Церковь Швеции
Церковь Швеции
Герб Церкви Швеции
Конфессия
Направление
Управление
Глава
Соглашения
Территория
Основатель
Дата основания
Место основания
Членов
Официальный сайт
Церковь Швеции (швед. Svenska kyrkan) — крупнейшая христианская деноминация в Швеции, крупнейшая лютеранская церковь во Всемирной лютеранской федерации и в мире, член Порвоо Сообщества. Членами церкви являются около 6,4 миллионов человек или 67,5 % населения Швеции[1]. Однако, только 2 % посещает богослужения еженедельно. До 2000 года церковь имела статус государственной.
Название «Церковь Швеции» впервые появилось в законодательном акте в 1860 году (в первом законе о несогласных). Это название было необходимо для того, чтобы различать Церковь Швеции от других конфессий.
Церковь Швеции представляет собой:
- сообщество людей евангелическо-лютеранской веры в Швеции, объединяющее приходы и диоцезы; открытую национальную церковь, работающую с демократическими организациями и через церковное служение, охватывающую всю нацию;
Главой Церкви Швеции является Архиепископ Уппсалы, с 15 октября 2013 года им избрана Антье Якелен[2].
Вероучение
Начало вероучения шведской церкви после реформации было заложено в 1536 году во время правления короля Швеции Густава Васы. На созванном им Синоде церкви в Швеции Каноническое право Римско-католической церкви было отменено. Этот акт официально отделил церковь в Швеции от папы. В 1572 году церковь приняла «Шведский церковный устав», в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся шведской церкви. Главой церкви отныне стал король.
Официально шведская церковь стала лютеранского вероисповедания в 1593 году, когда Синод шведской церкви в Уппасале принял Аугсбургское исповедание, лютеранские вероучения были признаны обязательными для всего шведского королевства, а также издал документ лат. «Confessio Fidei», согласно которому были приняты:
- Апостольский Символ веры Никейский Символ веры Афанасьевский Символ веры Аугсбургское исповедание Решение Синода в Уппсале 1572 года Решение Синода в Уппсале 1593 года
В 1686 году Риксдаг принял Книгу Согласия, которая включает в себя также:
- Апология аугсбургского исповедания Шмалькальденские артикулы О власти и первенстве Папы Большой Катехизис Мартина Лютера Малый Катехизис Мартина Лютера Формула Согласия
В XIX—XX веках были официально утверждены различные церковные соглашения, в основном направленные на экуменизм:
- Уппсальское исповедание 1909 года, для полного евхаристического общения с Церковью Англии Конституция Всемирного совета церквей (ВСЦ) Конституция Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ) «Крещение, Евхаристия и Служение», также известное как «Лимский документ» (англ. «Lima Document») ВСЦ в Лиме в 1982 Договор 1995 года об общении с Независимой Филиппинской церковью Вступила в Порвоо Сообщество в 1996[3] (англ. Porvoo Communion) для полного общения с другими 11 церквями, не являющимися католическими, но не нарушившими апостольскую преемственность.
На практике, тексты лютеранских вероучений играют второстепенную роль, вместо этого приходы опираются на лютеранские традиции, смешанные с влиянием других христианских конфессий и различных церковных движений, такие как Низкая церковь, Высокая церковь, Пиетизм («Старая церковь») и Лестадианство, которые могут быть установлены на местном уровне, но не имеют большого общенационального влияния.
С XX века Церковь Швеции в большинстве своем проповедует либеральное христианство и защищает права человека.
История
Христианство проникло в Швецию, как и во многие другие страны, через миссионерские монашеские ордена, моряков и торговцев. Католический монах Ансгар считается первым, кто пришёл с христианской проповедью в Швецию в IX веке. Так же считается, что именно по его инициативе первые христиане в Швеции построили первую церковь, церковь в городе Бирка на озере Меларен.
Образование шведской церкви
Важным событием для христианства в Швеции был Улоф Шётконунг, который был первым христианским королём Швеции, вероятно, крещеным английским миссионером. Его политика была направлена на активное распространение христианства в Швеции. Миссионеры проповедовали христианство, строились католические монастыри, церкви, в центре поселений, как знак Божьего присутствия в мире. Задачами церкви были не только воспитание людей в христианской вере, но так же образование и здравоохранение. Со временем церковь стала в стране весьма могущественной силой, в том числе богатейшим землевладельцем: площадь церковных владений превышалась общую площадь землей, принадлежащих шведским дворянам.
Реформация
Основная статья: Реформация в Швеции Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом — Католическая Церковь
В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаурентиус (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической церкви. В 1518 году Олаус вернулся в Швецию и стал диаконом и учителем Стренгнесской церковной школы. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане, которые кидали в проповедника камнями и палками. Первоначально отрицательно к проповеди нового учения отнесся и новый король Швеции Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королем и папой Климентом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате этого отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.
Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно — с 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году на нём был издан Новый Завет, а в 1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги.[4]
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашен король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королем.
В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаурентиус. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменен. В 1571 году Лаурентиусом Петри был разработан «Шведский церковный устав», в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви. Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля.[5]
Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточенного противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, которое имело место в странах Центральной Европы, изменения во внешнем характере богослужений не имели сильных отличий от таковых в Римско-католической церкви. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую преемственность, так Лаурентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским, посвященным в свой сан в Риме[6].
Реформация была проведена и в Финляндии, в то время являвшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в г. Або) стал Микаэль Агрикола, который составил первый букварь финского языка и перевел на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.
В 1718 была попытка объединения Шведской и Англиканской церкви, которая провалилась из-за сопротивления консервативного шведского епископата, обвинявшего англикан в чрезмерном кальвинизме.
Пиетизм и движения веры
С конца XVII века в стране стал распространяться пиетизм, позиции которого усились после поражения Швеции в Северной войне. Так как это стало рассматриваться как угроза единству церкви, то 12 января 1726 года был принят закон о молитвенных собраниях (конвектильплакат), который запрещал собрания верующих вне церковных зданий.
Тем не менее в начале XIX века в стране стали распространяться ривайвелистские движения веры, в проповеди которых важную роли стали играть приходские священники или просто миряне. Одним из наиболее известных проповедников того периода стал Карл Росениус. В 1858 году конвектильплакат был отменён, что стимулировало развитие свободноцерковного движения.
XX век
В 1958 году шведский парламент принял закон, позволяющий женщинам быть рукоположёнными в клир (в том числе быть пасторами и епископами). Первые такие ординации были совершены в апреле 1960 года[7].
В 1992 году Церковь Швеции вступила в Порвоо Сообщество (англ. Porvoo Communion)[3] и подписала соглашение о полном общении с другими 11 церквями, не являющимися католическими, но не нарушившими апостольскую преемственность.
1 января 2000 года Церковь Швеции была отделена от государства[8]. Тем не менее c отделением церкви от государства вступил в силу «Закон о Церкви Швеции» (швед. Lag om Svenska kyrkan), который контролирует церковь, чтобы она была лютеранской, национальной и демократичной.
XXI век
В 2007 году Церковь Швеции начала благословлять однополые браки и разрешила ординировать геев и лесбиянок[9]. С 1 ноября 2009 года Церковь Швеции регистрирует однополые браки[10]. Это решение было принято на церковном заседании 176 голосами против 63 и 11 воздержались[11]. Таким образом Церковь Швеции становится одной из первых церквей в мире, отходящая от понятия гетеросексуального брака как традиционного. Согласно исследованию в 2008 году 71 % шведов считает, что однополые браки должны быть разрешены[12].
8 ноября 2009 года в Церкви Швеции в сан епископа Стокгольма возвели открытую лесбиянку, 55-летнюю Еву Брунне. Торжественное богослужение c рукоположением состоялось в Уппсальском Кафедральном соборе.[13] Брунне стала первым в мире епископом-лесбиянкой и пятой женщиной-епископом в Швеции.
Церковная структура
Высшие органы — церковное собрание (Kyrkomotet) и епископское собрание (Biskopsmotet), между из заседаниями — церковное правление (Kyrkostyrelse). Церковь Швеции разделена на тринадцать диоцезов (швед. stift). Высшие органы диоцезов — диоцезальное собрание (Stiftsfullmaktige), между его заседаниями — диоцезальное правление (Stiftsstyrelse). Диоцез разделен на «контракты» (швед. kontrakt), которые разделены на приходы (швед. forsamlingar). Высшие органы приходов — церковные собрания (Kyrkofullmaktige), избираемая мирянами или церковные сходы (kyrkostamma) состоящие из всех жителей прихода, между их собраниями — церковные советы (Kyrkorad), во главе прихода стоит пресвитер (prast). Один или несколько округов могут вместе сформировать больший приход (швед. pastorat).
Диоцезы Церкви Швеции
Основная статья: Диоцезы Церкви Швеции
Диоцез Главный собор Епископы Действующий епископ
Диоцез Уппсалы
Диоцез Уппсалы
Диоцез Векшё
Диоцез Вестероса
Диоцез Висбю
Диоцез Гётеборга
Диоцез Карлстада
Диоцез Линчёпинга
Диоцез Лулео
Диоцез Лунда
Диоцез Скары
Диоцез Стокгольма
Диоцез Стренгнеса
Диоцез Хернёсанда
Богослужение
Церковные обряды
Отношение к гомосексуальности
Церковь Швеции не считает гомосексуальность грехом. 27 октября 2005 года церковный Собор принял решение благословлять гомосексуальные союзы и создала соответствующий обряд. В ответ на это Русская православная церковь приняла решение о приостановке двусторонних отношений[14]. 1 ноября 2009 года вступило в силу решение Церковного Собора о венчании однополых браков[15]. 8 ноября 2009 года епископом Стокгольма стала открытая лесбиянка Ева Брунне[16].
Церковь Швеции в России
Структуры Церкви Швеции на территории современной России существовали в период между Ливонской и Северной войнами. В это время на территории Ингерманландии было основано 25 приходов[17]. После возвращения Ингерманландии России подчинение этих приходов Церкви Швеции прекратилось. После разрушения крепости Ниеншанц были уничтожены и существовавшие там кирхи. Оставшиеся жители были переселены в новый город — Санкт-Петербург. В 1733 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине земельный участок (сейчас это территория между Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улицами), на котором была возведена деревянная церковь святой Анны. После разделения прихода на шведскую и финские общины, был создан отдельный шведский приход с церковью святой Екатерины. Приход существовал до 1934 года. В настоящее время деятельность прихода возобновлена, однако, несмотря на братские связи с Церковью Швеции, организационно он входит в ЕЛКРАС.
Опубликовано пользователем Valeratal