АФУС
АФУС
AVUS
Расположение
Географические координаты
Основные события
Длина круга
Повороты
Рекорд кругав текущейконфигурации
Статистика в чемпионатах мира Формулы-1
Первый Гран-при
Последний Гран-при
Проведено Гран-при
Больше всего побед в Гран-при на трассе
Пилот
Команда
Портал Формула-1
АФУС (нем. AVUS, сокращение от нем. Automobil-Verkehrs und Ubungs-Strae — «дорога для автомобильного движения и упражнений») — гоночная трасса, проложенная между районами Берлина Шарлоттенбург и Николасзее. В настоящее время АФУС переоборудован в автодорогу и является частью автострады А 115. Использовалась для гонки Формулы-1 Гран-при Германии в сезоне 1959 года.
История
Идея создать в лесу Груневальд трассу для гонок, которая в обычное время могла стать платным шоссе, родилась в немецком автомобильном клубе «Automobilclub von Deutschland» (AvD) в 1907 году. Из-за нехватки средств строительство началось только в 1913 году, прерывалось из-за проблем с финансированием, и было завершено только к сентябрю 1921 года.
В момент открытия трасса была длиной 19,5 км (12 миль) — две прямые одинаковой длины, соединённые двумя плоскими кривыми большого радиуса, которые проходились против часовой стрелки. 11 июля 1926 году на трассе прошёл первый Гран-при Германии, который под сильным дождём выиграл Рудольф Карачиола на Mercedes-Benz SS.
В 1927 году из-за конкуренции с новой трассой Нюрбургринг было решено сделать АФУС самой скоростной трассой в мире. Для этого северный поворот сделали в виде бэнкинга (профилированного поворота) с углом наклона 43° (южный бэнкинг планировался, но был недостроен). На этой версии трассы Херманн Ланг установил рекорд средней скорости 260 км/ч (результат был побит в Индианаполисе только через 30 лет).
В 1938 году на прямом участке шоссе (не на АФУСе) во время попытки поставить рекорд скорости на автомобиле погиб немецкий гонщик Бернд Роземайер. В связи с этим планировалось окончательно закрыть АФУС для автогонок.
После Второй мировой войны немало пострадавший АФУС был восстановлен. На месте дополнительного разворота, применявшегося в мотогонках, построили новый южный поворот, и АФУС укоротился до 8300 м. АФУС находился близко к Берлинской стене, и существует необоснованное мнение, что он был разделён границей (в действительности вал от недостроенного южного бэнкинга использовался как огневая точка американских оккупационных сил).
В 1954 году трасса принимает не входившую в зачёт чемпионата гонку «Формулы-1». В 1959 году на АФУСе провели гран-при Германии — скорее всего, по политическим мотивам. Победителем на нём стал Тони Брукс. Этот гран-при оказался первым и последним для АФУСа: в северном повороте разбился Жан Берана «Порше».
В 1967 году северный бэнкинг был разобран, и вплоть до 1998 года на АФУСе проводились гонки ДТМ и Формула-3. За это время трасса повидала большое количество аварий и даже один смертельный случай (Кит д’Ор погиб в 1995 г. во время гонки STW). Трассу трижды укорачивали, перед поворотами добавили шиканы — гонки по прямой все меньше привлекали болельщиков. Длина последней версии АФУСа составляла 2639 м. С падением Берлинской стены началось интенсивное автомобильное движение по АФУСу. К тому же, местные жители жаловались на шум, и количество гонок сократили до двух в год.
Северный поворот сейчас
В 1998 году на трассе была проведена последняя гонка. После прощального вечера в 1999 году АФУС окончательно закрыли. Заменой АФУСу считается Лаузицринг, открывшийся в 2000 году (Лаузицринг включает скоростной овал). Судейская вышка в северном повороте ныне является мотелем и рестораном, старая деревянная трибуна охраняется как памятник истории.
Конфигурация
Трасса АФУС обладает нетипичной для гоночных трасс конфигурацией. Это две длинные прямые, соединенные двумя шпильками на концах, называемыми «Северная петля» (нем. Nordschleife) и «Южная петля» (нем. Sudschleife). Длина конфигурации трассы, использовавшейся в гонке Формулы-1 — 8 300 метров.
Версия Длина (м) Гран-при Рекорд круга в квалификации
Рекорд круга в гонке
1959
2’04.5 (1959, Тони Брукс)
Победитель Гран-при Германии на трассе АФУС
Год # Пилот Команда Отчет
1959 8
Опубликовано пользователем Valeratal