Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской

В

Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской — драматический театр в Санкт-Петербурге. Художественный руководитель театра Виктор Абрамович Новиков.

История театра

Был образован в Ленинграде 18 октября 1942 года как «Городской театр». С осени 1944 года назывался Ленинградским драматическим театром.

Позднее, в 1959 году, театр получил имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской.

История здания

Удивительна история здания театра, в котором он живет 70 лет. Счастливая идея построить крытую торговую галерею – пассаж – каких было множество в Лондоне и Париже, пришла в голову коллежскому советнику графу Якову Эссен-Стенбок-Фермору. Высочайшим указом разрешение на строительство Пассажа было получено. Так, в мае 1848 года по уникальному проекту архитектора Рудольфа Желязевича Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом трехъярусной галереей, где разместились магазины и кондитерские, кабинет восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины» в верхних этажах, ресторан в подвале и большой зрительный зал. С той поры петербуржцы не зависели от скверной балтийской погоды и любовно называли Пассаж «гостиной, где сходятся знакомые». Здесь, в 1860-х годах в театральном зале устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, где выступали великие писатели А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский, а также университетские профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли спектакли. В одной из постановок комедии А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся» принимал участие сам автор.

В 1901 году Пассаж был перестроен по проекту зодчего Сергея Козлова. Стараниями новых владельцев Пассажа Барятинских Пассаж вновь обрел статус культурного центра. Теперь вход в театр и кассовый вестибюль подверглись реконструкции: прежде зрители попадали в него из торгового зала «Пассажа».

Первыми на сцене реконструированного, расширенного, красиво оформленного зала появились актеры театра «Фарс».

Драматический театр Веры Комиссаржевской (1904-1906)

История театрального зала освящена именем великой драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Покинув казенную, императорскую сцену Александринского театра, она открыла собственный Драматический театр, на сцене которого сыграла современных героинь из пьес Г. Ибсена, М. Горького, «знаньевцев» Е. Чирикова и С. Найденова, Г. Гауптмана, А. Чехова. В состав дирекции вошли режиссеры школы МХТ Н. Попов, И. Тихомиров, позже Н. Арбатов, актер К. Бравич, Н. Красов.

15 сентября 1904 года театр открылся спектаклем «Уриэль Акоста» К. Гуцкова с Павлом Самойловым в главной роли. А уже через два дня состоялась премьера «Кукольного дома» Г. Ибсена. В главной роли выступила сама Комиссаржевская.

Опаленная бурной эпохой великая актриса строила «театр свободного актера, театр духа», который современники называли питерским МХТ.

На премьере (10 ноября 1904 года) горьковских «Дачников», казалось, что стерлись границы между жизнью и искусством. Бунтарские идеи утверждали право молодости на риск и подвиг. Для самой Комиссаржевской первые два сезона существования ее театра были временем редкой цельности устремлений и их воплощения на большой, влюбленной в нее, аудитории и точной исторической перспективой. 27 марта 1905 г. на сцене Пассажа студенты Консерватории впервые исполнили запрещенную цензурой оперу «Кащей Бессмертный». Проект помогла осуществить В. Ф. Комиссаржевская, дирижировал А. К. Глазунов. Два сезона Театра Комиссаржевской оказались столь значимы, что рожденный уже в новое время Драматический театр стал носить имя великой актрисы (с 1959г.).

До революции (1906-1917)

После того, как театр Комиссаржевской переехал на Офицерскую улицу, в театральный зал Пассажа в 1908-1912 годах гастролировала московская труппа с веселым жанром фарса, легкой комедии, обозрений Симона Сабурова.

С осени 1913г. театр С. Ф. Сабурова надолго утвердился на сцене Пассажа, уже как постоянный петербургский театр, с премьершей Еленой Грановской и ее партнером по сцене С. Надеждиным, (с 1925 по 1929гг. художественным руководителем и ведущим актером ленинградского театра «Комедия»).

Блистательная актриса Елена Грановская - «русская Режан» - тонко соединила в ролях «легкого жанра» и французский шарм, и дух русской театральной школы. Редко, кому удавалось играть фарс, как психологическую драму, сохраняя очаровательную гривуазность стиля.

В 1916-1917гг. в подвале Пассажа работало кабаре К. Марджанова «Би-ба-бо».

После революции (1917-1942)

С 1 марта 1932 г. стал филиалом Госдрамы, где играли свой репертуар ученики Л. С. Вивьена, вышедшие из Театра актерского мастерства. Здесьпробовали себя в режиссуре Н. Бромлей, Н. Рашевская, Н. Симонов, В. Кожич.

В 1936г. в Пассаж переезжает Театр-студия Сергея Радлова, позже (1939 г.) переименованный в Театр им. Ленинградского Совета. Открывал сезон (1 сентября 1936г.) спектакль «Отелло» В. Шекспира. Поиск «оптимистической драмы» - через смерть к новой жизни – была сверхзадачей театра. В репертуар вошли спектакли «Как закалялась сталь» Н. Островского (Корчагин - Б. Смирнов, 1937), «Маленькие трагедии», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Бесприданница».

С начала войны бригады актеров выезжали на фронт. А на сцене репетировали комедию В. Дыховичного «Свадебное путешествие», «Эмилия Галотти». 3 декабря 1941г. состоялась последняя премьера - «Дама с камелиями» (перевод А. Радловой, Готье – Т. Якобсон). Театр проработал до конца января 1942 г. и был эвакуирован.

Городской ("Блокадный") театр.

18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр – «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссеры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. В труппу вошли, артисты. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов.

Репертуар театра с 1942г.

Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным. Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах». («Известия»)

Осенью 1944 г. театр стал называться Ленинградским драматическим.

После войны театр утратил исключительность. Мирное время диктовало иные задачи. Художественный лидер пришел не сразу. И хотя на этой сцене ставили спектакли такие яркие режиссеры, как В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, театр не имел цельной художественной программы. Удачи были единичными - от спектакля к спектаклю, от режиссера к режиссеру, - «Женитьба Белугина» А. Островского, «Нахлебник» И. Тургенева, «Три сестры» А. Чехова. Шумным успехом пользовался спектакль 1948г. В. Кожича «Дон Сезар де Базан» с Владимиром Честноковым в главной роли.

В 1950-60-е годы в театре работали режиссеры В. Андрушкевич («Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины, совместно с З. Корогодским; «Чудак» Н. Хикмета, совместно Р. Сиротой), М. Сулимов («Иду на грозу» Д. Гранина, «Дети солнца» М. Горького, «Еще не вечер» В. Пановой.

Здесь начинали молодые режиссеры А. Белинский («Миллионерша» Б. Шоу), И. Владимиров («Время любить» Б. Ласкина). Становились актерами молодые Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев. Блистали Иван Дмитриев, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Ставились хорошие авторы, в том числе, и молодые – А. Галич, Д. Гранин, И. Дворецкий, Э. Брагинский, Л. Зорин. Работали художники В. Рындин, А. Босулаев, М. Григорьев, Д. Лидер, О. Целков и др.

В 1959 театру присвоили имя В. Ф.Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог М. Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля «Дети солнца по пьесе» М. Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).

С 1966 года и до самой смерти (1991) театром руководил ученик Л. Вивьена Рубен Сергеевич Агамирзян (1912-1991). Его знаменитая постановка трилогии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала для театра таким же символом, как «Чайка» МХАТа. Именно в этот период театр обрел творческое лицо, определил свой уникальный путь в искусстве.

Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя их новой кровью своих воспитанников по Театральной Академии, (тогда ЛГИТМиКа).

Выстраивался новый репертуар, в котором ставка делалась на новую отечественную драму во всем разнообразии ее многонационального потока. На афише были имена Ч. Айтматова, Ф. Искандера, В. Быкова, Н. Думбадзе, И. Друцэ. На этой сцене состоялся дебют драматурга Г. Горина, спектакль «…забыть Герострата!». Современная тема на этой сцене была традиционно приоритетной. Театр «гремел» по всей стране своими новаторскими, остро публицистическими постановками современных пьес. Ответы на вопросы жизни искал в уроках истории. Это были постановки пьес Г. Горина и, конечно, пьесы Михаила Шатрова – «Большевики», «Синие кони на красной траве».

В кулисах театра смешались многие художественные события, но память обо всех работавших на этой сцене актерах и режиссерах бережно хранится и поныне. Театр хранит актерскую преемственность, и, приходя в труппу театра, молодежь оказывается в атмосфере доброжелательности и творческой активности. Многие актеры театра хорошо известны российскому зрителю. Это народные артисты России Галина Короткевич, Борис Соколов, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Георгий Корольчук, Наталья Данилова, Наталья Орлова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин и др.

Театр в наши дни

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна. Его Театр открыт новым идеям, поэтому здесь ставят спектакли молодые режиссеры. Приглашение на постановки разных режиссеров придает внутреннюю подвижность творческому коллективу, является гарантом художественной новизны. Театр выпускает за сезон четыре спектакля. Очень важно, чтобы и зритель, и создатели спектакля получали радость от соприкосновения с литературным материалом. Одно из ярких подтверждений тому - спектакли Александра Морфова «Дон Жуан», «Ваал», «Сон в летнюю ночь». Притягательная карнавальная легкость этих спектаклей сродни магическому языку театра, в котором также возможно взаимопроникновение реального и выдуманного, комического и трагического.

Многообразен жанровый диапазон театра. На афише - лирические комедии, драмы и трагикомедии - каждое поколение может выбрать свой спектакль.

Гастроли, бесспорно, расширяют художественный кругозор творческого коллектива. За последние годы театр побывал в Македонии, Албании, Монголии, Израиле, Польше, Словении, Словакии, Японии, Германии и т. д.

Санкт-Петербургский театр им. В. Ф. Комиссаржевской находится в активном сотрудничестве с театральными коллективами Балканских стран с 1991г. Его связывает творческая дружба с Битолским драматическим театром, а также Международным фестивалем искусств «Охридское лето».

В 2005 г. создана международная творческая ассоциация «Новая европейская театральная акция» (NETA). Декларацию подписали министры культуры, руководители театров и театральных фестивалей всех Балканских государств, а также Румынии, Турции и России. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – один из участников NETA.

В 2007 г. Театр им. Комиссаржевской при содействии Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ (Роскультура), Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского отделения союза театральных деятелей РФ с большим успехом провел первый театральный фестиваль стран балканского региона «Балканское театральное пространство».

18 октября 2012 года театр отметил 70-летие.

Труппа театра

    Леонид Вивьен Сергей Радлов Владимир Кожич Борис Зон Елена Грановская Владимир Честноков Мария Бабанова Дора Вольперт (1944—1991) Эмилия Попова Алиса Фрейндлих (1957—1961) Дмитриев, Иван Петрович Игорь Дмитриев (1948—1967) Ильичёв, Виктор Григорьевич (1973—1975) Станислав Ландграф (1961—2006) Особик, Владимир Васильевич (1966—1991) Агамирзян, Рубен Сергеевич (1966—1991) Суслов, Валерий Степанович Короткевич, Галина Петровна Екатерина Мелентьева Сергей Боярский Николай Боярский Борис Соколов Шелохонов, Пётр Илларионович (1974—1994) Ефим Каменецкий Конопацкий, Иосиф Николаевич (1970—2000) Валентина Панина Г. А. Корольчук Наталья Данилова Наталья Орлова Наталья Четверикова Анатолий Горин Чистяков, Виктор Иванович Ирина Асмус (1941—1986) Леонид Ниценко (1944—2009) Георгий Сатини (1949—1957)

Современная труппа театра

    Абросимова, Тамара Михайловна Андреева, Елена Анатольевна Анисимов, Александр Александрович Анциферова, Инна Викторовна Арикова, Ольга Альбертовна Бакулин, Егор Владимирович Белявская, Ольга Леонидовна Богданов, Владимир Аркадьевич Большаков, Александр Дмитриевич Бызгу, Сергей Дмитриевич Бычкова, Маргарита Геннадьевна Васильев, Иван Сергеевич Вартанян, Анна Михайловна Вонтов, Александр Борисович Ганелин, Евгений Рафаилович Горин, Анатолий Александрович Данилова, Наталья Юрьевна Демидов, Константин Вячеславович Ершов, Юрий Николаевич Игумнова, Евгения Викторовна Иванов, Евгений Алексеевич Каменецкий, Ефим Александрович Корольчук, Георгий Алексеевич Короткевич, Галина Петровна Краско, Иван Иванович Крылов, Владимир Владимирович Кузьмина, Кристина Алексеевна Литвинов, Роман Романович Макин, Александр Владимирович Мельникова, Анастасия Рюриковна Мкртчян, Артур Каренович Нилова, Елизавета Алексеевна Овсянко, Юрий Фёдорович Орлова, Наталья Михайловна Панина, Валентина Викторовна Попова, Неля Анатольевна Приходько, Родион Андреевич Пьянов, Денис Валерьевич Самарина, Татьяна Владимировна Соколов, Борис Михайлович Симонова, Елена Вячеславовна Слижикова, Светлана Владимировна Сыдорук, Александра Ивановна Худолеев, Анатолий Григорьевич Четверикова, Наталья Анатольевна

Репертуар

Постановки прошлых лет

    «Дон Сезар де Базан» А. д' Эннери и Ф. Дюмануара (перевод с французского Е. Аскинази и В. Голод). Режиссёр: Владимир Кожич. (1957) «Насмешливое моё счастье» Л. А. Малюгина (1968) «Если бы небо было зеркалом» Н. Думбадзе (1971) «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1972) «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (1976) «Царь Борис» А. К. Толстого (1978) «Святая святых» И. П. Друцэ (1977) «Вызываются свидетели» Н. Думбадзе. (1974) «Продавец дождя» Н. Ричарда Нэша. (1975) «Самый правдивый» Г. Горина (1977) «Гнездо глухаря» Виктора Розова (1979) «Тема с вариациями» С. Алёшина (1980) «Дипломат» (1981) «Дни Турбиных» М. А. Булгакова (1983) «Полоумный Журден» М. А. Булгакова (1991) «Французские штучки» Ж.-Ж. Брикера и М. Ласега. Режиссёр: А. Исаков. Премьера 9 августа 1991 «Босиком по парку» Нила Саймона. Режиссёр: А. Исаков. (1993) «Антиквариат» А. Пуккемаа. Режиссёр: А. Исаков. (1993) «Мистификатор» И. Гаручавы и П. Хотяновского. Режиссёр: Александр Исаков. Премьера 14 января 1999 «Вор в раю» Эдуардо де Филиппо Режиссёр: Андрей Горбатый. Премьера 27 февраля 2001 «Шут Балакирев» Г. Горин Режиссёр: Эдуард Кочергин. Премьера 23 мая 2001 «Лето и дым» по пьесе Теннесси Уильямса. Режиссёр: Александр Бельский. Премьера 28 июня 2005 «Последний герой» по пьесе Александра Марданя. Режиссёр: Георгий Корольчук. Премьера 15 июня 2006 «Комедиант» по пьесе Джона Осборна. Режиссёр: Александр Бельский (2007)

Текущий репертуар

    «Безымянная звезда» М. Себастьяна Режиссёр: В. Фильштинский 1996 — «Бульварная история» Альдо Николаи Режиссер: Валерий Гришко 1998 — «Буря» У. Шекспира Режиссёр: Александр Морфов 2000 — «Утоли моя печали…» С. Буранова. Режиссёр: Георгий Корольчук. Премьера 8 июня 2000 2002 — «Sex соmedy в летнюю ночь» Вуди Аллена. Режиссёр: Валерий Гришко. Премьера 21 мая 2002 2003 — «…О жизни, смерти и любви» спектакль-монолог по рассказам: И. Бунина «Холодная осень», А. Чехова, «Рассказ г-жи NN», Н. Лескова «Тупейный художник». Режиссёр: Т. Насиров. Премьера 3 января 2003 2004 — «Дон Жуан» по мотивам пьесы Ж.-Б. Мольера. Режиссёр: Александр Морфов Премьера 30 января 2004 2005 — «Ваал» Б. Брехта. Режиссёр: Александр Морфов. Премьера 14 марта 2005 2005 — «Тише, афиняне!» Режиссёр: Георгий Корольчук. Премьера 6 декабря 2005 2006 — «С тобой и без тебя» А. Менчелл. Режиссёр: Валерий Гришко. Премьера 6 января 2006 2007 — «Двенадцать месяцев» С. Маршака. Режиссёр: Тамара Абросимова. Премьера 24 марта 2007 2007 — «Сон в летнюю ночь» Шекспира Режиссёр: Александр Морфов. Премьера 3 апреля 2007 2008 — «Шесть блюд из одной курицы» Г. Слуцки. Режиссер: В. Гришко. Премьера 23 декабря 2008 2008 — «Живой товар» по произведениям А. Чехова. Режиссер: И. Коняев. Премьера 15 марта 2008 2008 — «Любовник» Г. Пинтера. Режиссер: Л. Георгиевски. Премьера 27 марта 2008 г. 2009 — «Мыльные ангелы» по мотивам пьесы Э. Кинтеро «Тощий приз». Режиссер — А. Морфов. Премьера 20 сентября 2009 2010 — «Доходное место» А. Островского. Режиссер: И. Коняев. Премьера 5 марта 2010 2010 — «Сиротливый Запад» М. Макдонаха. Режиссер: В. Крамер. Премьера 20 апреля 2010 2010 — «Страсти по дивану» М. Тульчинской. Режиссер: Г. Корольчук. Премьера 22 мая 2010 2011 — «Любящий тебя Достоевский» И. Латышева по письмам Ф. Достоевского и А. Достоевской. Режиссер: И. Латышев. Премьера 13 апреля 2011 2011 — «Эрос» П. Когоута. Режиссер: И. Коняев. Премьера 17 сентября 2011 2011 — «Невольницы» А. Островского. Режиссер: Г. Корольчук. Премьера 4 ноября 2011 2012 — «Карусель любви» по пьесе Д. Хэйра «Голубая комната». Режиссер: Г. Йолевски. Премьера 20 апреля 2012 2012 — «Один голый, другой во фраке» по фарсам Д. Фо. Режиссер: А. Нордштрем. Премьера 12 октября 2012 2013 — «Ночь Гельвера» И. Вилквиста. Режиссер: А. Баргман. Премьера 19 января 2013

Адрес театра

191011, Санкт-Петербург, Итальянская улица, д. 19, Станции метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Выходной день — вторник.

Руководители

    Шварцкопф, Юрий Алексеевич
Гид-словарь: 

Ближайшие