Дорога жизни
Баржа с продовольствием на Ладожском озере, сентябрь 1942
Дорога жизни[1] — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
Хронология
Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда немецкими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет сложные навигационные условия, и с момента основания Санкт-Петербурга строились обводные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С Большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 33 500 человек[2].
17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля — 152 дня. За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч беженцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам, с 25 декабря были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 граммов, а служащим, иждивенцам и детям на 75 граммов[2].
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т различных грузов, из них в блокадный Ленинград — более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров[2].
Летом 1942 года по дну Ладожского озера были проложены трубопровод для снабжения горючим (Ладожский нефтепровод) и «кабель жизни», по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС[2][3].
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.
18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
Маршрут и его описание
Катера подвозят продукты по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Сентябрь 1942
Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20?25 км от занятого противником берега. Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно 6 000 тонн грузов.
При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий[4].
Объём грузоперевозок
По Дороге жизни в 1942 году было перевезено[5]:
- ноябрь-декабрь — 16 499 тонн различных грузов. январь — 52 934 т. февраль — 86 041 т. март — 118 332 т. апрель (до 24-го) — 87 253 т.
В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала до 24 апреля 1942 года. Последний рейс машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. За это время в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража, а для фронта и флота поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов и чуть менее 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.
Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек[6].
Последующая судьба
Летом, с началом навигации, доставка продолжилась силами Ладожской военной флотилии.
В 1943 году Дорогу жизни сменила Дорога Победы — железная дорога, проложенная в отбитом у немецких войск узком коридоре от Ленинграда к Волхову.
Сейчас Дорогой жизни часто ошибочно именуют Рябовское шоссе в черте Санкт-Петербурга, а во Всеволожском районе это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье[7].
Памятники
Монумент «Разорванное кольцо».
Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. «Зелёный пояс Славы» — 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории[8].
- Первые семь километров, по которым проходили транспортные колонны от станции Ржевка по Ленинграду, названы «Ржевским коридором». На трассе установлено четыре мемориальных стелы (архитектор В. С. Лукьянов). Этот участок является естественным продолжением Дороги жизни по городу.
- Мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни, состоящий из монумента, установленного в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова из восьми стел (страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой), установленных в 1975 году архитекторами А. Д. Левенковым, Г. Г. Фетисовым и инженером М. В. Коман Мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км Дороги жизни во Всеволожске (1967, 1975, арх. П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин) Монумент «Катюша» на 17 км Дороги жизни у деревни Корнево (1966, арх. А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Л. В. Чулкевич, констр. Г. И. Иванов и Л. В. Изъюров) 56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал — Ладожское Озеро (1970 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн) 46 памятных километровых столбов на шоссе от станции Ржевка до Ладожского Озера, (1967, арх. М. Н. Мейсель)[9] Мемориальная трасса «Ржевский коридор», проходит по Рябовскому шоссе и шоссе Революции — установлено 4 памятных стелы (1985 г., автор мемориала арх. В. С. Лукьянов) Памятник-паровоз, работавший на Дороге жизни, установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро (1974 г., арх. В. И. Кузнецов) Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40 км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорево (монумент и зенитная пушка, 1966 г.; арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун. инж. И. А. Рыбин) Монумент «Переправа» близ посёлка имени Морозова на правом берегу Невы, посвящённый воинам-понтонерам (1970 г., арх. Л. М. Дрекслер, инж. Е. Н. Луцко) Стела «Стальной путь» на железнодорожной станции Петрокрепость, установленная в честь героев-железнодорожников, работавшим на Дороге жизни (1972 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн, ск. Г. Д. Глинман), рядом — памятник-паровоз (1975 г.) Стела «Кобона» в посёлке Кобона, посвящённая Дороге жизни (1964, арх. М. Н. Мейсель, А. А. Яковлев) Памятник-автомашина «Легендарная полуторка» на 103 км Петрозаводского шоссе, в Дусьеве у развилки на Войбокало (1974 г.; арх. А. Д. Левенков, худ. В. В. Фоменко) Стела «Войбокало» на станции Войбокало, посвящённая Дороге жизни (1975 г.; арх. С. С. Натонин) На берегу Финского залива у Малой Ижоры, памятник, посвящённый Малой Дороге жизни. На Румболовской горе (во Всеволожске, 10 км Дороги Жизни), бронзовая скульптура в натуральную величину с надписью «Памяти машины-солдата» — памятник легендарной ГАЗ-АА, в народе - «полуторке» (2012 г., арх. С. М. Исаков)
Малая дорога жизни
Ладожская Дорога жизни известна.
Но была и другая дорога жизни — малая, по льду Финского залива, выполнявшая ту же функцию, что и Ладожская. В 1941—1944 годах, до снятия блокады Ленинграда по ней в обе стороны шли и ехали люди. Одни в Ораниенбаум, чтобы участвовать в обороне плацдарма. Другие, чтобы разгрузить осаждённый «пятачок» свободной земли от раненых и больных, старых и малых. Они собрались здесь во время отступления из разных районов Ленинградской области, нуждались в лечении, продуктах, тёплом жилье. Часть из них затем осела в Лисьем Носу и Горской, а другая отправлялась на Большую землю по Ладожской трассе.
Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов), по льду через Кронштадт дорога вела к Лисьему Носу и Горской.
Ораниенбаумский плацдарм защищала созданная специально для этого Приморская оперативная группа из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Части 8-й армии в количестве 6 стрелковых дивизий, до этого оборонявшие «пятачок», были переправлены по Малой дороге жизни в Ленинград для усиления его защиты.
По этой 37-километровой магистрали в дни блокады доставлялись разными видами транспорта в Ораниенбаум продовольствие, боеприпасы и многие другие грузы. Благодаря этому уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее, в 1941—1942 гг., от голода здесь погибло около 5000 человек. Летом 1942 большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны.
С ноября 1943 года через Лисий Нос были переброшены большие армейские и флотские силы на Приморский плацдарм для подготовки прорыва вражеского окружения. Прорыв начался 14 января 1944 года.
В июне 1944 года из Ораниенбаума в Лисий Нос было переброшено 22 тысячи бойцов с боевой техникой. Начался прорыв уже разрушенных артиллерией узлов сопротивления противника «Карельский вал».
В Кронштадте есть памятник, который свидетельствует о роли ледовой Малой дороги жизни в освобождении Ленинграда от блокады.[10][11]
Галерея
Памятник в Войбокало
Памятный километровый знак на железнодорожном перегоне Кушелевка — Пискарёвка, у Богословского кладбища
Один из монументов на трассе Ржевский коридор
Барельеф монумента на трассе Ржевский коридор
Памятник «Малая Дорога жизни»
Памятник Неизвестному шофёру в Дусьеве
Опубликовано пользователем Valeratal