Иерусалим
Иерусалим - это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков "центром мира" для иудеев, христиан и мусульман.
При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной. По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына). "Шалем", или "шолом" означает "мир", "ир" - город. "Иерушалайм" - город Шалема, или город мира.
Наиболее важные вехи истории Иерусалима
- Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры. - Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм. - Середина-конец VI века до нашей эры - разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина. На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину. - Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х - началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира. - В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира. - С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра). - XI-XIII века - большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров. - С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня. - В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами. - В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть "нового" Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.
Старый город
В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое - по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.
Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски). Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима - Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры. Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу "Ночная мистерия".
Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) - 18 ILS, на лазерное шоу - 55 ILS, для ребенка - 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка - 55 ILS.
Христианский квартал
Христианский квартал занимает северо-западную часть города - между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.
Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник - храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи. С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.
- Храм Гроба Господня
- Мозаика подземной церкви Св. Елены в Храме Гроба Господня
- Паломники у Камня Помазания в Храме Гроба Господня
Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского , возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).
Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa - третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники , церковь Богоматери Великомученицы , церковь Осуждения и Наложения Креста , монастырь Сестер Сиона (вокруг монастыря обнаружены древние плиты, бывшие некогда частью тротуара римского форума, под кладкой - бассейн Струтийон, построенный еще до римского правления). Далее Виа Долороса переходит в Derech Sha'ar Ha Aryot ("улица Львиных ворот"), которая ведет за пределы Старого города. Перед выходом у самых Львиных ворот расположен монастырь Святой Анны .
Derech Sha'ar Ha Aryot, выходя из Львиных ворот, пересекает долину Кедрон и ведет к Гефсиманскому саду ; церкви Успения Богородицы , возведенной над гротом, в котором находится ее могила; церкви Святой Марии Магдалины ; церкви Слез Господних (Dominus Flevit); бенедиктинскому монастырю Успения Богородицы (построен на месте дома Иоанна Богослова).
- Древние гробницы долины Кедрон
- Церковь Успения Богородицы в Гефсимании
- Гробница Авессалома в долине Кедрон (на заднем плане купола церкви Св. Марии Магдалины)
Армянский квартал
Самый маленький из кварталов Старого города, расположен в юго-западной части. Считается, что он возник на месте резиденции иудейского царя Ирода Великого.
Квартал начинается за цитаделью Давида, с западной стороны граница идет по улице Армянского патриархата (The Armenian Patriarchate str.) вплоть до южной стены Старого города и Сионских ворот, с востока пограничной с еврейским кварталом улицей является Habad str., северная часть квартала граничит с христианами (David str.)
Первые армяне поселились в Иерусалиме еще в начале нашей эры, а уже c IV века известно о небольшой общине паломников, поселившихся недалеко от горы Сион (она находится за нынешней стеной Старого города, напротив Сионских ворот).
Основные достопримечательности квартала - Кафедральный собор Святого Иакова (Sent-James Cathedral), названный в честь апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, церковь Ангелов , где во дворе сохранилась олива, к которой, как говорит Новый Завет, был привязан Мессия перед тем, как предстать перед судом сионских первосвященников; Армянская патриархия и семинария.
В армянском квартале находится несколько мастерских, изготавливающих украшения и керамическую посуду (каждый предмет расписывается вручную, поэтому уникален).
Если выйти из армянского квартала через Сионские ворота и следовать дальше по Tsion str., улица приведет к Сионской горнице (Cenacle), где проходила Тайная Вечеря, а также к могиле царя Давида у подножия горы Сион. Слева от ворот, непосредственно у внешней стороны стены, - археологический парк "Офель" , где можно увидеть остатки построек времен Второго Храма, а также знаменитую арку Робинсона , названную так в честь исследователя Эдварда Робинсона, который открыл ее в середине XIX века. Арка, правда, больше напоминает небольшие выступы и обломки конструкции на стене - как считают историки, скорее всего, во времена Второго Храма здесь были массивная лестница и мост, которые вели на Храмовую гору.
Еврейский квартал
Еврейский квартал располагается на юге Старого города; зайти непосредственно в еврейскую часть города, минуя других кварталы, можно через Мусорные ворота . По улице Хабад (Habad str.) еврейский квартал граничит армянским, другая его граница обозначена Стеной Плача (Western Wall) - единственной уцелевшей частью Второго Храма. На самом деле это лишь небольшой участок каменной кладки, построенной еще при Ироде Великом с целью поддерживать склон горы, на которой находился Храм. В течение почти двух тысяч лет с момента изгнания римлянами евреев из Иерусалима Стена является символом веры и возрождения народа и государства. С 1948 по 1967 год, во время иорданской оккупации Иерусалима, евреям снова было запрещено молиться у Стены. Еврей смогли вернутся к своей святыне, которая и поныне является самой главной для иудеев всего мира, только после взятия Старого города 7 июня 1967 года.
Сегодня к Стене может подойти любой - положить записку с пожеланиями или просьбами к Всевышнему в щели между древними камнями. Площадь перед Стеной Плача разделена на две части: в левой могут находиться только мужчины, в правой - женщины.
В еврейском квартале сохранилось множество старинных синагог, в том числе Ор Хаим (ее подворье аппендиксом врезается в армянский квартал), на территории которой находится музей подворья Ишув, посвященный истории еврейского быта ашкеназской и сефардской общин Иерусалима.
Параллельно улице Хабад идет старинная торговая улица Кардо (Cardo str.), которую проложили римляне во время перестройки Иерусалима в Элию Капитолину. В те времена это был городской "бродвей". До сих пор можно видеть детали характерного для римлян, а после и византийцев архитектурного стиля. Многие помещения лавок и магазинов улицы отлично сохранились и используются в наши дни по своему прямому назначению: здесь можно купить ювелирные украшения, картины, керамику и т.п. ручной работы.
Если продвигаться от Кардо по улице Ха-Караим (На-Karaim str.), дорога приведет к Археологическому музею . Если же выйти из Старого города по улице Beitei Mahase, а затем пройти вдоль стен по Maale ha Shalom, то перед туристом появятся раскопки града Давида , с которого, собственно, и началось строительство Иерусалима четыре тысячи лет назад. Если обойти раскопки и подняться выше до сквера Гихон (Ha-Gikhon Square), то турист обязательно выйдет к источнику одноименного ручья, который снабжал Старый город водой. Вода пробила себе путь в горной породе под городом, а в VIII веке до н.э. к ручью был пробит туннель, соединивший источник с Силоамским бассейном (Siloam Pull) внутри города того времени (сейчас проход и источник находятся за пределами городских стен), благодаря чему Иерусалим не испытывал проблем с водой во время осад, а кроме того, жители города могли тайно покинуть его, пользуясь туннелем. В конце XIX века систему тайного водоснабжения обнаружил исследователь Чарльз Уоррен, в честь которого впоследствии был назван 13-метровый проход к источнику Гихон. По руслу ручья можно пройти и сегодня, нужен фонарик и шорты или любая одежда выше колен.
Мусульманский квартал
Мусульманский квартал Иерусалима занимает северо-восточную часть города. С христианским "миром" граница проходит по параллельной Виа Долороса улице, на западе границей служит Стена Плача, на юге - северная стена Храмовой горы. В эту часть города ведут двое ворот: Львиные и главные для жителей Восточного Иерусалима - Дамасские .
Главные достопримечательности этой части города - мечеть Аль-Акса и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра) на Храмовой горе. Аль-Акса (купол серого цвета), одна из самых первых мечетей на Земле, является третьей по значимости после Мекки и Медины святыней исламского мира. Аль-Акса, или мечеть Умара (не путать с мечетью Омара, которая находится вовсе не на Храмовой горе, а рядом с Храмом Гроба Господня), была построена в начале VIII века, потом несколько раз перестраивалась. Во время первого крестового похода после взятия рыцарями города Аль-Аксу превратили в дворец.
Кстати, многие рыцари принимали за Второй Храм здание святилища Купол Скалы (золотой купол), которое воздвигли в конце VII века изначально в качестве караван-сарая для паломников над куском скалы, являющимся священным и для иудеев (считается, что на нем стоял Ковчег Завета), и для мусульман (согласно Корану, с него вознесся пророк Мухаммед).
Вход на Храмовую гору для туристов возможен ежедневно (специальная галерея тянется от площади перед Стеной Плача), кроме пятницы и субботы, также немусульманам нельзя подниматься на гору во время намазов и исламских праздников. Кроме того, вход на гору перекрывается полицией в случае возникновения беспорядков в Восточном Иерусалиме. При этом важно помнить, что на горе недопустимы алкоголь, открытая и вызывающая одежда как у женщин, так и у мужчин.
Еще одной достопримечательностью квартала являются Дамасские ворота . Те, что до сих пор служат выходом в Восточный Иерусалим, были построены при султане Османской империи Сулеймане Великолепном в 1542 году. В начале нашей эры на этом месте находилась триумфальная арка римского императора Адриана.
Если выйти из Дамасских ворот, повернуть направо и пройти около 300 метров, в стене будет вход в пещеру. На самом деле пещера по большей части рукотворная и представляет собой древние каменоломни времен царя Соломона, камни из которых использовались для строительства города. В пещере множество залов, переходов, а также подземный источник. В древности здесь скрывалась семья правителя Иудеи от войск вавилонского царя Навуходоносора.
Пещера открыта для посещения с воскресенья по четверг с 9:00 до 17:00, по пятницам - до 14:00. Вход платный, 15 ILS.
За пределами Старого города
На площади Сафра высится красивое здание муниципалитета Иерусалима . Несколько западнее расположено Миграш-а-Русим (Русское подворье) с православным собором Святой Троицы (1863 год), так называемый Суд первой инстанции и Музей узников подполья в здании бывшей британской тюрьмы. В этом же районе расположены Абиссинская (Эфиопская) церковь и монастырь Святого Иосифа . Вдоль центральной улицы города, Яффо, тянется целая череда достопримечательностей: площадь Давидки (Кикар-а-Херут, названа в честь самодельного миномета "давидка", активно использовавшегося израильтянами в период войны за независимость), главный рынок города - Махане-Иегуда , крупнейший концертный зал Иерусалима - Биньяней-а'Ума (Дворец нации), мемориал Алленби , синагога Часовой башни (1906 год) и живописный квартал ортодоксальных иудеев Меа-Шеарим ("Сто ворот").
На склоне холма Гиват-Рам расположены здание кнессета (1966 год) - резиденции израильского парламента, старое здание парламента Кирия , Верховный суд (1992 год), огромный университетский кампус Гиват-Рам , Академия иврита , колледж Орт , амфитеатр , Национальный музей Израиля (1965 год) со скульптурным садом искусств имени Билли Роуза и уникальными экспозициями, монастырь Святого Креста (IV век до нашей эры), а также Храм книги , в котором хранятся знаменитые "свитки Мертвого моря", Музей библейской земли и так далее. Южный склон холма занят прекрасным ботаническим садом .
На горе Герцль (Гар-Герцель) расположено Национальное кладбище , где похоронены выдающиеся деятели Израиля, а также работает музей Теодора Герцля (Беньямина Зеева) - основоположника идеологии сионизма, теоретика создания еврейского государства и создателя Всемирной сионистской организации. У подножия горы раскинулся район Эйн-Керем ("источник в винограднике"), в котором, по преданию, родился Иоанн Креститель. Сейчас здесь можно осмотреть церкви Святого Иоанна (1674 год), Посещения (1955 год), монастырь Сестер Сиона (1860 год), русский православный женский монастырь (основан в конце XIX века) с церковью Иконы Казанской Богоматери, католический монастырь сестер Розарии (1910 год), а также посетить музыкальный центр Труга и небольшую синагогу с витражами Шагала. На холме Памяти , к западу от Гар-Герцель, находится национальный мемориал Яд-Вашем ("Вечная память", 1953 год), посвященный памяти жертв холокоста, вокруг которого разбит парк имени Януша Корчака .
Гора Скопус (Гар-а'Цофим, 826 метров) расположена к западу от города и является еще одной великолепной смотровой площадкой. Здесь расположен Еврейский университет . За пределами Старого города также лежит знаменитая Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, церковь Святой Магдалины , монастырь Ратисбон (1874 год), гробница Ясона (II век до нашей эры), крупнейшая в Иерусалиме Большая синагога (1982 год) и одна из крупнейших синагог Иерусалима - Ешурун , а также Гехал-Шломо (дворец Соломона), Парк независимости (Ганн-Ацмаут), Академия музыки имени Рубина и множество других памятников истории и культуры.
В городе неимоверное количество всевозможных коллекций и собраний: музей Рокфеллера , Музей стран Библии , музей Мишканот-а-Розим (бедуинского быта) за дворцом губернатора, Музей исламского искусства , Музей музыкальных инструментов , музей Мандельбаума , Армянский музей , дом-музей Тихо , Музей естественных наук , Музей ислама на Храмовой горе, археологический музей Уоли , Музей старого ишува (еврейской общины), музей "Последний день ", Музей налогов , Музей сторожевого поста в доме Туржемана, Музей фуникулера , музей-студия ремесел древности имени Эйн-Яэль и так далее. Не меньшее внимание у туристов вызывают библейский зоопарк , парк Рабиновича с гигантской статуей "Чудовище", детский театр Акарон ("Вагончик"), парк "Сакер " с аттракционами, а также парки "Паамон " и "Дрор ".
Множество открытых кафе и ресторанов находится на бульваре Бен-Иехуда в центре Иерусалима, где всегда кипит жизнь. На Русском подворье , в самом сердце города, появилось много пабов, а южный район Тальпиот считается дискотечным. Улицы Нахалат-Шива и Йоэль-Саломон считаются "районами молодых", а в районе Файнгольд-Корт расположены лучшие иерусалимские рестораны. В июле-августе местные рестораны каждый вторник проводят по вечерам кулинарные мини-фестивали под открытым небом. В последние годы заметно оживилась и ночная жизнь города. Из Иерусалима можно соверш
Опубликовано пользователем Valeratal