, о том, кому какого бога назначила природа, дав великим добродетелям божественное воплощение, соединив в богах священные силы, дабы личность придала весомость понятиям. Паллада – покровительница Овна, Цитерея – Тельца, Феб – стройных Близнецов, Меркурий – Рака, Юпитер и Мать богов владеют Львом; Дева принадлежит Церере; Весы – сделавшему их Вулкану; воинственный Скорпион отдан Марсу, Диане – охотник, полумуж-полулошадь; Веста греет ущербные звёзды Козерога; напротив Юпитера – звёзды Водолея, принадлежащие Юноне; Нептун объявляет своими эфирных Рыб.
— Астрономикон, кн. 2, 435-450[1].
Вокруг триумфаторов изображены аллегорические сцены.
В среднем ярусе — знаки зодиака данного месяца в сопровождении 3 фигур. Эти фигуры были идентифицированы лишь в начале XX века Варбургом как деканы, то есть управители 36 частей зодиакального круга (по 3 в каждом знаке зодиака). Образы тридцати шести деканов, сгруппированных по соответствующим знакам зодиака, были описаны в ряде магических сочинений, в том числе в Пикатрикс. В нижеследующей таблице для сравнения представлены образы трёх деканов Овна:
Изображение в Зале Месяцев Описание в «Пикатрикс»[2] Описание в «Тенях» Бруно[3]
Фрески нижнего яруса передают течение земной жизни, отражающее круговорот небесных светил. В них (в зависимости от времени года) на переднем плане — сцены из жизни феррарского двора герцога Борсо д'Эсте. Он окружен придворными, министрами и священнослужителями, вершит правосудие, принимает венецианского посла, разговаривает со своим шутом Сколлой, с нищим, охотится и т. д. Также в нижних блоках изображены различные мирские (городские и крестьянские) занятия и развлечения.
Сцены придворной жизни дополнялись большими композициями во всю ширину стен, которые почти не сохранились — кавалькады, турниры и т. п. На южной стене была фреска «Борсо провозглашается герцогом Феррары» (не сохранилась). В самой нижней части стен помещалось 12 добродетелей. Над порталом в медальоне был помещен портрет герцога с надписью IVSTICIA. «Искусство Коссы достигает своих вершин, когда эта обаятельная голова старого герцога, так странно похожая на голову Roi Soleil, становится центром для группировки других, когда милостивая улыбка Борсо освещает склоненные к нему лица проницательных седых министров и смущенных своей красотой пажей» (П. П. Муратов).
Примерный перечень изображенных сюжетов представлен в нижеследующей таблице:
Изображение Месяц Верхний ярус Средний ярус Нижний ярус Художник
Восточная стена
Северная стена
Уверенно идентифицирована лишь принадлежность фресок восточной стены Франческо дель Косса на основе его писем. Фрески северной стены принадлежат разным мастерам, но атрибутируются различными учеными по-разному. Бальдассаре д’Эсте включен в число авторов, так как известно, что в 1471 году ему было поручено сделать некоторые доделки и переделки во фресках, например, переписать 36 портретных изображений. Возможно, ему принадлежит группа всадников на северной стене рядом с «Июлем».
Опубликовано пользователем Valeratal