Домский собор (Рига)
: 56°56?57 с. ш. 24°06?16 в. д. / 56.94917° с. ш. 24.10444° в. д. / 56.94917; 24.10444 (G) (O) (Я)
Рижский Домский собор (латыш. Rigas Doms, нем. Dom zu Riga) — кафедральный собор города Риги[1], его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D. О. М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади).
История
Домский собор на почтовой марке Латвии, 1998
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно — немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».
В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века часть Домской площади вдоль северной стены и восточной алтарной части собора была раскопана до позднесредневекового горизонта и углубились на 2 метра относительно оставшейся территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.
В 1991 году собор передан ЛЕЛЦ[2]
Современность
В начале 2011 года была начата реставрация Домского собора и монастыря прилегающего к нему. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке Европейского фонда регионального развития.
Реконструкция должна продлиться 10 лет и в неё будет вложено 38 миллионов лат. В первые два года планируется восстановить крышу собора, его башню, фасады, витражи, а также большую часть внутренних помещений. Данная реставрация играет большую роль в сохранении этого архитектурного строения.[3]
Орган
Главной достопримечательностью Домского собора является его орган, установленный в 1883-1884 годах. Орган был изготовлен фирмой «E. F.Walcker & Co» из города Людвигсбург.[4] Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.
Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599—1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, конструкциям и красоте интонировки, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.
В 1981-1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» выполнила реставрацию органа.[5]
Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Франц Лист и Макс Регер.[4]
Музеи в архитектурном ансамбле Домского собора
В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля. Собрание музея насчитывает порядка 500 000 экспонатов, связанных с историей, культурой и бытом Риги, а также ценная коллекция по истории латвийского мореходства.
Собор в искусстве и культуре
- Николай Рерих посвятил Домскому собору две картины — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор» (1903).[6] Домский собор — один из символов Риги, и его изображение присутствует на большом количестве сувенирной продукции, открыток, картин и т. п. Виктор Астафьев в своих «Тетрадях» посвятил целую главу Домскому собору, где описал свои впечатления от этого строения.
Опубликовано пользователем Valeratal