Военная галерея
Военная галерея
Г. Чернецов, 1827 Расположение в зданиях Эрмитажа Э. П. Гау, 1862 К. К. Пиратский, 1861
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).
Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.
В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».
Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.
Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.
Содержание
Формирование списка участников Военной галереи
Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях[1]. Инспекторским департаментом Главного штаба были составлены предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею[2]. В декабре 1819 года списки были предоставлены Главным штабом специальному аттестационному комитету, созданному 18 (30) августа 1814 года для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. В августе 1820 года аттестационный комитет закончил свою работу[2]. Однако, не все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Так, например, кандидатура генерал-майора графа М. А. Дмитриева-Мамонова не рассматривалась, потому что в аттестационный комитет не был доставлен его формулярный список[2], М. Ф. Орлов, получивший звание генерал-майора за взятие Парижа в 1814 году, по непонятным причинам был отвергут аттестационным комитетом[2], а П. П. Пассек был вычеркнут из списка лично императором Александром I — без объяснения причин[2]. В то же время, граф А. А. Аракчеев, во время войны занимавшийся вопросами снабжения и тылового обеспечения армии, но в боевых действиях участия не принимавший, в Военную галерею был включён.
Генерал-лейтенант А. В. Сибирский был утверждён для внесения в Военную галерею в 1822 году. К её открытию в 1826 году портрет ещё не был написан и на стену была помещена рама, затянутая зелёным шёлком, с именной табличкой. 22 ноября 1833 года министр Императорского Двора князь П. М. Волконский по приказу императора Николая I распорядился не начинать работу над портретом Сибирского. При этом пустая рама в галерее была оставлена. 3 января 1836 года «Высочайшим повелением» вместо так и не написанного изображения А. В. Сибирского в Военной галерее был размещён портрет генерал-лейтенанта А. Б. Фока. По мнению ряда историков, например, В. М. Глинки, Сибирский был исключён из Военной галереи за положительную аттестацию служивших под его началом декабристов П. И. Пестеля, Н. И. Лорера и П. В. Аврамова[3][1]. Историк А. А. Подмазо оспаривает эту версию, считая, что если бы император-самодержец захотел наказать Сибирского за «симпатии» к декабристам, он вряд ли стал тянуть десять лет. По мнению Подмазо, причиной исключения генерал-лейтенанта из Военной галереи стала жизнь не по средствам, вылившаяся в суд за крупную растрату казённых денег[2].
Генерал-майор, активный деятель движения декабристов, С. Г. Волконский был включён в список для размещения в Военной галерее. Написанный в 1823 году[4] 7 сентября 1825 года портрет передан из мастерской Джорджа Доу гофмаршалу императорского двора[2]. Бытует мнение, причём как в массовом сознании[5], так и у историков[3][4], что после восстания декабристов написанный портрет был изъят из галереи, а пустая рама была затянута шёлком. Однако, это не согласуется с тем, что проектирование Военной галереи было начато весной 1826 года, через несколько месяцев после событий на Сенатской площади. Строительство зала Военной галереи было начато в июне 1826 года, в то время как Волконского приговорили к смертной казни (заменённой на двадцатилетний каторжный срок). Естественно, размещение портрета государственного преступника в зале славы Отечественной войны не планировалось. Изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось[2]. Портрет Волконского в 1903 году был помещён в галерее вместо пустой рамы, ошибочно помеченой подписью «Г. В. Грековъ 8й, Г. М.»[6].
Схема развески
Портрет Александра I работы Крюгера, в торце галереи
Левая сторона
5-й ряд 4-й ряд 3-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд 4-й ряд 5-й ряд
И. Н. Эссен
М. Ф. Влодек
А. А. Протасов
З. Д. Олсуфьев 1-й
Г. А. Шостаков
В. Н. Шеншин
Трощинский
С. Н. Ушаков 2-й
А. И. Грессер
И. С. Леонтьев
С. Н. Ланской
Т. И. Збиевский
А. А. Карпов 2-й
М. Д. Балк
С. С. Потоцкий
А. А. Засс 1-й
Б. Я. Княжнин 2-й
Кнорринг 3-й
М. Рылеев 1-й
Д. Д. Курута
В. В. Орлов-Денисов
Выход в Георгиевский зал
Развеска — 2
Левая сторона
5-й ряд 4-й ряд 3-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд 4-й ряд 5-й ряд
Вадбольский
К (Ц). А. Крейц
Н. Ф. Титов
Опубликовано пользователем Valeratal