Афины
Столица Греции - один из немногих городов планеты, чье имя давно уже стало нарицательным. История Афин насчитывает более семи тысяч лет - знаменитый холм Акрополь, доминирующий над окрестностями и имевший источники пресной воды, был обитаем уже в эпоху позднего неолита, а первый дворец здесь построили микенцы еще в XIV веке до н. э. В отличие от других микенских центров, Афины не были оставлены и в период дорийского вторжения (приблизительно 1200 г. до н. э.), что впоследствии послужило для местных жителей поводом гордиться своим "чистым ионическим происхождением". И несмотря на то, что в эпоху ранней античности город явно уступал по размерам и могуществу Коринфу, Фивам или Спарте, именно Афины стали признанным центром эллинистического мира. Здесь зарождались "драконовские законы" и основы демократии, формировались многочисленные философские и художественные школы, отсюда отправлялись колонисты на новые земли в Малой Азии и Причерноморье, именно афиняне не раз становились опорой греков в сопротивлении иностранным захватчикам. Неоднократно разрушенный захватчиками и вновь отстроенный, "город богини мудрости" мало пострадал даже в эпоху становления христианства, когда многие древние памятники были разрушены или перестроены в новые храмы. Интересно, что даже совершенно языческие по своей сути афинские философские школы были закрыты императором Юстинианом лишь в 529 г. н. э., тогда же первый раз перестроили в базилику и Парфенон. Вторжение турок в 1456 году нанесло древним памятникам города колоссальный урон - Акрополь стал резиденцией турецкого паши, а Парфенон использовался как мечеть, но, как ни парадоксально, именно это и сохранило многие древние здания от разрушения.
После кровопролитного восстания 1821-1834 годов и обретения независимости в Афинах проживало только 5000 человек, а две трети города лежало в руинах. В 1834 году новый король Отто перенес столицу страны из Нафплиона в Афины, хотя население его от этого выросло не сильно, а археологи лишь наметили план раскопок древнего города, почти скрытого к тому времени под более поздними наслоениями. Только после "Малоазиатской катастрофы" сотни тысяч греков, бежавших от турецкого геноцида, начали заселять окраинные кварталы и Пирей, и именно с этого периода Афины начали обретать свой современный вид, хотя еще долго город развивался без всякого плана, что хорошо заметно в наши дни. К концу 1960-х, так называемые Большие Афины (интересно, что по-гречески Афины - единственное число) заняли уже всю долину между горами Пенделикон и Парнис и морем, протянувшись на север чуть ли не до знаменитого Марафона. Узкие улицы-каньоны, индустриальные предместья, жилые дома-коробки и вечно висящий над городом смог (по-гречески - "нефос") делают Афины не лучшим местом для отдыха. Однако музеи и исторические памятники компактной центральной части привлекают сюда миллионы туристов.
- Неизвестный Солдат на стене здания Парламента
- Уличный рынок
- Церковь Panaghia Kapnikarea
- Руины Библиотеки Адриана
Достопримечательности
Акрополь
Акрополь - визитная карточка и самый хорошо заметный ориентир Афин. Скала Акрополя, коронованного драматическими руинами Парфенона, стала для всего мира именем нарицательным, да и в каждом греческом городе имеется или имелся свой собственный акрополь, что означает просто "верхний город", или наиболее высокую точку. Издревле этот известняковый холм с крутыми склонами, возвышающийся над окружающей местностью почти на 160 метров, изобиловал водными источниками и легко оборонялся, что делало его "последним бастионом" при нападении врагов. Люди здесь поселились приблизительно в V тысячелетии до н. э., в микенские времена скалу укрепили мощными стенами, а к IX в. до н. э. Акрополь становится сердцем Афин и первого греческого города-государства. Сейчас это - популярнейший туристический аттракцион, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открытый ежедневно с апреля по сентябрь - с 8.00 до 19.00, с октября по март - с 8.00 до 16.30. Входной билет стоит 12 евро (также включает доступ на территорию театра Диониса, Агоры, римского форума и храма Зевса), а в дни национальных праздников и по воскресеньям с ноября по март вход свободный.
- Вид на Акрополь и Парфенон
- Территория театра Диониса
- Портик с кариатидами, Акрополь
- Руины храма Зевса
Первое, что видят туристы, поднимаясь на холм, - ворота Пропилеи (437-432 гг. до н. э.), которые были призваны подчеркнуть величие недавно построенного (на тот момент, естественно) Парфенона. Их пропорции и, главное, впервые использованные дорические колонны с ионическим ордером были столь хороши, что имя этого сооружения вошло в архитектурную практику как название всех конструкций подобного рода. Сейчас это единственный действующий вход на Акрополь - остальные закрыты во избежание наплыва толп туристов. К слову, при посещении Акрополя следует учитывать, что здесь сохранилось такое количество фрагментов древних построек, что ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно назначения того или иного сооружения и тем более - его датировки. Поэтому большинство памятников имеют лишь приблизительные названия и назначение, а работы по восстановлению многих из них только начинаются.
Налево от центрального зала Пропилеи лежит Пинакотека (некогда здесь размещалась художественная галерея), а налево - комната ожиданий для паломников, направлявшихся к храму Афины Ники. А сразу за воротами виден фрагмент Священного пути, по которому проходили большие ежегодные процессии древнего фестиваля Афины Панатенаики (они же были изображены на бордюре Парфенона). По обе стороны от него до сих пор можно видеть ниши, в которых размещались неисчислимые статуи божеств.
Простой и изящный храм Афины Ники (Победительницы) стоит на крутой платформе, выходящей своими ступенями в сторону порта Пирея и залива Сароникос. Построен он был в 427-421 гг. до н. э., впоследствии почти полностью разрушен турками в XVII столетии и восстановлен двести лет спустя. Согласно мифам, именно на ступенях этого храма царь Эгей ждал возвращения своего сына Тесея с острова Крит, и именно отсюда он бросился в море (хотя жители Аргоса имеют на этот счет свое мнение), увидев черный парус скорби, - в честь него море и зовут Эгейским.
Визитная карточка Афин и всей Греции - Парфенон был построен в 447-438 гг. до н. э. как новый храм Афины. Во II веке до н. э. величественный комплекс сгорел, но был отреставрирован, во II веке н. э. римляне вывезли отсюда все статуи, а в VI веке его перестраивают в христианский храм, а затем - кафедральный собор девы Марии. Захватившие город турки превращают его в мечеть, а в 1687 году, во время осады Афин венецианцами, пушечное ядро превратило храм в развалины - турки устроили в его стенах пороховой склад. Многие века бесценные мраморные блоки растаскивались местными жителями, а в 1802-1812 годах британский посол Т. Элгин (Элджин) достаточно варварски снял и вывез фриз и фронтон храма, до сих пор хранящиеся в Британском музее и Лувре. Лишь в 1975 году начались работы по реконструкции Парфенона, которые тянутся до сих пор, причем часть древних мраморов переносится в музей Акрополя, а на их место ставятся точные копии, изготовленные из того же материала, добытого в тех же каменоломнях. В настоящее время вход на территорию самого Парфенона запрещен.
Севернее Парфенона располагается еще один знаменитый античный комплекс - Эрехтейон. Построенный в 421-406 гг. до н. э., храм был посвящен сразу трем персонажам - Афине, Посейдону и царю Эрехтею (хотя есть версия, что последний - лишь одно из имен все того же Посейдона). Именно на месте этого храма, согласно легендам, проходила знаменитая битва между Афиной и Посейдоном за право быть покровителем города. Посейдон подарил людям родники (по другой версии - фонтан, что в условиях засушливой Греции являлось истинным чудом) - и проиграл, поскольку вода оказалась солоноватой. Афина же "поставила на кон" оливковое дерево - и подарила не только свое имя городу, но и оливу как символ всей страны. Как бы то ни было, на протяжении многих веков на территории Эрехтейона хранились самые значительные святыни страны, здесь же росла и олива Афины, и бил ключ Посейдона. До XVII века храм дошел относительно неповрежденным, но та же венецианская бомбардировка, что разрушила Парфенон, практически сровняла с землей и Эрехтейон - более-менее уцелели лишь портик нимфы Пандросы, в котором и росло дерево Афины, а также знаменитый Портик кариатид (сейчас это копии - пять оригиналов находятся в музее Акрополя, а шестая была вывезена Элгином вместе с фризами Парфенона.
Вход в южную часть Акрополя открыт ежедневно: летом - с 8.00 до 19.30; зимой - с 8.30 до 15.00 (входной билет - 2 евро или единый билет на весь Акрополь). Доминирующая структура здесь - вмещающий 5000 зрителей римский театр Герода Аттикуса, или "Иродио" (Irodion, Herod Atticus, II в. н. э.), который был восстановлен в середине XX века, и сейчас здесь проводятся музыкальные и драматические представления Летнего фестиваля Афин. Восточнее лежит знаменитый театр Диониса (IV в. до н. э., построен на месте храмов в честь бога виноделия, откуда и название), который был рассчитан приблизительно на 17 тысяч зрителей (20 из 64 его рядов дошли до наших дней), а также великолепная мозаика из мраморных плит разного цвета, которую можно увидеть только сверху. Вокруг ведутся тщательные раскопки, которые каждый год открывают все новые элементы древних сооружений - можно осмотреть прекрасные византийские цистерны и небольшую выставочную область, на которой размещаются фрагменты только что обнаруженных статуй. Между двумя театрами лежат руины портика Евмена (II в. до н. э.), над которыми возвышаются фрагменты Асклепиона, построенного вокруг священного источника. Поблизости, выше театра Диониса, можно увидеть вход в огромную пещеру, которую обычно называют Фрасилос. Предположительно, этот скальный комплекс с мраморным фасадом и двумя колоннами, датируемый приблизительно 320 годом до новой эры, был особым помещением для хора, позже перестроенным в часовню Девы Марии в Скалах, но древняя статуя Диониса простояла здесь до XIX века, пока также не была вывезена лордом Элгином (теперь хранится в Британском музее).
- Древняя Агора
- Старая византийская церковь Св.Николая под Акрополем
- Древнее кладбище Керамеикос
- Новый музей Акрополя
Новый музей Акрополя www.newacropolismuseum.gr построен по ультрасовременным технологиям между южным склоном священного холма и станцией метро Akropoli. Сюда перенесены все оригиналы античных скульптур и фризов с Акрополя, реконструированные копии "мраморов Элгина", фрагменты скульптур старого храма Афины (VII-VI вв. до н. э.) и другие находки, сделанные на территории древних святилищ. Здесь можно проследить эволюцию художественных приемов и моды почти за шесть веков истории Афин, развитие архитектурных стилей античности и даже становление христианства на территории города - весь нижний этаж отдан под предметы, найденные при строительстве самого музея. А чуть ниже входа на Акрополь можно обнаружить древнюю, высеченную из камня лестницу, поднимающуюся на невысокий холм Ареса - место проведения Совета знати и заседаний ареопага древних Афин. Позднее здесь разместился криминальный суд, затем стоял персидский лагерь во время осады Акрополя в 480 году до н. э., а в римскую эру святой Павел именно отсюда читал свою проповедь "О неизвестном боге" (Agnostos Theos, один из персонажей античной мифологии). Сегодня на этом холме, на котором обычно останавливаются отдохнуть туристы по дороге на Акрополь, сохранилось немногое от его былого величия. Однако с древнего холма открывается хороший вид на Агору и древнее кладбище Керамеикос.
Плака
Агора (рыночная площадь) была сердцем городской жизни уже в III тысячелетии до н. э. Первоначально это был прямоугольный район северо-западнее Акрополя с открытой площадью в центре, разделенной по диагонали Священной дорогой (Панафинейская улица) и окруженной храмами, административными зданиями и галереями магазинов. Так же как и сам рынок, это было основное место встреч древних Афин, центр общественной и политической жизни города, где вечно велись дискуссии, разыгрывались театральные постановки, проводились соревнования атлетов, улаживались дела, и просто обменивались сплетнями. Сейчас это обширный и запутанный хаос руин и развалин многочисленных торговых и общественных построек, датируемых VI в. до н. э. - V в. н. э., открытый ежедневно: летом - с 8.00 до 19.15; зимой - с 8.30 до 15.00 (вход - 4 евро или единый билет Акрополя). Лучшая отправная точка для осмотра Агоры - исключительно хорошо сохранившийся Гефастейон, или Гефаистос (храм Гефеста, хотя бордюр украшен барельефами с деяниями Тесея), стоящий на самом западном краю древнего торжища. Отсюда можно пройти к церкви Айи-Апостоли с фресками XI в. н. э. у южного входа, портику Аттала (158 г. до н. э., обычно открыт с понедельника по пятницу с 11.00, а верхний этаж - с 9.00 до 14.30) и маленькому музею Агоры (занимает 10 из 21 сохранившейся торговой галереи района), а также просто прогуляться среди древних руин.
Ниже и восточнее Акрополя находится закрытый для автотранспорта древний район Плака (Старый город) с его узкими переулками и улицами-лестницами, поднимающимися к священному холму. Наряду с соседним торговым кварталом Монастираки, это, возможно, самая живая и привлекательная часть Афин, вечно заполненная туристами. Лучшей отправной точкой для знакомства с районом можно считать пешеходную улицу Odhos Kydhathineon, которая начинается около англиканской и православной церквей на Odhos Filellinon, идет мимо отличного Музея народного искусства (открыт с четверга по воскресенье с 9.00 до 14.00; вход - 2 евро) и выходит на переполненную
Опубликовано пользователем Valeratal