Ангкор-Ват

Флаг ЮНЕСКО

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 668рус. • англ. • фр.

Ангкор-Ват[1][2][3][4][5][6][7][8][9] или Ангкорвоат[10][11][12] (кхмер. [?k?voat] — «храм Ангкор»[13]) — гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений[9] и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II. В составе градостроительного комплекса Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[9].

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3000 км, а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Первоначально посвящённый богу Вишну, с точки зрения архитектуры объединяет типологию индуистского храма-горы, представляющего мифическую гору Меру — обиталище богов — и типологию галерей, свойственных архитектуре позднейших периодов. Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направлении к центру, по периметру окруженных стеной 1,5?1,3 км и рвом с водой, длина которого составляет 3,6 км, а ширина — 190 м. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса; центральная башня возносится на 42 м над святилищем, общая же её высота от поверхности земли достигает 65 м.

В XV веке перестал использоваться и был заброшен[14]. Открыт для европейской цивилизации в 1860 году[15]. Ангкор-Ват изображён на государственном флаге и гербе Камбоджи[9].

Храм Ангкор-Ват является символом национальной гордости и изображается на флаге Камбоджи с 1863 года Монахи перед прудом в Ангкор-Вате

Этимология и написание

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от слова ‘нагара’ (санскр. : ?), означающего «город». По-кхмерски оно читается как ‘ноко’ (кхмер. : — «королевство, страна, город»), однако в просторечии кхмерам гораздо удобнее произносить ‘онгко’. Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

«Ангкор» не является историческим названием, исконно присущим этой области королевства Камбоджа. Оно возникло гораздо позже, когда здешние места были давно покинуты кхмерскими правителями, потеряли своё значение столичной области и стали приходить в упадок. Тем не менее, здесь всегда оставались жить люди, и Ангкор сохранял значение довольно крупного города, что и отразилось в его названии. В пользу чего косвенно говорит тот факт, что в кхмерском языке есть разные понятия для обозначения «города» и «главного города». Имея в виду нынешнюю столицу королевства, Пномпень, кхмеры часто говорят просто ’тикронг’ (кхмер. : ?; сравн. ? — «Пномпень»), то есть «город, являющийся местом короля», его престолом, а не ‘ноко’, то есть «город» как населённый пункт.

С течением веков, редуцированное простонародное ‘онгко’ приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор[16]), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом, а также храма Ангкор-Ват.

«Ват» происходит от палийского выражения ‘ваттху-арама’ (пали : — «место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По-кхмерски ‘воат’ (кхмер. : ) может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват является символом национальной гордости кхмеров.

По-кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится ‘Онгковоат’ (кхмер. : ). В подавляющем большинстве источников оно ошибочно трактуется как «город-храм». В действительности, поскольку название «Ангкор» с XV—XVI[17] веков употреблялось в значении имени собственного, наиболее точным переводом является «храм Ангкор»[13]. Фактически, в названиях Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом противопоставляются «малый Ангкор» и «большой Ангкор».

В русском языке ныне принято написание Ангкор-Ват, хотя иногда встречаются варианты Ангкор Ват[18][19][20][21] и Ангкорвоат[10].

История

Пранг Аэрофотоснимок. Хорошо виден ров с водой 190-метровой ширины

Ангкор-Ват представляет собой выразительнейший пример архитектуры Кхмерской империи, первые храмы которой были возведены в VI веке. Этот гигантский храмовый комплекс был построен правителем Сурьяварманом II (годы правления: 1113—1150).

Ни капсула, заложенная при начале строительства, ни современные надписи со ссылкой на храм не были найдены. Поэтому его первоначальное название неизвестно. Но возможно, храм был известен как Varah Vishnu-lok (дословно: Местоположение Святого Вишну).

Полагают, что работа по строительству храма была закончена вскоре после смерти короля. При этом украшения некоторых из барельефов остались незавершёнными[22].

Ангкор-Ват, в отличие от других храмов Ангкора, хотя после XV века не использовался, тем не менее не был полностью заброшен. Ангкор-Ват был сохранён отчасти и благодаря рву, который предоставлял некоторую защиту от посягательств со стороны обитателей джунглей[23].

Одним из первых западных посетителей храма был Антониу да Мадалена (англ.)русск., португальский монах, который посетил его в 1586 году и сказал, что «это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить»[24]. Однако ранее храм был посещён другим португальцем — негоциантом Диогу ду Коуту, путевые заметки которого увидели свет в 1550 году[25].

Комплекс был «открыт» для европейской цивилизации в 1860 году французским путешественником Анри Муо, хотя известно, что и до него в этих местах были европейцы. Так, лет на пять ранее Ангкор посетил французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, описавший свои наблюдения в двух книгах[25].

В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО. Является главной туристической достопримечательностью Камбоджи.

Архитектура и оформление

Макет храма Главный вход в храм Фотография храма Ангкор-Ват, сделанная в 1866 году Эмилем Гзеллем

Храм построен в так называемом ангкорианском стиле, характерном для этапа зрелости и утонченности на пути развития кхмерской архитектуры, и несет также выраженные черты влияния индуистской. Относится к типу «храм-гора», характерному для культовых сооружений Камбоджи[9].

Кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.

Храм представляет собой прямоугольную конструкцию размером 1500?1300 м и занимает площадь 200 га, включая расположенный по периметру ров 190 м шириной. Комплекс состоит из большого внешнего двора, огороженного стеной, и центральной платформы, на которой возведено сооружение из трёх концентрических строений, — собственно храм. Вход в храм находится с западной стороны[9]. От входной башни к храму ведёт дорога, которую обрамляют парапеты со скульптурами семиглавых змей[9].

Архитектура Ангкор-Вата органично сочетается с его скульптурным оформлением. Скульптуры здесь играют архитектоническую роль. На трёх ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также на тему кхмерской истории. Наиболее примечательны 8 огромных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана», «Битва на Курукшетре» и другими, общая площадь которых составляет 1200 м?. Стены второго яруса украшают около 2000 фигур небесных дев — апсар[9].

Внешний контур

Внешняя стена (размерами 1024 на 802 метра и высотой 4,5 метра) окружена рвом шириной 190 метров с прибрежной тридцатиметровой полосой открытой земли. Проход к храму осуществляется по земляной насыпи с востока, а с запада по гребню дамбы из песчаника. Вход с запада является главным входом, и, возможно, в прошлом здесь вместо дамбы располагался деревянный мост[26]. Каждой из сторон света соответствует своя горупа (надвратная башня, служащая входом в храмовый комплекс). Соответственно, западная горупа является самой большой, она состоит из трёх, ныне разрушенных, башен. Морис Глейз (англ. Maurice Glaize), хранитель Ангкор-Вата в 1937—1945 годах, отмечает, что эта горупа одновременно и скрывает комплекс от входящего и вторит ему, являясь его подобием[27]. Под южной башней расположена статуя Вишну, известная как Ta Reach, которая, возможно, изначально располагалась в центральной части храма[26]. Башни соединены галереями, которые имеют сплошную стену с внутренней стороны и квадратные колонны с наружной. Галереи эти достаточно велики, чтобы пропустить слонов, и входы горупы часто называют «слоновьими воротами». Потолок между колонн украшен розетками в виде лотоса, западный фасад стены украшен танцующими фигурами, а восточный — окнами в виде балюстрады, фигурами мужчин, танцующих на спинах скачущих животных, и деватами, среди которых есть один, единственный во всём храме, оскаливший зубы.

Схема храма

Внешняя стена замыкает пространство в 820 тысяч квадратных метров (203 акра), которое помимо собственно храма изначально было занято городскими постройками и, к северу от храма, королевским дворцом. Как и все остальные мирские здания Ангкора, данные сооружения были построены из недолговечных материалов (по сравнению с каменными конструкциями храма), и от них практически ничего не осталось, за исключением контуров некоторых улиц[28] Большая часть пространства ныне покрыта лесом. Западную горупу с храмом соединяет трёхсотпятидесяметровая каменная дорога (платформа) с балюстрадой в виде фигур Наги (Naga Bridge (англ.)). Дорога имеет шесть сходов в город с каждой стороны. С обеих сторон дороги расположены также так называемые «библиотеки» (Library (англ.)), находящиеся напротив третьих по счёту лестничных сходов (считая от самого храма). Между этими библиотеками и храмом размещены пруды. Пруды не являются оригинальным элементом в композиции комплекса, они были добавлены позднее, как и крестообразная терраса, охраняемая фигурами львов, соединяющая каменную дорогу с ядром комплекса[28].

Строительные технологии

Верхняя галерея Ангкор-Вата. Необычный угловой барельеф

Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированный мрамор. Кладка осуществлялась без раствора, при этом камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать. Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса. В некоторых случаях используется соединение на шип, а также «ласточкин хвост». Предположительно, камни устанавливались на место с использованием силы слонов, которые служили подъёмной силой в блочном механизме с использованием канатов из койра. Анри Муо отмечал, что большая часть камней имеют отверстия диаметром 2,5 см и глубиной 3 см, причём чем больше каменный блок, тем больше на нём отверстий. Точное назначение этих отверстий неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что эти отверстия предназначались для соединения камней друг с другом с помощью металлических стержней, другие выдвигают теорию, что в эти отверстия вставлялись временные нагели, которые служили для облегчения управлением перемещения камня во время монтажа.

Для строительства комплекса использовано огромное количество песчаника, сопоставимое с количеством, ушедшим на строительство пирамиды Хефрена в Египте (более 5 миллионов тонн). Песчаник привозился из каменоломен на плато Кулен сплавом по реке Сиемреап (англ. Siem Reap River). Подобная транспортировка должна была производиться с большой осторожностью, чтобы избежать опрокидывания чрезвычайно тяжеловесного груза. Делались современные оценки, по которым выходило, что строительство в наше время заняло бы не одну сотню лет[29] Однако, Ангкор-Ват был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол, а закончен вскоре после его смерти, то есть спустя не более чем 40 лет.

По большому счёту все поверхности, колонны, перемычки и даже крыши покрыты резьбой. Километры рельефа показывают сцены из индийской литературы, включая изображения единорогов, грифонов, крылатых драконов, везущих колесницы, отрядов воинов, предводительствуемых лидерами верхом на слонах, обворожительных танцовщиц со сложными изысканными причёсками. Стены галерей украшены более тысячью квадратных метров барельефов. В некоторых стенах Ангкора имеются отверстия, что может свидетельствовать о том, что стены ранее были украшены бронзовыми листами. Это считалось особым изыском в древние времена, но такие украшения становились главной целью для грабителей. Во время раскопок в Кхаджурахо Алекс Иванс, каменщик и скульптор, воссоздал каменную скульптуру около 1,2 м высотой. У него ушло около двух месяцев, чтобы высечь её из камня[30]. Навыки, которые были необходимы для создания подобных скульптур, были развиты сотни лет до этого, что подтверждается некоторыми находками, датированными периодом до 7 века, перед тем, как к власти пришли Кхмеры[29][31].

В массовой культуре

    Civilization IV, Civilization V — в качестве одного из возможных для постройки специальных чудес света. в Diamond Rush (стандартная игра для телефонов Nokia) — одна из трех локаций. Atlantica online — одна из игровых локаций Tomb Raider IV: The last revelation — первая локация игры, тренировочный уровень. Rise Of Nations — в качестве одного из чудес света, доступного для постройки.
Страна: 
OnMap: 

Ближайшие
Еще в этой стране