Обычаи и традиции Ганы
Многочисленные ганские племена имеют древнюю историю. По данным археологов первые крупные поселения на территории страны появились в IV тысячелетии до н. э. С тех пор здесь прокатилось несколько волн переселения, основные из которых двигались в широтном направлении из районов Сахары и Сахеля. Поэтому многочисленные местные этносы обладают колоссальным набором культурных и исторических традиций, и каждое из них заметно отличается от соседей как по фенотипу, так и по обычаям и традициям.
Жители Ганы в большинстве своем прекрасно говорят по-английски, преподавание которого входит во все школьные программы страны. Даже в самых отдаленных районах местные жители знают хотя бы простейший набор общеупотребительных английских слов, поэтому общение с ними обычно не вызывает никаких затруднений. Однако местный вариант английского содержит множество слов, заимствованных из языков "тви", "ашанти" и других наречий, поэтому некоторые слова зачастую несут совсем иной смысл, чем в каноническом английском. В северных областях и среди ганских мусульман широко распространен язык "хауса".
Гана - очень консервативная страна. Уже пару веков здесь господствует христианство, причем в самой строгой - пресвитерианской его разновидности. Христиане преобладают на юге страны, в то время как на севере царит ислам. И при этом представители всех конфессий мирно уживаются между собой и даже более того - нередки всевозможные "совместные мероприятия" и общее участие в различных праздниках и церемониях. Во многих местах наблюдается интересное сращивание христианских и исламских культов с традиционными местными верованиями, образующее сложный комплекс верований и традиций. Многие ганцы, считая себя христианами, продолжают поклоняться предкам, духам и "меньшим богам", а святыни анимистических культов до сих пор в изобилии разбросаны по всей стране.
Результатом столь сложного смешения верований стало формирование огромного количества всевозможных ритуалов и обычаев, которые сопровождают каждый этап жизни человека, начиная с рождения и обучения, и заканчивая смертью человека и следующим за ней перевоплощением личности. Даже сбор урожая или строительство дома здесь являются причиной целого комплекса обрядов и церемоний, призванных обеспечить благополучное завершение начинания. Соблюдение многочисленных обычаев и связанных с ними церемоний для ганцев крайне важно. Часто эти церемониалы служат и более обширным целям - все они подразумевают участие всех семейств и кланов, поэтому служат еще и местом разрешения споров и конфликтов, а также используются для передачи молодому поколению народных традиций. В большинстве обрядов используются специальные ритуальные троны, символизирующие власть и душу места (помещения). Атеисты же в большинстве районов страны просто считаются "пустыми" или "мертвыми изнутри".
Эти же причины объясняют консервативность ганцев практически во всех аспектах жизнедеятельности. Они бывают буквально потрясены видом европейской женщины в бикини, хотя ганские женщины считаются одними из самых красивых в Африке и уж точно - самыми грациозными жительницами континента. Столь же мощное неприятие у местных жителей вызывает купание топлесс или появление в общественном месте в шортах. Вообще местные жители используют для обозначения всех поступков туристов, не укладывающихся в их систему ценностей, слово "обурони" или "тубаб", что не является чем-то оскорбительным, а просто обозначает все неафриканское.
Племена акан или ашанти являются самой большой этнической группой Ганы и одной из немногих матриархальных общин Западной Африки. Некогда населявшие блестящую Империю Ашанти, славившуюся богатством их правителей, в наши дни они широко известны своими ремесленниками, особенно мастерами-резчиками и ткачами, изготавливающими красочную ткань "кенте". Интересно, что "кенте", представляющая собой яркие узкие полосы из хлопчатобумажной ткани, всегда ткется на открытом воздухе и исключительно мужчинами. "Кенте" очень популярна в южной части страны и, в отличие от других форм традиционного ткачества, носится только в особо торжественных случаях.
Женщины ашанте имеют гораздо больше полномочий, чем в других африканских культурах. Согласно местным верованиям, люди получают свою кровь от матери, а дух - от отца. Поэтому мать и отец в местных верованиях занимают важнейшее место, а уважение к старшим, почитание предков и вера в бога являются здесь краеугольным камнем общественной морали. Все члены общества могут рассчитывать на достижение признания или социального положения только через клан или семейство. Родственники обычно живут близко друг к другу, иногда даже в пределах одного дома. Бездомности в небогатой в общем-то стране не существует, взаимопомощь и поддержка даже между членами разных кланов воспринимаются здесь как нечто само собой разумеющееся. Даже если кто-то переезжает из деревни в город, вся община поддерживает как их переселение, так и возможное возвращение обратно. До сих пор молодой паре просто необходимо согласие их семей для вступления в брак, даже если они живут далеко за границей.
В отличие от других западноафриканских племен, жители Ганы почти не используют в своих культах ритуальные маски, хотя нельзя сказать, что они не верят в сверхъестественные силы этих традиционных изделий. В Гане для этих целей чаще используются деревянные или глиняные статуэтки, которые помещают на алтари святилищ. Такие куколки или просто искусно выполненные головки можно увидеть практически повсеместно - в домах, на одежде и в храмах. Характерной чертой таких фетишей являются несколько гипертрофированные части тела, особенно голова, ягодицы, грудь и пупок. А маски, в изобилии встречающиеся на рынках, либо привозятся из соседних стран, либо являются просто точными копиями каких-то известных образцов. Но в любом случае при покупке их следует проявлять особую осторожность - многие из них использовались ранее в качестве каких-то культовых предметов (особенно привозные), поэтому, как считается, могут нести определенную опасность их владельцу.
Рассказывание сказок и притч - одно из любимых способов времяпрепровождения местных жителей. Типичные образцы местного фольклора включают в себя различные исторические повествования, поэмы, легенды и, обязательно, музыкальные и песенные образцы. Часто такие истории сопровождаются ритмичным подыгрышем на барабанах "атсимеву", "кпалого", "кагану", "киди" или "сого", в сопровождении "ганкоги" (железный гонг), "аксатсе" (род маракаса) и продольных флейт. Очень популярны различные легенды, пересказываемые стариками. Они обычно используются для воспитания молодежи в духе местных традиций. Ну а любимый герой большинства сказок - паучок Ананси, широко известен далеко за пределами Африки.
Похороны - одна из важнейших церемоний в обрядовости местных жителей. Обычно это печальное событие собирает всех жителей общины и обязательно сопровождается всевозможными обрядами и церемониями. Характерной чертой местных традиций является особое оформление гробов - ганцы считают, что он должен передавать род деятельности усопшего при жизни. Поэтому здесь можно встретить гроб в виде самолета или ботинка, причем изготавливаются они лучшими мастерами и зачастую представляют собой настоящие произведения искусства. Считается, что лучшие резчики по дереву живут на западном побережье Ганы, в исторических городах Дуаква и Менса-Кром.
Правилами хорошего тона рекомендуется обращение к друг другу с соблюдением всех формальных званий, поэтому нередко можно услышать представление вроде "доктор Мбанга, коммерсант" и сокращать эти титулы не рекомендуется. Как и в большинстве стран Западной Африки, здесь не стоит использовать левую руку для приветствия или приема пищи. Принято назначать любые встречи заранее, пунктуальность настоятельно рекомендуется.
В одежде принят достаточно неофициальный, но не спортивный, стиль. Легкое "тропическое" платье будет уместно практически для всех случаев, кроме официальных приемов. Но следует избегать шорт, мини-юбок и излишне открытой одежды - это может вызвать неадекватную реакцию у местных жителей.
Опубликовано пользователем Valeratal