Обычаи и традиции Тувалу

Полинезийцы заселили острова Тувалу, ориентировочно, в XIV столетии нашей эры. Хотя большинство жителей Тувалу в наши дни считают себя христианами, их тяга к традициям и заветам предков все еще занимает важное место в повседневной жизни местного общества. Традиционное полинезийское уважение к семье, сообществу и окружающей среде, а также многовековая изоляции островов от современного мира, способствовали сохранению здесь древнейших традиций и навыков. В отличие от соседних архипелагов, вроде Самоа или Тонга, здесь совершенно отсутствует поклонение перед западным образом жизни и современной поп-культурой, нет тяги к переселению в города и очень невысок процент молодых людей, покидающих родной дом в погоне за "благами цивилизации". Лишь кухня все больше уступает место давлению "большого мира", да древние орудия лова заменяются современными снастями и материалами.

Народ Тувалу гостеприимен и приветлив. Внешне они несколько отличаются от жителей соседних государств, вроде Тонга или Самоа, - их кожа несколько темнее, а конституция более основательна. При этом они столь же жизнерадостны, хотя традиционный этикет заставляет их сдерживать свои эмоции.

Религия занимает важное место в жизни аборигенов. Жители Тувалу резонно описываются как "очень набожные" - они и впрямь строго относятся и к христианским заповедям, и к своим культам, и ни одного дела не начнут без совета священника или шамана, особенно в сфере деловых отношений. Как и на других островах Тихого океана, обращенных в христианство европейскими миссионерами, "импортированная" вера органично сплелась здесь с древними верованиями Океании в сложный кодекс традиционной этики и норм поведения. Самое важное событие недели здесь - воскресная служба, а самый уважаемый человек - священник, выполняющий зачастую и функции мэра или его помощника.

Не менее значимым лицом в местной иерархии является "алики" - сложная статусная форма, наиболее близкая нашему "вождь". Согласно местным легендам, некогда "алики" и "тао-алики" ("помощник вождя") управляли всей страной, но с течением времени они постепенно передали большую часть своей власти "туаатина" ("брат матери", заботятся о порядке), "тоа" ("воины", защищают остров) и "факаалофа" ("новые жители"), которые образовали "копити" (группа семейств). Последние "улу-алики" ("верховные вожди") правили общинами до 1968 г. Однако европейское влияние привело к формированию новых органов власти - "мало-фоу" ("новое правительство"), которые создавались на выборной основе или назначались из метрополии. Однако в 1970 году местные жители восстановили институт "алики" на новом уровне, как собрание наиболее уважаемых членов общины. Это номинально выборный орган местного самоуправления, состоящий из 12 мужчин, которых именуют "кау-алики". Они отвечают за организацию и проведение всех общественных мероприятий на островах, будь то свадьба или празднование какого-то события в местной жизни, а также заботятся о "манеапа" ("манепа") или "ахига" ("общинный дом", "дом собраний"). В 1973 г "кау-алики" были расформированы (номинально причиной являлось беспокойство членов правления несоответствием их статуса и уровнем их обязанностей), и вместо них введены Советы острова. Однако влияние "алики" на общественную жизнь до сих пор довольно значительно, а их совет зачастую является решающим при принятии того или иного решения.

Культура Тувалу до сих пор базируется на сложной системе социальной иерархии, особых знаках внимания и древних обычаях, регулирующих все аспекты общественной и личной жизни. При этом сами островитяне открыты и очень почтительны к туристам. Однако не следует забывать, что учтивость местных жителей подразумевает адекватную реакцию со стороны собеседника. Если же таковой не последует, или само поведение туриста в глазах местных жителей будет выглядеть вызывающе, отношение к такому гостю будет довольно открыто презрительным, вне наличия у него других достоинств. Жители Тувалу считают невежливым разговаривать в присутствии ругих людей на языке, которого они не понимают. Поэтому нередкие приглашения на конфиденциальную беседу вовсе не значат, что приглашающий желает поговорить с кем-то наедине - просто он хочет оградить остальных от непонятного им языка. При входе в церкви, "манеапа" или "ахига", а также в частные дома, следует снимать обувь. В воскресенье, когда на всех островах проходят церковные службы, следует избегать шумных мероприятий - местные жители считают подобающим антуражем для подобных событий тишину. Есть определенные ограничения на употребление алкогольных напитков вне баров и ресторанов. Также на некоторых островах по тем или иным причинам отдельные группы пищевых продуктов объявлены "табу" ("запрещенный"). Например, в северной группе на стол никогда не подадут мясо морского угря или камбалы - по местным поверьям именно эти рыбы "строили" острова Тувалу.

Уважение к хозяину или другим членам клана должно быть открытым и даже несколько преувеличенным, но с похвалой следует быть осторожным - если по отношению к какому-то предмету будет выражено слишком большое восхищение, то островитяне будут чувствовать себя обязанными подарить его гостю, могут ли они позволить себе это или нет. Никогда не стоит прикасаться к голове местного жителя, даже ребенка, по всем местным законам это "табу". Впрочем, обширная система запретов и ограничений просто недоступна туристу, поэтому следует во всех действиях ориентироваться на местных жителей. Cложность тут заключается в том, что открытого подражания аборигены не переносят, поэтому при общении с островитянами следует просто почаще интересоваться их мнением - это послужит еще и дополнительным знаком уважения к местным традициям, а потому будет воспринято с большой радостью.

Нормы одежды на островах достаточно демократичные. В качестве повседневной одежды используются вполне европейского вида жакеты, рубашки, юбки, легкие брюки и "сулу" ("саронг", "лавалава" или "парео") - длинный кусок ткани, наматываемый вокруг бедер в виде своеобразной юбки. При этом очень ценится скромность в одежде, особенно за пределами туристических комплексов. Купальники за пределами пляжа или шорты при посещении местного дома просто неприемлемы, также как и спортивные костюмы, например. Для официальных мероприятий наиболее подходят легкие светлые брюки и просторные рубашки с рукавом средней длины.

Танцы, пение и музыка по-прежнему занимают важное место в местной культуре. Практически все праздничные мероприятия, особенно популярные "праздники фателе", сопровождаются традиционными музыкальными и танцевальными представлениями, каждое из которых несет какой-то мистический смысл. Танец "фателе" славит богов и просит изобилия, медленный "факанау" имеет сексуальный подтекст, "купу" по-сути является заупокойной молитвой, но давно превратился в песнь-восхваление деяний предков, а мелодичный "факасеасеа" представляет собой почти поэму в танце. Причем каждый танец имеет несколько десятков вариантов, в зависимости от того, возносится ли в нем хвала духам или он просто сопровождает застолье. Жители Тувалу нередко поют и танцуют даже во время сельхозработ, чтобы снять утомление от монотонной работы, однако наилучшие формы местного музыкального творчества представляют на праздниках, куда островитяне с удовольствием приглашают и туристов. Соответственно, умение сложить песню здесь ценится не меньше, чем удачливость в рыбалке, а лучшие композиторы пользуются уважением всей страны.

Страна: 
Гид-словарь: