Трабзон
Никакой другой турецкий город, кроме, пожалуй, Стамбула, не известен за пределами страны так, как Трабзон. Это и неудивительно - основанный еще в VIII веке до н. э. Трапезунт (Трапезунд) до эпохи Александра был самой восточной греческой колонией Понта Эвксинского. При римлянах он становится столицей провинции Понтус, крупным военным и коммерческим портом, лишь вторжение готов в III веке н. э. положило конец византийскому периоду в истории города. Затем еще тысячу лет он процветал то как самостоятельное поселение, то как столица того или иного из многочисленных царств южного Причерноморья, оставаясь важным торговым центром что при генуэзцах, что при османах.
Достопримечательности
Главным украшением города считается собор Айя-Софья (Святой Софии, 1238-1263 гг.) - выдающийся памятник поздневизантийского зодчества и крупнейший христианский храм в восточной части турецкого побережья Черного моря с отлично сохранившимися византийскими фресками. Перестроенный после 1461 года в мечеть, собор впоследствии перенес еще несколько реконструкций и даже использовался как арсенал и больница, но в 1957-1964 годах международная группа реставраторов буквально спасла здание от разрушения и восстановила множества фресок - сейчас они хорошо освещены и тщательно промаркированы по-английски, поэтому с 1964 года комплекс имеет статус музея (открыт с апреля по октябрь ежедневно с 9.00 до 18.00; с ноября по февраль - с четверга по воскресенье с 8.00 до 16.00; в марте - с четверга по воскресенье с 8.00 до 17.00; вход - 2 TRY). К северу от ансамбля церкви еще виден полуразрушенный комплекс крестильной купели, квадратная колокольня (1443 г.) западнее имеет внутри превосходные фрески, а в саду напротив кассы размещается маленький музей (открыт по тому же графику, что и собор, вход - 2 TRY), представляющий собой типичный для этого региона деревенский дом с небольшой этнографической коллекцией внутри.
Также хороши городской форт, зажатый между туннелем прибрежной дороги и маленьким парком, католическая церковь Санкта-Мария (открыта с четверга по воскресенье с 14.00 до 15.00), монументальное сердце базарной области - мечеть Чаршы и караван-сарай Таш-Хан (XVI в.), мечеть Йени (бывшая церковь Святого Евгения - покровителя города, III-XIII вв.), Ортахисар ("Средний замок" - район Старого города) с его древними стенами и остатками бастионов, зачастую встроенных в более поздние сооружения, некогда главный храм Трапезундской империи - церковь Панайя-Хрисокефалос (сейчас - мечеть Ортахисар, или Фатих-Камыи, XIII-XVI вв.), Верхняя цитадель с её руинами византийского дворца, мечеть Гульбахар-Хатун (1512-1514 гг.), крошечная византийская церковь Кучук-Айвасил (Святой Анны, IX в.), "русский рынок" Аврасья-Пазар у подножия утеса, венчаемого мечетью Искандер-паши, а также почти десяток других рынков.
Визитной карточкой города также считается множество красивых особняков XVII-XIX веков на Uzun Sokak. К одним из лучших примеров старых городских вилл относится построенная итальянцами Костаки-Эофилактос-Конагы на Zeytinlik Caddesi, в которой теперь размещается Музей Трабзона (открыт с четверга по воскресенье с 9.30 до 12.00 с 13.00 до 17.30, вход - 2 TRY). Возвышающаяся среди безукоризненного сада вилла Ататюрк-Кошку (открыта ежедневно с 8.00 до 17.00, вход - 2 TRY) была построена в 1903 году как резиденция греческого банкира Караяннидиса, в 1924 году здесь ненадолго останавливается "отец нации", и город подарил ему этот комплекс за год до его смерти. Сейчас здесь размещается небольшой музей Ататюрка, но гораздо больший интерес обычно вызывает сам дом, считающийся типичным образцом аристократической архитектуры Причерноморья.
Доминирующий над Трабзоном с юго-востока холм Бозтепе на протяжении всей истории города был культовым местом - в античности здесь возвышался храм, посвященный Митре и Аполлону, а в христианские времена весь холм был застроен церквями и монастырями. До наших дней сохранились лишь два - бывший женский монастырь Панайя-Теоскепастос (Кызлар-Манастири, XIV в.) в 1,5 км от Ataturk Alani и армянский монастырь Каймаклы (XIV-XVI вв.) с его удивительными интерьерами и фресками Апокалипсиса (XVII в.).
Туристический офис Трабзона
Туристический офис Трабзона расположен на боковой улочке к востоку от Ataturk Alani, напротив мечети Искендер-паши. Открыт с марта по август ежедневно с 8.00 до 19.00; с сентября по февраль - с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00. Телефон: (0462) 326-07-48. По адресу Refik Cesur Cad 6 работает российское консульство, телефон: (0462) 326-26-00.
Вокруг города
Со времен византийцев вырос целый пояс монастырей и храмов, имевших не только культовое, но и важное оборонительное значение. Самый важный и значительный монастырь, лучше всего сохранившийся до наших дней, венчает вершину почти трехсотметровой скалы над долиной Алтындере. Согласно преданию, горный монастырь Панагия-Сумела ("Пресвятой Богородицы") был основан в 386 году монахами Варнавой и Софронием, прибывшими из Афин с чудотворным образом Богородицы, написанным самим евангелистом Лукой. Уже в VI столетии вокруг пещеры с образом вырос крупный монастырь, хотя большинство сохранившихся до наших дней сооружений датируются XIII-XIV веками. Слава монастыря, в котором короновались цари Трапезундского царства, была столь велика, что даже многочисленные набеги арабов и приход ислама не ослабили его влияния. Султан Селимом (XVI в.) и все последующие правители Османской империи подтвердили привилегии монастыря, и он счастливо просуществовал до 1923 года, когда жизнь в монастыре оборвалась, сокровища были вывезены в Грецию, а его пятиэтажный комплекс подвергся разграблению. С 1996 года в Сумеле проводится тщательная реконструкция, многие фрески XIV-XV веков объединены и расчищены, а сам монастырь превратился в одну из главных достопримечательностей окрестностей Трабзона. Комплекс открыт ежедневно: с июня по сентябрь - с 9.00 до 18.00; с ноября по февраль - с 9.00 до 16.00; с марта по май и в октябре - с 9.00 до 17.00; входной билет стоит 5 TRY.
Неподалеку лежат руины двух столь же значительных в прошлом монастырских комплексов - Вазелон (Святого Иоанна Крестителя, 7,5 км к югу от Мачка) и Перистера (4,5 км от деревни Симшырлы, бывшей Коштул). В Средние века они вполне были способны конкурировать с Сумелой по величию своих сооружений, но сейчас представляют собой полуразрушенные и что немаловажно - труднодоступные комплексы.
Берег к востоку от Трабзона постепенно становится очень скалистым и влажным, а плантации табака сменяются чаем, который, в общем-то, и прославил эти места. Интересно, что сам по себе чайный куст появился в этих краях сравнительно недавно - как раз перед Второй мировой войной, когда обезлюдевший после геноцида греков и армян регион просто не смог обеспечивать себя продуктами. Тогда и родилась идея высаживать на не слишком плодородных и сырых местных почвах не пшеницу и кукурузу, а чайный куст. И сейчас почти миллион (в "сыром" виде) тонн чая, выращиваемого здесь почти повсеместно, составляют основу экономики области. Причем практически весь лист идет на внутренний рынок - турки ценят свой чай ничуть не меньше, чем импортные сорта и потребляют его в неимоверных количествах.
Хорошие берега можно найти только между Араклы (Arakli) и Сюрмене (Surmene), а также чуть восточнее. А Ризе (Rize, древний Ризос - самая восточная граница Трапезундского царства) давно стал "чайной столицей Турции", почти утратив свои исторические памятники (сохранился лишь крошечный замок VIII в.).
Еще далее на восток начинаются земли лазов (лазинов) - одного из наиболее знаменитых и независимых племен страны (впрочем, сами турки обычно называют лазами всех жителей восточных районов черноморского побережья, что в корне неверно). Строго говоря, к лазам - картвельскому племени, родственному грузинам и говорящему на очень близком им языке, относится лишь 150 тысяч жителей областей Пазар (Pazar), Ардешен (Ardesen), Фындыклы (Findikli), Архави (Arhavi) и Хопа (Hopa), плюс некоторых внутренних анклавов. Но колоритные обычаи, самобытная история, язык и культура лазов, а также их заметно отличающийся от турок внешний вид принесли им немалую популярность, сделав само понятие "лаз" синонимом "деловой хватки" и "гордости". Да и сами эти края, с античности принадлежавшие кавказским князьям, очень напоминают Колхиду - от Ардешена на восток побережье превращается в одну сплошную стену утесов, покрытых зарослями сосны и лесного ореха, а узкие долины обрамлены живописными деревнями и чайными плантациями. Лишь у самой грузинской границы берег отступает, образуя обширный галечный пляж у деревни Кемальпаша (Kemalpasa).
А вот в глубине материка можно обнаружить немало интересного - Узункёль ("Длинное озеро", вторая после Сумелы достопримечательность региона), близлежащие пики Зиярет (3111 м) и Хализден (3376 м) с цепью ледниковых озер, перевал Зигана и одноименный горнолыжный курорт, бурные ландшафты между долинами Йетимходжа, Фыртына и Хемсин, горячие источники и множество старых мостов вокруг Айдера (Ayder), а также живописнейшие области зеленой "яйлы" (горные пастбища) массива Качкар (3937 м) и многочисленных долин, сбегающих как Черному морю, так и в сторону Анатолии.
Опубликовано пользователем Valeratal