Казанский кремль
Казанский кремль
Казанский кремль
Местоположение
Год постройки
Протяженность стен
Количество башен
Количество сохранившихся башен
Количество ворот
Высота башен
Высота стен
Культурное наследиеРоссийской Федерацииобъект № 1610053000
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Ссылка: 980 рус. • англ.Год внесения: 2000Тип: Культурный объектКритерии: ii, iii, iv
Казанский кремль (тат. Казан кирмне, Qazan kirmane) расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки. Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Общая площадь кремля составляет 150 000 квадратных метров, окружность 1800 м. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.
История
Древнейшая история кремля
До наших дней не сохранилось письменных свидетельств возникновения кремля, но по официальной версии город Казань был основан в начале X века. В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирмн). Какие-либо письменные источники на этот счёт отсутствуют.
XII—XIV вв. Булгарская крепость
Наиболее ранние археологические находки были найдены в северной части кремля, ближе к Казанке, там где находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение и позднее, в течение столетия, крепость Казанского ханства. Исследователи расходятся относительно датировки деревянных крепостных сооружений древнейшего периода: некоторые полагают, что булгарское торговое поселение было укреплено уже в X веке, другие — только в XII веке. Относительно характера укреплений ученые также расходятся, одни полагают, что каменные стены частично были возведены уже в XII веке, другие полагают, что лишь в XV или в XVI веке, после реконструкции кремля по указу Ивана Грозного псковскими зодчими. Со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды: в 1236 году монгольские орды во главе с Батыем вторглись в пределы Волжской Булгарии и разорили её столицу Булгар, а в 1240 году Булгария, как и русские княжества, окончательно оказалась в подчинении Золотой Орды. Часть булгар бежала в районы речки Казанки и основали Иски-Казань, город в 45 километрах от Казани. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного Казанского кремля, служившей резиденцией булгарских князей до 1445 года.
XV — первая половина XVI века. Ханская крепость
После распада Золотой Орды — кремль стал центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Осенью 1445 года ордынский хан Улу-Мухаммед с отрядом в 3000 воинов[1] захватил Казань, казнил булгарского князя Алим (Азиз)-Бека, основав таким образом Казанское ханство на руинах Волжской Булгарии, и вскоре возобновил ордынскую систему сбора дани с Московского княжества.
Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней Сююмбике
Ханская цитадель была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие ворота, Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», проток, соединявший реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищенной юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» — каменные). Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи. Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре[2], где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора. Тезицкий (тезик араб. — купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище.
Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля псковскими зодчими
После осады Казани Иваном Грозным в 1552 год крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного), как повествует летопись «Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле», для чего псковским старостам «да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне в Казани новый город Казань делати, прибрати двести человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет человек пригоже». Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большая часть стен и башен кремля возвели из дуба. Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.
Церковь Киприана и Иустинии, XVI век (снесена после 1917 г.), на заднем плане колокольня Спасского монастыря
Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор, церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасскую (в честь иконы Нерукотворного Образа) церковь у Спасской башни, а также два монастыря — Троице-Сергиевский с деревянными Троицким и Сергиевским храмами и Спасо-Преображенский, с каменным храмом Николы Ратного и каменным, из тесаного известняка, подклетом деревянного (в XVI веке) Преображенского собора.
Долгое время (более полутора веков) в казанском кремле сохранялось пять каменных зданий ханского времени (ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи), используемых в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но со временем за ветхостью они были разобраны. Англичанин Д. Флетчер оставил примечательные воспосминания о российских кремлях в XVI веке: «четыре крепости — Смоленская, Псковская, Казанская и Астраханская построены весьма хорошо и могут выдержать всякую осаду… их почитают неприступными». Интересное свидетельство кремля и города рубежа веков оставил в 1599 году направленный к царю Борису Годунову секретарь персидского посольства Орудж-бек (впоследствии принявший в Испании христианство и далее известный как Дон Хуан Персидский): «Мы прибыли в очень большой город, принадлежащий русскому царю. Он называется Казань и имеет более пятидесяти тысяч жителей-христиан. В городе множество церквей и в них столько больших колоколов, что в канун праздника невозможно заснуть. … Все дома этого города деревянные, но есть большая и сильная крепость с каменными стенами; в ней находится весьма значительное число ратников, которые ночью держат посты — все равно как в Испании, Италии и Фландрии».
XVII век
После пожара 1672 года в кремле началось кирпичное строительство, ряд башен в том числе Спасская были значительно перестроены московскими (судя по стилистическим критериям) зодчими.
XVIII век
План Казанского кремля 1730 года
Вследствие расширения российского государства казанский кремль утратил военную функцию, однако укрепился как административный и культурный центр Поволжья. в 1708 году была образована Казанская губерния, что отразилось и на архитектурном облике кремля, в течение последующих столетий в нём были возведены Губернаторский дворец, здания присутственных мест, юнкерское училище, новый архиерейский дом, здание духовной консистории, значительно реконструирован Благовещенский собор.
Пугачёвское восстание 1773-1775 годов вновь обратило казанский кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачёва были вынуждены отступить от Казани. Тем не менее, Емельян Пугачев всё же побывал в кремле Казани — он содержался там в одном из казематов перед отправкой на казнь в Москву.
C 1774 года архитектор В. И. Кафтырев начал воплощать в жизнь высочайше утвержденный регулярный план городской застройки Казани, в котором предусматривалось возведение в кремле ансамбля Присутственных мест. Началась комплексная застройка прилегающих к кремлю площадей и улиц. Он стал её отправной точкой — от него радиально отходили широкие улицы.
XIX век
Кремль на гравюре Эдварда Турнерелли, 1839 г. Казанский кремль в 1894 г.
В 1800 году издатель и просветитель Максим Невзоров оставил описание главной крепости обширной Казанской губернии: «В ней находится соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины». Во время Наполеоновского нашествия, на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. К концу XIX века сложился как сам внутренний архитектурный комплекс кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль.
XX век
После революции 1917 года, в 1920—1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлевских церквей. В советский период продолжается археологическое изучение кремля (с 1917 года: Н. Бороздин, Н. Калинин, с 1976 года — А. X. Халиков), начатое ещё в XIX веке профессором Казанского университета Н. П. Загоскиным, П. А. Пономаревым и другими казанскими краеведами. В1960-е была образована Татарская реставрационная мастерская. С образованием Республики Татарстан в 1992 году казанский кремль становится резиденцией её президента. В 1993-1994 годах были разработаны «Основные направления реконструкции и развития комплекса Казанского Кремля». 22 января 1994 года указом президента Республики Татарстан создаётся Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», положивший начало планомерному научному изучению и реставрации комплекса Кремля. Была отреставрирована большая часть оборонительных стен, а также три башни — Преображенская, Тайницкая, Воскресенская. Основания четырёх ранее обрушившихся и разобранных башен были изучены археологами, после чего была выполнена их консервация и музеефикация. Также консервации с музеефикацией подверглись несколько объектов XV-XVI веках в древней части Кремля: археологические остатки одного из представительских зданий из комплекса ханского двора, ханской мечети, усыпальницы казанских ханов. Было начато возведение мавзолея для перезахоронения останков ханов, извлеченных во время раскопок. В ходе раскопок был также обнаружен погост Троицкого монастыря, некрополь и «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря, где под толщей асфальта и щебня (после взрыва Преображенского собора в 1930 г.) сохранились захоронения местночтимых казанских святых. С помощью укрепления фундаментов удалось остановить падение башни Сююмбике (с отклонением от оси почти на 2 метра). В это время полностью отреставрирован губернаторский дворец (с возрождением дворцовой анфиладной планировки и парадной площади перед главным фасадом) и Дворцовая церковь.
Памятник русскому и татарскому зодчим у Благовещенского собора
Также были отреставрированы четыре здания, входящие в комплекс Пушечного двора. В комплексе Архиерейского двора отреставирован кафедральный Благовещенский собор. В 1995 году начались работы по воссозданию легендарной мечети Кул Шариф и реставрации интерьеров: раскрытию фресок, воссозданию иконостаса кафедрального Благовещенского собора. Под собором был расчищен подземный храм «Всех святых» с некрополем Казанских архиереев, отреставрирована келья первосвятителя казанского Гурия, примыкающая к собору с юга. Комплекс мечети был изначально запланирован как культовый, культурно-просветительский и мемориальный центр, поэтому в нижнем этаже здания разместили Музей Ислама. 30 ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казанский кремль вобрал в себя достижения татарского и русского градостроительного искусства, в память об этом в кремле в сквере у Благовещенского собора поставлен памятник русскому и татарскому зодчим.
Архитектурный ансамбль Казанского кремля
Башни и строения казанского кремля: 1. Спасская проездная башня. 2. Юго-западная круглая башня. 3. Преображенская проездная башня 4. Многогранная башня (не сохранилась) 5. Безымянная круглая башня 6. Северо-западная круглая башня (не сохранилась) 7. Тайницкая проездная башня. 8. Северная круглая башня (не сохранилась). 9. Воскресенская проездная башня. 10. Северо-восточная круглая башня (не сохранилась). 11. Дмитриевская проездная башня (не сохранилась). 12. Консисторская круглая башня 13. Юго-восточная круглая башня. 14. Благовещенский собор. 15. Церковь Николы Ратного Спасо-Преображенского монастыря 16. Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря 17. Гауптвахта. 18. Башня Сююмбике. 19. Дворцовая церковь 20. Губернаторский дворец 21. Северной корпус Артиллерийского двора 22. Консистория 23. Архиерейский дом 24. Главный корпус Артиллерийского двора 25. Юнкерское училище. 26. Манеж 27. Губернская канцелярия (Здание присутственных мест). 28. Мечеть Кул-Шариф. 29. Западный корпус Артиллерийского двора 30. Южный корпус Артиллерийского двора
Стены и башни
После завершения строительства стен и башен псковскими зодчими, в кремле было 13 башен, из которых 5 — проездных, 7 круглых и 1 пятигранная в плане. Из-за ветхости в XIX веке были разобраны Северная, Восточная, Пятигранная и одна безымянная западная башня. При реконструкции в 1 половине XVIII века Спасская и Тайницкая башни были надстроены дополнительными кирпичными ярусами, кирпичные завершения приобрели также Преображенская, Консисторская и вторая безымянная Западная башни. В XIX веке Дмитровская башня была разобрана, на её месте появилась проездная арка, а Воскресенская башня утратила надвратную церковь. Прясла между башнями первоначально завершались прямыми зубцами, крытыми тесаной кровлей, а к 17-18 в. приобрели вид боевой стены с арочными украшениями — «ласточкиными хвостами» на её фасаде. Кладка стен и башен была выполнена на известковом растворе.
Башни кремля
Далее по часовой стрелке перечислены кремлевские башни.
Изображение Описание
Спасская башня
Юго-западная круглая башня
Преображенская башня
Многогранная (пятигранная) башня также построена псковскими зодчими. Сохранился остов.
Безымянная круглая башня
Северо-Западная башня. Сохранился остов.
Тайницкая башня
Северная круглая башня. Сохранился остов. Построена московскими зодчими в XVII веке. Разобрана после пугачевской осады Казани.
Воскресенская башня построена в кирпиче, предположительно (по стилистическим критериям), московскими зодчими в 1670-е годы. Проездная, имеет кубическую форму.
Северо-восточная круглая башня
Дмитриевская проездная башня разобрана после пугачевского штурма. Название башня получила от стоявшей рядом с ней церкви св. великомученика Димитрия Солунского.
Консисторкая башня
Юго-Восточная круглая башня
Башня Сююмбике
Башня Сююмбике и Дворцовая церковь
В датировке постройки башни ученые расходятся. В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева»[3] башня ориентировочно датируется 1645—1650 годом. Сторонники гипотезы возникновения башни после 1552 года в качестве дозорной указывают на сходство башни Сююмбике с Боровицкой башней Московского кремля. Известный казанский краевед, профессор Казанского Императорского университета Н. П. Загоскин в XIX веке считал вопрос с датировкой башни открытым и склонялся к версии её возникновения в ханский период. Возможно, башня была построена в период правления хана Шах-Али, установившего добрые отношения с московским князем. Высказываются предположения, что московский князь мог прислать для постройки башни в Казань мастеров, строивших Московский кремль, что и могло в итоге сказаться на сходстве башни Сююмбике с Боровицкой башней.
Архитектура башни
Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре — восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни — сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками»[4]. Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х — российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне. Башня занесена в список сорока падающих башен мира. Её отклонение от вертикали составляет 2 метра. Отклонение произошло по причине проседания фундамента в одной части. На сегодняшний день падение башни остановлено.
Дворцовая церковь
Дворцовая (Введенская, освящена с 1859 в честь Сошествия Св. Духа) церковь
В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева»[3] авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.
Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I, посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря, и Воскресенский собор — Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объёмов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.
Чередование 4 и 8-гранных объёмов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.
Губернаторский дворец
Президентский (быв. Губернаторский) дворец
Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке — обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле[5]. Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К. А. Тон, автор проекта Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского, одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада — ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь). В советский период в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР. В настоящее время является резиденцией Президента Республики Татарстан и потому называется Президентский дворец.
Мечеть Кул-Шариф
Мечеть Кул-Шариф
Мечеть Кул Шариф — главная джума-мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005 года); расположена на территории Казанского кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Названа в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Купол высотой 36 м декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки». Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Архитектурно-художественное восьмиминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Сооружена из белого мрамора и гранита, купол и минареты бирюзового цвета.
Благовещенский собор
Благовещенский собор и колокольня в начале XX века
Построен в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально был почти в два раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Свод покоится на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах. Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенных папертью, которая огибала центральный кубовидный объём собора.
В XVIII и XIX веке ряд переделок радикально изменил облик собора, в особенности вид с западной стороны. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в виде так называемой «бани» в стиле украинского барокко. Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1694 году при митрополите Казанском Маркелле. К 1821 году Христорождественский храм сильно обветшал и техническая комиссия предложила на его месте построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Казань в 1836 году, предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив собор на запад. По проекту казанского губернского архитектора (1834—1844) Фомы Петонди (1794—1874) собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо XVIII века. Эта реконструкция сделала собор более удобным для молитвы, однако сильно изменила его первоначально гармоничный облик. С тех пор экстерьер собора не изменялся, если не считать разрушения построенного по проекту Ф. Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной коммунистами в 1928 году великолепной 5-ярусной колокольни XVII века, хранившей самый большой колокол Казани. Вес его составлял 1500 пудов (около 24570 кг).
Спасо-Преображенский монастырь
Преображенский собор и колокольня Спасского монастыря в начале XX века
Основан в XVI веке св. Варсонофием. В период Казанского ханства на территории, находившейся в то время за стенами крепости, на месте, где в настоящее время находятся руины музеефицированного комплекса Спасского монастыря, располагалось кладбище. Эта территория продолжала служить некрополем и в последующие столетия: «на старинном монастырском некрополе в течение XV—XX вв. упо
Опубликовано пользователем Valeratal