Рестораны и кафе в Чехии
При всем обилии первоклассных мест общественного питания в Чехии есть ряд весьма непростых моментов, которые туристу следует обязательно учитывать.
В популярных туристических заведениях столик следует бронировать заранее. Также рекомендуется тщательно планировать выход в случае, если он приходится на вечер пятницы или выходных - многие хорошие пивные и кафе в это время переполнены народом.
К сожалению, обсчет туристов сегодня стал у чехов чем-то вроде национального вида спорта, в первую очередь - в ресторанах и такси. Практически официально с приезжих здесь берется повышенная плата буквально за все, начиная от расценок в отелях и заканчивая счетом в кафе. При этом всяких дополнительных сборов, кроме уже традиционных "куверт" (couvert, полный столовый прибор или корзинка с хлебобулочными изделиями и набором специй, по умолчанию выставляемая на стол и включаемая в счет), оплаты "за сервис" (иногда до 20% от счета) или чаевых (по-чешски - příplatky), здесь все время изобретаются все новые формы "собирания мзды". Также иногда выделяют отдельной строкой так называемый ресторанный налог (19,5%, о снижении его до 9% идут регулярные дебаты, "но воз и ныне там"), который по закону автоматически включается в цену блюд. Отказаться от всех этих доплат по идее можно, но проделать это нужно заранее. А еще проще изначально выбирать заведение без дополнительного "платного сервиса" - таковых предостаточно.
Стандартными схемами обсчета стало предоставление меню на чешском, в котором незнакомый с языком иностранец вряд ли выделит именно то блюдо (и ту цену!), которое он заказывал, счет без детализации по блюдам и услугам (к тому же еще и оформленный от руки на чешском), вписывание гарниров отдельно от основного блюда, автоматическое округление счета в большую сторону и так далее - вариантов не счесть. Поэтому не стоит стесняться тщательно проверить соответствие принесенного официантом счета реальному заказу, причем потребовать документ с детализацией, то есть с расписанными по пунктам стоимостью блюд, надбавкой за сервис (если она имеется в ресторане, то обязательно должна быть указана в счёте), а еще желательнее - распечатанным на чеке, а не написанным от руки. Лишь после этого можно принимать решение об оплате, в противном случае сразу требовать метрдотеля - и никакие ссылки на незнание персоналом языка действовать не должны.
Также характерной чертой местных заведений является разница в цене блюд при обслуживании в зале или за столиком на улице - в последнем случае все заметно дороже. Поэтому обычным способом мошенничества является предоставление клиенту в зале "уличного меню" со всеми вытекающими последствиями.
Перед заказом следует попросить меню блюд (Jídelní lístek) и напитков (Nápojový lístek, pitníček) и тщательно его изучить. В высококлассных заведениях обычно есть меню сразу на нескольких языках, изредка - и на русском. Так как обслуживание в большинстве заведений (даже в пивных) ведет официант, следует тщательно обговорить с ним каждую позицию и число (и размер, что немаловажно) блюд, а также весь сопутствующий сервис. Салат в ресторанах обычно заказывать не приходится – нарезанные овощи подаются прямо в тарелке с главным блюдом, а вот выставить его отдельной строкой в меню не постесняются наверняка. Поэтому не стоит бояться проявить здоровую въедливость в этом вопросе, ибо разница порой весьма ощутима.
В пивных обычно подается только 1-2 марки напитка - они обозначены на транспаранте у входа, требовать иные бессмысленно - скорее всего принесут то же, но по другой цене (ясно, что не в меньшую сторону). Обычно пиво наливается в полулитровые кружки, меньшие порции надо оговаривать отдельно. Момент, когда пустой бокал ставится на стол, для официанта является знаком того, что нужно срочно принести полный, поэтому нормировать количество тоже лучше заранее. Во многих традиционных пивных официант просто ставит мелом "палочку" на особой доске с номером столика или места - проконтролировать честность тут весьма легко. А вот если обслуживание ведется по счету, могут быть и нестыковки - а пустые бокалы давно унесли и доказать что-либо, да еще и в подпитии, бывает уже непросто.
Если претензий к персоналу нет, то можно оставить "на чай" до 10% от общей стоимости заказа. Кстати, столько же платят "сверху" за такси и услуги гидов.
Опубликовано пользователем Valeratal